Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Заглавная буква в именах собственных». | Сайпушева Евгения Сергеевна. Работа №278658

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сайпушева Евгения Сергеевна
Технологическая карта урока русского языка.

 

Предметная область: русский язык, УМК «Школа России», урок «открытия» новых знаний.

 

Тема: «Заглавная буква в именах собственных».

 

Цель: формирование умения писать имена собственные с заглавной буквы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

• создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развивать творческое отношение к учебной деятельности;

• обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

• включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- познавательные:

• обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно строить речевые высказывания;

• способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; осуществлять классификацию слов по самостоятельно определённым критериям.

- регулятивные:

• содействовать развитию умения формировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата;

• учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

- коммуникативные:

• формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

• создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению написания имен собственных с заглавной буквы, умению отличать имена собственные от нарицательных;

• обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ;

• способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;

• формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Технологическая карта урока русского языка.

 

Предметная область: русский язык, УМК «Школа России», урок «открытия» новых знаний.

 

Тема: «Заглавная буква в именах собственных».

 

Цель: формирование умения писать имена собственные с заглавной буквы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

• создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развивать творческое отношение к учебной деятельности;

• обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

• включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- познавательные:

• обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно строить речевые высказывания;

• способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; осуществлять классификацию слов по самостоятельно определённым критериям.

- регулятивные:

• содействовать развитию умения формировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата;

• учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

- коммуникативные:

• формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению написания имен собственных с заглавной буквы, умению отличать имена собственные от нарицательных;

обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ;

способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;

формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Оборудование урока:

компьютер,

телевизор

;

презентация

, выполненная

учителем

к уроку;

карточки для построения наглядной схемы по теме урока;

карточки для индивидуальной работы, для работы в парах;

листы самооценки

;

физкультминутки

;

географическая карта;

карта звёздного неба;

конверт

ы

с прописанным адресом;

фотография малыша с щенком.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

 

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

Психологическая подготовка к общению.

Прозвенел звонок весёлый-

Это значит, что сейчас

Снова есть у всех возможность

Познать новое для нас.

Знанья будем добывать,

Чтоб мечты осуществлять!

Вы готовы?

Рада я! Вас приветствую, друзья!

- Проверим готовность к уроку и порядок на рабочих местах.

-Тихонечко садитесь.

Девиз урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится».

- Возьмите, пожалуйста, «листы самооценки». Раскрасьте цветок №1 под свое настроение в начале урока: если отличное – красным, среднее (хорошее) – жёлтым, плохое - синим.

- Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Эмоционально настраиваются на урок.

Контролируют готовность к уроку.

 

 

 

Личностные: самоопределение к деятельности; правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

Регулятивные:нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Актуализировать знания.

 

Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков.

 

Чистописание.

- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте внимательно слова: Мария, Марина, малина, Михаил, медведь.

- Что объединяет все эти слова? (М, м)

- Почему одни слова написаны с заглавной буквы, а другие – со строчкой?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

(Собственные, нарицательные).

- Для чего нужны заглавные буквы в русском языке?

- Запишем строчку букв М. м, правильно прописывая каждый элемент буквы.

- Как будем писать на минутке чистописания, какие требования будем предъявлять к своей работе?

- Выпишите в тетрадь имена собственные.

Оценивание

-Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте цветочек №2.

• я доволен своей работой (красным цветом)

• я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым цветом)

• я не доволен (синим цветом)

 

- Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, ко мне подбежал малыш и, улыбаясь, сказал: «У меня есть …»

- Хотите узнать продолжение этой фразы?

- Отгадав этот ребус, вы узнаете продолжение фразы малыша.

 

- Запишем предложение в тетрадь под диктовку с красной строки:

У меня есть Ш(ш)арик.

 

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, высказывают собственные мысли.

Выполняют письмо по образцу.

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Выполняют задание.

 

 

Демонстрируют знания, умения.

 

 

 

Оценивают свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают ребус.

 

 

Записывают предложение в тетрадь.

Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.

Регулятивные:

действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: проводят сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

 

 

Постановка учебной задачи.

Формулирование темы урока.

 

Обеспечить деятельность по определению задач урока.

- С какой буквы вы написали слово ШАРИК?

Заглавной или строчной? (Если из ребят никто не написал это слово с заглавной буквы, открываю обратную сторону доски, где заранее записала это предложение:

У меня есть Шарик!

- Как вы думаете, ребята, какое написание правильное?

-Как такое может быть? (Шарик, собака Шарик – имя собственное; шарик, воздушный шарик – имя нарицательное).

 

- Можем ли мы сейчас смело утверждать, что имел ввиду малыш? (Нет).

- А хотели бы узнать? (Да).

- В конце урока я открою вам этот маленький секрет, а пока, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных)

- Подумайте над значением каждого слова в формулировке темы урока. Всё ли понятно? Что бы хотелось уточнить? Какие слова относятся к именам собственным? Сформулируем задачи на урок.

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

 

Осознают противоречие.

Определяют область знания и незнания, способа действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и задачи урока.

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

умение структурировать знание, определять способы действия;

анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению противоречия; участие в диалоге, умение отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи.

 

 

Открытие нового знания. Решение учебной задачи.

Познакомить с категорией «имя собственное», с правилом написания имён собственных.

Дать сведения по происхождению имени, фамилий, отчества.

 

Способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу об именах собственных.

- Ребята, что обозначают слова, записанные с заглавной буквы, с которыми мы работали на чистописании? (Имена)

- Запишите своё имя с красной строки. С какой буквы вы будете писать своё имя? Подчеркните заглавную букву.

- А если в классе несколько девочек или мальчиков с одинаковыми именами? Как их отличить друг от друга?

- Конечно, у каждого есть фамилия и отчество. По фамилии и отчеству мы отличим девочек и мальчиков с одинаковыми именами.

Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.

Например: Рязанов, Москвин.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров.

Столяр-профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева.

- Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков.

На строке рядом со своим именем запишите каждый свою фамилию.

– Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы).

Подчеркните заглавную букву.

 - Ребята, а как следует обращаться ко взрослым? (По имени и отчеству).

- Откуда же появились отчества?

- Слово «отчество» означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца, то есть к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее, чьим сыном или дочерью он является. Отчество всегда дается по полному имени.

- А теперь подумайте и скажите, как зовут моего отца?

 

- Сейчас, ребята, я предлагаю вам провести расследование и выяснить, какие слова ещё относятся к именам собственным.

Для этого мы с вами разделимся на группы по интересам: книголюбы, путешественники, географы, астрономы. Возьмите кружочек, соответствующий цвету записи, интересующей вас группы, и объединитесь в группы по цвету ваших фигур.

 

1 группа – «Книголюбы» (цвет – красный). Работают с книгами.

2 группа – «Путешественники» (цвет – зелёный). Работают с конвертами, на которых прописан полный адрес.

 

3 группа – «Географы» (цвет – синий). Работают с географической картой.

 

4 группа – «Астрономы» (цвет – жёлтый). Работают с картой звёздного неба.

 

Задание: найти и выписать в тетрадь с красной строки не менее пяти слов, написанных с заглавной буквы; определить, что обозначают слова, написанные с заглавной буквы.

- Пожалуйста, не забывайте правила работы в группе. Будьте готовы выслушать мнение каждого и прийти к общему выводу.

- Ребята, вы готовы сообщить результат своего расследования?

- Что обозначают слова, которые написаны с заглавной буквы?

(1 группа – имя, отчество, фамилия, имя сказочного героя, название книги;

2 группа – имя, отчество, фамилия, названия стран, городов, деревень, улиц;

3 группа – названия рек, морей, озёр, гор, городов…;

4 группа – названия планет, созвездий).

- Попробуем вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы?

Представители каждой группы идут к доске.

На доске составляется схема- кластер.

Оценивание.

-Возьмите «лист самооценки», оцените свой вклад в работу на данном этапе Раскрасьте цветочек №3.

• я доволен работой (красным цветом)

• я доволен, но можно было поработать лучше (жёлтым цветом)

• я не доволен (синим цветом)

 

Физкультминутка (для глаз)

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где крыльцо и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

Дети, опираясь на имеющиеся знания, формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают группу по интересам и работают в группе с предложенным заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют правила работы в группе.

Анализируют, обсуждают, выписывают слова, приходят к выводу, сообщают результат. Осуществляют самоконтроль.

 

Делают вывод.

 

 

 

 

Открывают и фиксируют новое знание.

 

 

 

Оценивают свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации; выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше; знание моральных норм (работы в группе), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу; планировать её реализацию.

Познавательные:

общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы; логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.

 

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

 

 

 

Первичное закрепление (проговаривание нового знания)

Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных.

 

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

- На ваших столах лежат карточки. Внимательно прочитайте предложения и слова в скобках. Подчеркните слово, которое вы выбрали для предложения. Работать будете в паре. Вспомним правила работы в паре:

слушать друг друга;

уметь уступать;

уметь договариваться.

 

Я и моя подруга (Роза, роза) учимся в первом классе.

На клумбе растёт (Лилия, лилия).

В высоте парил (Орёл, орёл).

Город (Орёл, орёл) очень красив!

У бабушки (Груши, груши) в саду растут (Груши, груши).

 

- На доске(с обратной стороны) эту работу выполнит 1 ученик.

 

- А теперь проверим.

- У всех так? (Нет.)

А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

 

Оценивание.

-Возьмите «лист самооценки», оцените свой вклад в работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №4.

• я доволен работой (красным цветом)

• я доволен, но можно было поработать лучше (жёлтым цветом)

• я не доволен (синим цветом)

 

Физкультминутка

Физкультминутка «Чударики»

https://yandex.ru/video/search

Повторяют правила работы в паре.

Работают в паре, извлекают необходимую информацию из правила и схемы, излагают, объясняют учебный материал, принимают решение.

 

 

 

Осуществляют проверку выполненной работы.

 

 

 

Оценивают свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Личностные:формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе.

Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

Регулятивные:умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знание, выбор способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.

 

Выявить

качество

усвоения

материала.

Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов)

 

- Зачеркни лишнюю букву.

     В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. Дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин  доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог. Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

 

- Найди и исправь ошибки.

        В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг  Кот матроскин  доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.

 

Проверка.

- Теперь давайте проверим. Проверьте свою работу, используя образец правильного выполнения задания.

- Кто не нашёл ошибок при проверке своей работы?

- В написании каких слов допустили ошибки?

Оценивание.

-Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №5.

• я доволен работой (красным)

• я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым)

• я не доволен (синим)

Самостоятельная работа. Используют приобретенные знания в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

 

 

 

 

Оценивают свою работу.

 

 

Личностные:уточнение собственных возможностей;

самооценка.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

умение проговаривать последовательность действий на уроке,

анализировать и оценивать результат работы.

 

Познавательные: умение использовать полученную информацию, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

 

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по проведению контроля и самоконтроля выполнения задания.

 

 

 

 

Закрепление. Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.

Составьте 3 предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички.

-Какие буквы никогда не бывают заглавными в именах, фамилиях, кличках животных? ( ь, ъ, ы,й)

Оценивание.

-Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №5.

• я доволен работой (красным)

• я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым)

• я не доволен (синим)

Демонстрируют известные знания и способы действий.

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу.

 

 

Личностные:формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Анализ достижения цели, описание способа ее достижения.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Познавательные: умение систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по закреплению, уточнению известных знаний и способов действий; правила и культура взаимодействия.

 

Рефлексия деятельности.

Итог урока. Фиксация нового содержания урока.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

- Дополните одну из фраз:

Сегодня на уроке

я узнал…

я понял…

мне было интересно…

мне было трудно…

Оценивание.

-Посмотрите на свой «лист самооценки» и оцените свою работу на уроке.

- Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы справились со всеми заданиями без ошибок выберите цветочек красного цвета.

- Если вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вы ещё допускаете ошибки – жёлтого цвета.

- Если вы считаете, что было трудно на уроке и вы ничего не поняли – синего цвета.

- Какая прекрасная цветочная полянка у нас получилась! Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.

- А сейчас, как я вам и обещала, я открою вам маленький секрет, что же имел ввиду малыш, когда произнёс фразу: «У меня есть Шарик!» Посмотрите на фотографию, и вы всё сразу поймёте. (На фотографии маленький ребёнок с щенком)

- Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

 

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень её результативности.

 

 

 

Личностные: самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке.Познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема-кластер «Имена собственные»

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×