Заинтересованность студента своей профессией в процессе обучения | Лидия Николаевна Чечина. Работа №324702
Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, возбуждает и аккумулирует энергию работника, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности, способствует формированию добросовестного отношения к труду. Поэтому формирование у студентов устойчивого интереса к избранной профессии, готовности работать после окончания колледжа по избранной профессии, одно из важных направлений педагогического процесса.
Обучение и воспитание квалифицированного рабочего в Чапаевском губернском колледже имеет свою специфику: здесь студенты больше заняты овладением трудовыми приемами, практической деятельностью, чем их сверстники. Начиная с первого курса, они проходят производственную практику в учебных мастерских, на производстве, строительных объектах города и области. Студенты непосредственно знакомятся с особенностями строительного производства, с новыми строительными технологиями, инструментами, материалами,высокопроизводительными методами сварки, кладочными процессами,установками, средствами комплексной механизации и автоматизации, многообразием автоматизированных работ. Профессии «Сварщик», «Мастер общестроительных работ», получаемыев колледже, требуют выработки у студентов особых профессиональных качеств и развития сенсорных способностей, воспитания у них интереса и любви к технике, уважения к труду строителей. Интерес к профессии способствует развитию способностей самостоятельно приобретать новые знания, вырабатывать профессиональные навыки и умения, что очень важно, когда быстро стареют знания, совершенствуется строительная техника и сам технологический процесс. Во время учебы у будущих рабочих формируются основы профессионального интереса.
Чечина Лидия Николаевна,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
высшей категории,
ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им.О.Колычева»
Заинтересованность студента своей профессией в процессе обучения
Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, возбуждает и аккумулирует энергию работника, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности, способствует формированию добросовестного отношения к труду. Поэтому формирование у студентов устойчивого интереса к избранной профессии, готовности работать после окончания колледжа по избранной профессии, одно из важных направлений педагогического процесса.
Обучение и воспитание квалифицированного рабочего в Чапаевском губернском колледже имеет свою специфику: здесь студенты больше заняты овладением трудовыми приемами, практической деятельностью, чем их сверстники. Начиная с первого курса, они проходят производственную практику в учебных мастерских, на производстве, строительных объектах города и области. Студенты непосредственно знакомятся с особенностями строительного производства, с новыми строительными технологиями, инструментами, материалами,высокопроизводительными методами сварки, кладочными процессами,установками, средствами комплексной механизации и автоматизации, многообразием автоматизированных работ. Профессии «Сварщик», «Мастер общестроительных работ», получаемыев колледже, требуют выработки у студентов особых профессиональных качеств и развития сенсорных способностей, воспитания у них интереса и любви к технике, уважения к труду строителей. Интерес к профессии способствует развитию способностей самостоятельно приобретать новые знания, вырабатывать профессиональные навыки и умения, что очень важно, когда быстро стареют знания, совершенствуется строительная техника и сам технологический процесс. Во время учебы у будущих рабочих формируются основы профессионального интереса.
Производственное обучение играет решающую роль в подготовке квалифицированного рабочего к реальным условиям трудовой деятельности. Известно, что формирование профессионального интереса протекает эффективно, если совершенная методика обучения сочетается с продуманной системой воспитания на основе комплексного подхода. Нельзя привить человеку устойчивый интерес к профессии, если не воспитывать его сознание, чувства, волю так, чтобы он ощутил себя связанным с профессией всем своим существом.Урок производственного обучения предоставляет широкие и благоприятные возможности. Во-первых, при обучении профессии используется действующая техника, машины, оборудование; во-вторых, занятия в значительной степени индивидуализированы; в третьих - занятие состоит из нескольких уроков и поэтому не ограничено только учебным временем.Изучение передового опыта лучших строителей показывает, что процесс формирования у студентов профессионального интереса в ходе практического обучения возрастает. Характерной особенностью уроков производственного обучения, проводимых мастером, является целенаправленная учебно-производственная деятельность студентов на протяжении всего занятия. Для этого мастер до мельчайших подробностей продумывает весь ход урока , разрабатывает план урока, готовит необходимые приспособления, проверяет комплектность и исправность технического оборудования для проведения урока, определяет и конкретизирует деятельность студентов и свою на каждом этапе урока.Понятное и доступное объяснение педагога, четкий показ приемов выполнения рабочих операций, посильность задания - все это позволяет студентам успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобретать уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет важное значениедля хорошего психического и эмоционального состояния воспитанника.
Весьма ответственный этап в формировании профессионального интереса - переход от теоретического обучения к результативному труду, когда ему доверяют самостоятельную работу. Такой педагогический подход помогает преподавателю воспитывать интерес к профессии, опираясь на полученные им знания и его возможности.Развитие профессиональных навыков и умений на действующей аппаратуре, технике делает процесс овладения профессией притягательным для подавляющего большинства у студентов. Элемент соревнования, при выполнении ими упражнений или учебно-производственных заданий педагогически разумно используемый мастером, вносит в практическую деятельность творческую радость, укрепляет и углубляет интерес к профессии. Студенты с большим энтузиазмом выполняют все поручения и задания по сварке и кладке кирпичных конструкций. Эффективно способствуют развитию интереса к профессии проведение конкурсов профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии».
Центром внеурочной воспитательной работы, которая должна носить профессионально направленный характер и активизировать всех студентов,является учебная группа. В системе педагогической работы с новичками по формированию интереса к профессии, наряду с другими мероприятиями немаловажное значение имеют беседы,встречи с передовиками производства,бывшими студентами,работающими на производстве по специальности,полученной в колледже.Такие встречи раскрывают перед студентами перспективы профессионального роста и совершенствования своего мастерства, повышают престиж избранной профессии, вызываю у них стремление стать такими же знающими и опытными специалистами, мастерами. Большой интерес вызывает у студентов проведение декадников по профессии. Профессиональная направленность таких мероприятия как : конкурс рисунков «Дом моей мечты», «Соблюдай технику безопасности на производстве», открытые классные часы «В мире металлов», «Черное золото Санкт-Петербурга»,открытые уроки по спецдисциплинам, мастер-классы,конкурсы презентаций по избранной профессии, по отдельным темамспецпредметов, защита проектов, диспуты,технические олимпиады по спецтехнологии ,делают эти формы воспитания весьма действенными в формировании интереса к профессии. В них органически сочетаются элементы интеллектуального, эмоционального и эстетического воздействия на студентов. Таким образом, формирование у студентов устойчивого профессионального интереса протекает более успешно, когда эта работа осуществляется комплексно. Именно комплексный подход к формированию профессионального интереса способствует решению задач воспитания студентов сознательными гражданами.
Воспитание интереса к профессии происходит во время учебно-производственного процесса, так и во время их общественно полезной работы. Важную роль в этом принадлежит микросреде, в которой вращается студент, а также их семьям. Воспитание - процесс педагогически управляемый и целенаправленный. Ведущие место в нем принадлежит мастеру производственногообучения, преподавателю спецдисциплин, который практически учит профессии, помогает студентам овладеть профессиональными навыками и умениями, стимулирует активность личным примером. Мастера и преподаватели на уроках производственного и теоретического обучения, на производственной практике, во внеурочное время учат передовой технологии, бережному отношению к технике, инструментам,оборудованию,прививают интерес к профессии и любовь к ней, формируют у них активную жизненную позицию.
Список использованной литературы
М.Я.
Любин «Воспитание интереса к профессии у учащихся
–
М
:
«Высшая школа»
,
1985г
.
Активные формы учебной работы при изучении общеобразовательных дисциплин
-М: «Высшая школа»,1989г.
Библиотечка мастер
а производственного обучения. –М: «В
ысшая школа»
, 1984г.