«Заглавная буква в именах собственных». | Сайпушева Евгения Сергеевна. Работа №278658
Автор: Сайпушева Евгения Сергеевна
Технологическая карта урока русского языка.
Предметная область: русский язык, УМК «Школа России», урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Заглавная буква в именах собственных».
Цель: формирование умения писать имена собственные с заглавной буквы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развивать творческое отношение к учебной деятельности;
• обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
• включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- познавательные:
• обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно строить речевые высказывания;
• способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; осуществлять классификацию слов по самостоятельно определённым критериям.
- регулятивные:
• содействовать развитию умения формировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата;
• учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
- коммуникативные:
• формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению написания имен собственных с заглавной буквы, умению отличать имена собственные от нарицательных;
• обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ;
• способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
• формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Технологическая карта урока русского языка.
Предметная область: русский язык, УМК «Школа России», урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Заглавная буква в именах собственных».
Цель: формирование умения писать имена собственные с заглавной буквы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развивать творческое отношение к учебной деятельности;
• обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
• включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- познавательные:
• обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно строить речевые высказывания;
• способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; осуществлять классификацию слов по самостоятельно определённым критериям.
- регулятивные:
• содействовать развитию умения формировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата;
• учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
- коммуникативные:
• формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению написания имен собственных с заглавной буквы, умению отличать имена собственные от нарицательных;
• обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ;
• способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
• формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Оборудование урока:
компьютер,
телевизор
;
презентация
, выполненная
учителем
к уроку;
карточки для построения наглядной схемы по теме урока;
карточки для индивидуальной работы, для работы в парах;
листы самооценки
;
физкультминутки
;
географическая карта;
карта звёздного неба;
конверт
ы
с прописанным адресом;
фотография малыша с щенком.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№п/п
Этап урока
Деятельность учителя Содержание учебного материала
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1
Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Психологическая подготовка к общению.
Прозвенел звонок весёлый-
Это значит, что сейчас
Снова есть у всех возможность
Познать новое для нас.
Знанья будем добывать,
Чтоб мечты осуществлять!
Вы готовы?
Рада я! Вас приветствую, друзья!
- Проверим готовность к уроку и порядок на рабочих местах.
-Тихонечко садитесь.
Девиз урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится».
- Возьмите, пожалуйста, «листы самооценки». Раскрасьте цветок №1 под свое настроение в начале урока: если отличное – красным, среднее (хорошее) – жёлтым, плохое - синим.
- Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Эмоционально настраиваются на урок.
Контролируют готовность к уроку.
Личностные: самоопределение к деятельности; правильно идентифицировать себя с позицией школьника.
Регулятивные:нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Актуализировать знания.
Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков.
Чистописание.
- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте внимательно слова: Мария, Марина, малина, Михаил, медведь.
- Что объединяет все эти слова? (М, м)
- Почему одни слова написаны с заглавной буквы, а другие – со строчкой?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
(Собственные, нарицательные).
- Для чего нужны заглавные буквы в русском языке?
- Запишем строчку букв М. м, правильно прописывая каждый элемент буквы.
- Как будем писать на минутке чистописания, какие требования будем предъявлять к своей работе?
- Выпишите в тетрадь имена собственные.
Оценивание
-Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте цветочек №2.
• я доволен своей работой (красным цветом)
• я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым цветом)
• я не доволен (синим цветом)
- Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, ко мне подбежал малыш и, улыбаясь, сказал: «У меня есть …»
- Хотите узнать продолжение этой фразы?
- Отгадав этот ребус, вы узнаете продолжение фразы малыша.
- Запишем предложение в тетрадь под диктовку с красной строки:
У меня есть Ш(ш)арик.
Проявляют интерес к материалу изучения.
Представляют собственный опыт, высказывают собственные мысли.
Выполняют письмо по образцу.
Вырабатывают каллиграфический почерк.
Выполняют задание.
Демонстрируют знания, умения.
Оценивают свою работу.
Отгадывают ребус.
Записывают предложение в тетрадь.
Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.
Регулятивные:
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: проводят сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Постановка учебной задачи.
Формулирование темы урока.
Обеспечить деятельность по определению задач урока.
- С какой буквы вы написали слово ШАРИК?
Заглавной или строчной? (Если из ребят никто не написал это слово с заглавной буквы, открываю обратную сторону доски, где заранее записала это предложение:
У меня есть Шарик!
- Как вы думаете, ребята, какое написание правильное?
-Как такое может быть? (Шарик, собака Шарик – имя собственное; шарик, воздушный шарик – имя нарицательное).
- Можем ли мы сейчас смело утверждать, что имел ввиду малыш? (Нет).
- А хотели бы узнать? (Да).
- В конце урока я открою вам этот маленький секрет, а пока, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных)
- Подумайте над значением каждого слова в формулировке темы урока. Всё ли понятно? Что бы хотелось уточнить? Какие слова относятся к именам собственным? Сформулируем задачи на урок.
Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):
уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Осознают противоречие.
Определяют область знания и незнания, способа действия.
Формулируют тему и задачи урока.
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные:
умение структурировать знание, определять способы действия;
анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению противоречия; участие в диалоге, умение отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи.
Открытие нового знания. Решение учебной задачи.
Познакомить с категорией «имя собственное», с правилом написания имён собственных.
Дать сведения по происхождению имени, фамилий, отчества.
Способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу об именах собственных.
- Ребята, что обозначают слова, записанные с заглавной буквы, с которыми мы работали на чистописании? (Имена)
- Запишите своё имя с красной строки. С какой буквы вы будете писать своё имя? Подчеркните заглавную букву.
- А если в классе несколько девочек или мальчиков с одинаковыми именами? Как их отличить друг от друга?
- Конечно, у каждого есть фамилия и отчество. По фамилии и отчеству мы отличим девочек и мальчиков с одинаковыми именами.
Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.
Например: Рязанов, Москвин.
Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров.
Столяр-профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева.
- Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков.
На строке рядом со своим именем запишите каждый свою фамилию.
– Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы).
Подчеркните заглавную букву.
- Ребята, а как следует обращаться ко взрослым? (По имени и отчеству).
- Откуда же появились отчества?
- Слово «отчество» означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца, то есть к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее, чьим сыном или дочерью он является. Отчество всегда дается по полному имени.
- А теперь подумайте и скажите, как зовут моего отца?
- Сейчас, ребята, я предлагаю вам провести расследование и выяснить, какие слова ещё относятся к именам собственным.
Для этого мы с вами разделимся на группы по интересам: книголюбы, путешественники, географы, астрономы. Возьмите кружочек, соответствующий цвету записи, интересующей вас группы, и объединитесь в группы по цвету ваших фигур.
1 группа – «Книголюбы» (цвет – красный). Работают с книгами.
2 группа – «Путешественники» (цвет – зелёный). Работают с конвертами, на которых прописан полный адрес.
3 группа – «Географы» (цвет – синий). Работают с географической картой.
4 группа – «Астрономы» (цвет – жёлтый). Работают с картой звёздного неба.
Задание: найти и выписать в тетрадь с красной строки не менее пяти слов, написанных с заглавной буквы; определить, что обозначают слова, написанные с заглавной буквы.
- Пожалуйста, не забывайте правила работы в группе. Будьте готовы выслушать мнение каждого и прийти к общему выводу.
- Ребята, вы готовы сообщить результат своего расследования?
- Что обозначают слова, которые написаны с заглавной буквы?
(1 группа – имя, отчество, фамилия, имя сказочного героя, название книги;
2 группа – имя, отчество, фамилия, названия стран, городов, деревень, улиц;
3 группа – названия рек, морей, озёр, гор, городов…;
4 группа – названия планет, созвездий).
- Попробуем вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы?
Представители каждой группы идут к доске.
На доске составляется схема- кластер.
Оценивание.
-Возьмите «лист самооценки», оцените свой вклад в работу на данном этапе Раскрасьте цветочек №3.
• я доволен работой (красным цветом)
• я доволен, но можно было поработать лучше (жёлтым цветом)
• я не доволен (синим цветом)
Физкультминутка (для глаз)
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где крыльцо и где окно,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
Дети, опираясь на имеющиеся знания, формулируют ответы на вопросы.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Дети выбирают группу по интересам и работают в группе с предложенным заданием.
Повторяют правила работы в группе.
Анализируют, обсуждают, выписывают слова, приходят к выводу, сообщают результат. Осуществляют самоконтроль.
Делают вывод.
Открывают и фиксируют новое знание.
Оценивают свою работу.
Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации; выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше; знание моральных норм (работы в группе), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные: целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу; планировать её реализацию.
Познавательные:
общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы; логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Первичное закрепление (проговаривание нового знания)
Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных.
Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного.
Работа в парах.
- На ваших столах лежат карточки. Внимательно прочитайте предложения и слова в скобках. Подчеркните слово, которое вы выбрали для предложения. Работать будете в паре. Вспомним правила работы в паре:
слушать друг друга;
уметь уступать;
уметь договариваться.
Я и моя подруга (Роза, роза) учимся в первом классе.
На клумбе растёт (Лилия, лилия).
В высоте парил (Орёл, орёл).
Город (Орёл, орёл) очень красив!
У бабушки (Груши, груши) в саду растут (Груши, груши).
- На доске(с обратной стороны) эту работу выполнит 1 ученик.
- А теперь проверим.
- У всех так? (Нет.)
А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)
Оценивание.
-Возьмите «лист самооценки», оцените свой вклад в работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №4.
• я доволен работой (красным цветом)
• я доволен, но можно было поработать лучше (жёлтым цветом)
• я не доволен (синим цветом)
Физкультминутка
Физкультминутка «Чударики»
https://yandex.ru/video/search
Повторяют правила работы в паре.
Работают в паре, извлекают необходимую информацию из правила и схемы, излагают, объясняют учебный материал, принимают решение.
Осуществляют проверку выполненной работы.
Оценивают свою работу.
Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
Личностные:формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе.
Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.
Регулятивные:умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знание, выбор способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.
Выявить
качество
усвоения
материала.
Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов)
- Зачеркни лишнюю букву.
В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. Дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог. Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.
- Найди и исправь ошибки.
В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
Проверка.
- Теперь давайте проверим. Проверьте свою работу, используя образец правильного выполнения задания.
- Кто не нашёл ошибок при проверке своей работы?
- В написании каких слов допустили ошибки?
Оценивание.
-Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №5.
• я доволен работой (красным)
• я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым)
• я не доволен (синим)
Самостоятельная работа. Используют приобретенные знания в практической деятельности.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Оценивают свою работу.
Личностные:уточнение собственных возможностей;
самооценка.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
умение проговаривать последовательность действий на уроке,
анализировать и оценивать результат работы.
Познавательные: умение использовать полученную информацию, вычленять необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по проведению контроля и самоконтроля выполнения задания.
Закрепление. Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.
Составьте 3 предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички.
-Какие буквы никогда не бывают заглавными в именах, фамилиях, кличках животных? ( ь, ъ, ы,й)
Оценивание.
-Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №5.
• я доволен работой (красным)
• я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым)
• я не доволен (синим)
Демонстрируют известные знания и способы действий.
Оценивают свою работу.
Личностные:формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Анализ достижения цели, описание способа ее достижения.
Регулятивные: контроль, коррекция.
Познавательные: умение систематизировать, обобщать изученное.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по закреплению, уточнению известных знаний и способов действий; правила и культура взаимодействия.
Рефлексия деятельности.
Итог урока. Фиксация нового содержания урока.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Дополните одну из фраз:
Сегодня на уроке
я узнал…
я понял…
мне было интересно…
мне было трудно…
Оценивание.
-Посмотрите на свой «лист самооценки» и оцените свою работу на уроке.
- Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы справились со всеми заданиями без ошибок выберите цветочек красного цвета.
- Если вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вы ещё допускаете ошибки – жёлтого цвета.
- Если вы считаете, что было трудно на уроке и вы ничего не поняли – синего цвета.
- Какая прекрасная цветочная полянка у нас получилась! Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.
- А сейчас, как я вам и обещала, я открою вам маленький секрет, что же имел ввиду малыш, когда произнёс фразу: «У меня есть Шарик!» Посмотрите на фотографию, и вы всё сразу поймёте. (На фотографии маленький ребёнок с щенком)
- Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень её результативности.
Личностные: самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: оценка своих достижений на уроке.Познавательные:
выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Схема-кластер «Имена собственные»