Задержка речевого развития у детей раннего возраста, причины и симптомы. | Лунина Алена Александровна. Работа №315134
Задержка речевого развития детей раннего возраста становиться всё более актуальна. Родители, сталкиваются с тем, что речь малышей малопонятна и зачастую в ней присутствуют отдельные слова, аморфные звукокомплексы, в лучшем случае — лепетные сочетания, звукоподражания животным, транспорту. Также могут присутствовать отдельные слова, преимущественно состоящие из одного или двух слогов, при этом звуковое оформление этих слов смазано, нечётко, крайне неустойчиво.
Для того чтобы не допустить дефектного развития речи малыша, родителям необходимо знать нормы речевого развития. Давайте попробуем разобраться, как должна развиваться речь ребенка раннего возраста в норме.
Задержка речевого развития детей раннего возраста становиться всё более актуальна. Родители, сталкиваются с тем, что речь малышей малопонятна и зачастую в ней присутствуют отдельные слова, аморфные звукокомплексы, в лучшем случае — лепетные сочетания, звукоподражания животным, транспорту. Также могут присутствовать отдельные слова, преимущественно состоящие из одного или двух слогов, при этом звуковое оформление этих слов смазано, нечётко, крайне неустойчиво.
Для того чтобы не допустить дефектного развития речи малыша, родителям необходимо знать нормы речевого развития. Давайте посмотрим, как должна развиваться речь ребенка раннего возраста в норме.
0 мес. — один из важных показателей — крик младенца во время рождения. Самостоятельно появился ли крик малыша или была стимуляция.
2-3 мес. – время
активного
гуления
. Ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м).
5-8 мес. – 1 год – вокализация, согласные
П
, Б, М, Г, К и их мягкие варианты. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык речевого аппарата. Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па,
тя-тя-тя
,
ма-ма-ма
и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.
Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.).
В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Малыш активно использует жестовую речь.
1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. – согласные М, П, Б, К, Г, Т, Д, Н и их мягкие варианты, появление согласных
Л
ь,
Сь
. Ребёнок называет лица, предметы. Объединяет аморфные слова в простые фразы.
1 год 8 мес. – 2 года – согласные Х, Й. В речи ребёнка появляются глаголы. Растёт активный словарь, малыш может использовать до 3, 4 слов во фразе.
2 – 3 года – согласные С,
З
, Ц. Могут появиться звуки Ч, Щ, Ш, Ж. Лексический запас может составлять около 500 слов (которыми ребёнок пользуется в речи). Ребёнок использует в речи распространённые, сложные предложения. К 3 годам ребёнком усвоен в общих чертах грамматический строй языка. Усваиваются служебные слова.
Что же может стать причиной задержки речевого развития у малыша?
нарушение слуха;
двуязычная семья (дети – билингвы могут начать говорить с некоторым отставанием от нормы.
Слыша вокруг себя речь на разных языках, они
оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык);
стрессы, неприятная психологическая обстановка в семье (сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи);
индивидуальный темп речевого развития (специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы);
педагогическая запущенность (если с ребёнком почти не разговаривают, заменяют общение
гаджетами
, просмотром мультиков, а выполняют лишь необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, то формирование речи невозможно);
негативизм у ребёнка (иногда родительская настойчивость в своем стремлении «
разговорить
» ребенка, может вызывать у него протест, отрицание использования речи как средства коммуникации);
отсутствие необходимости (возникает отсутствие мотивации вступать в речевую коммуникацию при чрезмерной опеке со стороны родителей, дети не нуждаются в том, чтобы научиться
словесно
выражать свои желания);
проблемы интеллектуального развития (различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость влияют на речевое развитие).
Симптомы, свидетельствующие о нарушениях речевого развития детей раннего возраста:
аномальное протекание
доречевого
периода (малая активность
гуления
и лепета, беззвучность, однотипные вокализации);
отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
неактивные попытки повторения чужих слов (
эхолалии
) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
преимущественное использование ребенком старше 2,5 лет неречевых средств коммуникации (мимики, жестов);
не откликается на свое имя;
не пытается подражать звукам;
не реагирует на простые слова и просьбы, озвученные при помощи простых и часто употребляемых слов;
не реагирует на изменение интонации, когда вы обращаетесь к нему.
А также неблагоприятные воздействия внутриутробного периода (интоксикация, токсикоз) и во время родов (родовая травма, асфиксия). Преждевременные или стремительные роды. У ребенка недостаточно развиты двигательные способности (моторика). После перенесенных серьезных заболеваний до года. Наследственность позднего развития речи (генетическая расположенность). Поздняя коррекция патологии ротовой полости (короткая уздечка и т.д.).
Недоразвитие речи — это сигнал родителям, но, отнюдь, не повод для паники. Здесь важна активная позиция родителей, желание организовать общение с ребенком правильно. Необходимо приложить усилия, уделить максимум времени, терпения и внимания, чтобы разговорить ребенка.
Необходимо учитывать то, что у нормотипичных детей до 3-летнего возраста задержка речевого развития относительно легко поддается коррекции. Скорость и её эффективность зависит от возраста ребенка и систематического посещения занятий со специалистами и соблюдать все их рекомендации.