«Занимательная грамматика» Пояснительная записка | Мостовая Ирина Алексеевна. Работа №329941
«Занимательная грамматика»
Пояснительная записка
к курсу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности для обучающихся 7-9 лет
Продолжительность обучения 368 часов
Очная форма освоения
Базовый уровень сложности содержания
Направленность программы: социально-педагогическая.
Уровень программы -1 год - стартовый, 2 год - базовый.
Форма реализации программы – детское объединение.
Автор-составитель:
Мостовая И.А., педагог
дополнительного образования
«Занимательная грамматика»
Пояснительная записка
к курсу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности для обучающихся 7-9 лет
Продолжительность обучения 368 часов
Очная форма освоения
Базовый уровень сложности содержания
Автор-составитель:
Мостовая И.А., педагог
дополнительного образования
1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально-педагогическая.
Уровень программы -1 год - стартовый, 2 год - базовый.
Форма реализации программы – детское объединение.
Актуальность
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит детское объединение “Занимательная грамматика”. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по программе “Занимательная грамматика”.
Программа «Занимательная грамматика» позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения программы обучающиеся могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у детей стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Отличительная особенность данной общеобразовательной программы заключается в том, что она предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Программа содержит доступный для обучающихся материал по истории письма, истории развития языка и происхождения русских слов это помогает освоить сложный теоретический материал и повысить грамотность письма.
Программа «Занимательная грамматика» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». С целью более подробно познакомить обучающихся с интересными, нестандартными вопросами русского языка, содержание разделов: «Фонетика», «Морфология», «Орфография. Морфемика» и «Лексика» программы «Занимательная грамматика» дополнены новыми темами.
Особенности организации образовательного процесса в том, что содержание занятий ориентирует ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дает ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. В занятия включены тексты из различных литературно-художественных произведений и народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, считалки). Программа предусматривает обогащение словаря обучающихся через знакомство с фразеологическими оборотами и историей их происхождения. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия в объединении с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене. Практические занятия ведут к обогащению словаря и развитию речи детей. Общее направление работы над содержательной стороной слова, позволяет также затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания, происхождение слов). Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Дети этого возраста имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, слово, эмоции, воображение. Все изучаемые темы программы выстроены последовательно, логично. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. На каждом занятии несколько минут отводится на работу над развитием скорости чтения. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности в занятия включены задания для проведения детьми языковых наблюдений и исследований, обобщений и выводов. Творческая деятельность включает использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды, которые привлекательны для детей младшего школьного возраста. Используются задания разной сложности, учитывая индивидуальные возможности детей. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Исходя из изложенных выше позиций, было разработано содержание программы занятий рассчитанной на двухлетний срок обучения.
Программа предусматривает проведение различных конкурсов, олимпиад, викторин, работу в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
- рассказ, беседы, наблюдение, демонстрация;
- проблемно – ситуационный метод;
- методы мотивации и стимулирования;
- обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
- игровые.
Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии с сюжетным замыслом занятия. Такое использование методов обучения позволяет своевременно осуществлять как обучающую, воспитывающую, развивающую функцию занятия, так и вести своевременную коррекционную работу.
Основными формами занятий являются:
-занятия - открытие нового;
-занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-занятие-игра;
-занятие – сказка;
- КВН;
- занятие-путешествие;
- языковой практикум;
- лингва-контест;
- викторина;
- интеллектуальный марафон;
-занятие – творческая мастерская.
Условия набора и добора в группы. Набор детей в группу осуществляется с 26 мая до 31 августа при наличии согласия и заявления родителей. Добор детей возможен в течение всего учебного года при наличии вакансии.
Сроки реализации программы: 2 года обучения.
Режим занятий:
Программа первого года обучения рассчитана на детей 7-8 лет, на 184 часа в год. Режим занятий: 4 часа в неделю - 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 45 минут с 10 минутным перерывом. Состав: 15 человек.
Программа второго года обучения рассчитана на детей 8-9 лет, на 184 часа в год. Режим занятий: 4 часа в неделю - 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 45 минут с 10 минутным перерывом. Состав: 15 человек.
Трудоемкость программы: 1 год обучения - 184 часа в год, 2 год обучения – 184 часа в год.
Первый час посвящен изучению новой темы. Второй час предназначен для выполнения практических заданий по теме занятия.
Форма занятий – очная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и
1.2.Цель программы: развитие лингвистических компетенций обучающихся в области русского языка и литературы средствами активной познавательной и продуктивной деятельности.
Задачи:
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся, развивать культуру устной и письменной речи в процессе решения языковых и речевых задач;
- способствовать приобщению обучающихся к родной культуре, воспитанию гражданственности средствами русской литературы;
- способствовать развитию мотивации к обучению, познавательной активности, навыков саморегуляции и рефлексии в условиях самостоятельной продуктивной деятельности;
- сформировать коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми в ходе совместного взаимодействия.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
-осознавать роль языка и речи в жизни людей, проявлять интерес к изучению родного языка;
-уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному плану;
-давать совместно с педагогом и другими эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-владеть монологической и диалогической формами речи, задавать вопросы;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Результаты по профилю программы:
-владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-пользоваться фразеологическим, этимологическим словарём, а также словарями антонимов, синонимов, омонимов;
-подбирать омонимы, антонимы, синонимы, фразеологические обороты, использовать в речи пословицы и поговорки;
- работать над творческими проектами, сочинять сказочные истории, загадки, ребусы, анаграммы и т.д.;
-овладеть способами исследовательской деятельности, успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.