занимательно о ботанике для учащихся 6-8 классов (ребусы, шарады, кроссворды) | Анастасия Викторовна Шипова. Работа №308686
Мир биологии несет в себе столько окрытий, что за ними невозможно уследить. Но, если учащиеся 9-11 классов изучают биологии осознанно, стремясь стать впоследствии врачами, биохимиками, экологами, то 6-8 классники не всегда заинтересованы в изучении этого предмета. Помочь могут занимательные задания для решения их дома или участие учащихся в различных конкурсах, в том числе- школьных. В статье представлены примеры ребусов, шарад, кроссвордов, текстов с ошибками, которые могут найти только пытливые учащиеся.
Занимательно о ботанике для учащихся 6-8 классов
(ребусы, шарады, кроссворды)
Шипова Анастасия Викторовна
КГОУ «Школа №13 Костромской области»
Мир растений богат и разнообразен, многие тайны растений раскрыты и помогают объяснить природные явления, создать новые лекарства, накормить голодающих, создать новые материалы и т.д. Этими «тайнами» овладевают и учащиеся на уроках биологии, подготавливая себя не только, может быть, к выбору будущей профессии биолога или врача, но, главное, они начинают осознавать, что любовь к родным деревьям, травам и цветам неотделима от любви к их названиям, к родной речи, к народным пословицам и поговоркам, ко всему тому, что входит в понятие- Родина. Это важно, так как современный ученик больше уделяет внимание коммуникации, овладению техническими средствами и легко принимает тезис о том, что человек- потребитель природных богатств.
Сегодня развивающими личность ученика являются те формы работы, которые могут оказаться наиболее эффективными. Одной из таких форм работы являются конкурсы, олимпиады. Как раз учащиеся 6-8 классов практически выпадают их олимпиадного движения, а конкурсы могут заполнить эту нишу, связанную со многими вопросами, в том числе вопросами образования. Конкурсы могут быть занимательными, побуждать находить что-то новое. Для этого можно использовать ребусы, шарады, задания, в которых скрыты ошибки и т.п.
КРОССВОРДЫ, АНОГРАММЫ, РЕБУСЫ.
Пример 1. Вставь первые буквы из названия овощей, которые закодированы в загадках.
1
2
3
4
5
Т
6
7
8
Первое - нота, второе
- тоже, а целое - на горох похожее.
1
Четвертая
буква в названии овоща, про которого говорим:
«Кругла, а не луна,
бела, а не бумага,
с хвостиком, а не мышь»
2
3. Ягода – красна,
Ягода – вкусна.
Режь да соли!
Ешь да хвали!
3
Ни окон, ни дверей-
полна горница людей.
4
Помидору – брат,
а кумачу не рад,
зато в банке –
что изюм сладкий!
5
Лежит меж грядок,
зелен и сладок.
7
Первое – нота,
второе – часть танца,
а целое – овощ.
8
8. Берег зеленый,
вода красная, а
рыба – черная.
9
В итоге получится имя гриба, вызывающего заболевания у растений.
Пример 2. Разгадайте анаграммы и укажите какие части растений являются съедобными?
1. КЕЧСОН.
2. КЕРТОСПАН.
3. ШОРАКИТ.
4. ДАНМОЛЬГ.
5. НИЛАМА.
6. СУПТАКА.
7. КЕРДЬ.
8. ДАНРИКОР.
9. СИТМОЖОЛСЬ.
10. ЯБИРАН.
Пример 3. Подбери к каждому растению (римские цифры) какой-нибудь соответствующий предмет , обозначенный арабскими цифрами (1-9). Обязательно поясни свой выбор, почему ты так считаешь!
Растения
Сахарный тростник
Крапива
Водоросли
Пшеница
Лишайники
Южноамериканское
дерево бикса
Хлопчатник
Гевея
Сосна
Предмет на выбор
Солдатские портянки, от которых дохнут комары
Автомобильное топливо для поездки в зоопарк
Спагетти, которыми гордятся итальянцы
Краситель для надписи на футболке «
Масяня
!»
Старая грязная калоша (вторую потеряли в 50-х г.!)
Прогноз погоды – не его я слышала по
TV
?
Праздничная мамина скатерть
Чудесные оранжевые Зинкины волосы
Этот листок с вопросами
Пример 4. Кроссворд разгадан. Только вместо правильного термина написано слово без гласных букв. Вставь гласные буквы и впиши слово рядом с вопросом.
НАПРИМЕР. Кислое растение. Ответ: ШВЛЬ – ШАВЕЛЬ.
Орган, в котором происходит процесс питания у растений.
Отрезок побега, служащий для размножения смородины.
Съедобное растение болот.
Растение, которое входит в леденцы от ангины.
Хвойное растение.
Растение, из которого раньше изготовляли чернила.
Растение, цветки которого «сбивают» температуру.
Древесное удобрение.
Сорт кофе.
«Жгучее» наказание.
Овощехранилище в доме.
Из семян этого растения получают лекарственное масло.
Ответы:
ЗЛ КРПВ ШЛФЙ
ДБ КЛКВ ССН
ЛП ЧРНК РБК
ЛСТ ПГРБ БЛПХ
Пример 5. Решите кроссворд, любым способом выделив ответы в присланном задании (можно обвести буквы, зачеркнуть, выделить маркером). Слово может читаться в любую сторону, но только по вертикали или горизонтали.
Задания:
Священное растение Древнего Египта и Индии
(ответ приводится для примера, смотри кроссворд). Ответ: ЛОТОС.
Лекарственное растение, которое широко применяют для лечения горла.
Растение, используемое для получения эфирного масла (применяется в парфюмерии).
«…
м
ои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые».
Растение, на котором растут «чернильные орешки».
Древние голосеменные растения, вырастающие до 80м и выше, растущие в национальном парке Америки.
По легенде «цветок» этого растения указывает на местонахождение клада.
Это растение называют сладким «картофелем».
Листья
пальчатосложные
, цветки собраны в кисть синего цвета, на корнях клубеньки, используют как зеленое удобрение.
Самое популярное масличное растение, родиной которого является Америка.
В Америке из этого растения получают сахарный сироп.
Сухой
односеменной
плод.
Женское соцветие у кукурузы.
Во время Великой Отечественной войны его использовали как заменитель ваты (перевязочный материал).
Маленькое растение
,
плавающее по поверхности пруда.
«Музыкальное дерево».
Жилкование у листа бамбука.
Растение-хищник с ловчим аппаратом в виде кувшинчика.
«Бриллианты» в растительных коллекциях, за которые отдавали жизни «охотники» за растениями.
Растени
е-
цепляющаяся лиана, которое может размножаться корневыми отпрысками.
Соцветие у астры.
Плод у миндаля.
Растени
е-
«растительная корова».
Из этого растения шили посконные штаны.
Видоизмененный побег у ириса.
Семейство растения, про которое говорят: «
горький
, как…».
Это растение выращивали как заменитель табака.
Растение из семейства Розовые с
фитонцидными
свойствами.
Растение с видоизмененными листьями-иглами, закрепляющее песчаные откосы, берега, дюны.
Череп, заполненный семенами, помещали в воду, набухший …
разрывал швы и можно было
изучать строение отдельных костей.
Т
О
С
П
А
Р
А
Л
Л
Е
З
Е
П
Р
И
М
С
Т
Т
Г
О
Р
Н
Е
П
Е
О
Н
Ь
Л
Е
Ъ
О
Р
К
М
Е
Т
Е
Ю
Л
Я
Я
О
Е
Н
Т
О
С
Р
Р
Я
С
М
Я
С
И
Т
Л
Т
Е
С
Ч
Р
Х
И
Д
Е
И
Н
Н
О
В
К
С
М
Е
Е
К
Т
Ж
К
А
И
М
И
Р
О
Л
О
Т
К
Т
А
А
П
И
О
А
И
Е
В
И
Ш
А
Л
Ф
Е
Й
Е
Т
О
Р
З
И
Н
К
А
Т
Ъ
Ц
В
К
М
И
К
Г
О
Р
О
Х
Ч
Я
Ц
У
Н
П
Р
О
Т
Ю
К
А
П
О
Д
М
Е
Л
Ь
П
П
К
К
У
М
К
А
Ь
Т
С
О
Я
Д
Р
С
И
А
Д
А
И
А
У
О
Ъ
Б
А
Т
А
Т
Ч
А
Н
А
Х
О
О
П
А
Р
Н
П
Т
С
М
А
Х
О
Р
М
Е
Е
Е
К
Ы
Л
Й
О
П
И
Р
О
Р
Т
И
С
Ф
А
К
А
Р
Л
Й
О
У
Н
Е
Ч
Н
И
К
О
О
Я
Ю
Ы
А
Р
С
И
Е
Ю
П
Н
Щ
У
П
К
З
М
М
Н
Т
Н
Е
М
Г
Ц
О
М
М
П
И
О
П
Л
Я
О
У
Е
Е
И
Н
К
П
В
Н
У
С
Н
У
П
Н
Ы
С
И
К
Р
Р
Щ
Щ
К
Л
А
Д
А
Я
М
З
А
Х
И
Я
Ч
М
О
Л
Н
Е
В
И
Ц
Ь
А
У
С
Н
У
Е
В
А
Н
М
И
К
О
Е
Ь
Ш
И
А
Щ
К
Т
Б
Т
Я
Х
Ы
А
О
Н
И
К
О
З
Н
Ф
О
К
Ю
Х
А
О
Ц
В
Е
Т
Н
А
И
К
А
Т
Л
Ь
К
Ц
Ч
И
Ю
Ж
Е
Т
Ж
К
У
Л
Ь
Я
Р
О
З
Ъ
О
К
О
Л
Ь
Ч
К
Р
Е
С
С
Е
К
В
О
Й
Пример 6. Реши кроссворд.
Дерево, которое с помощью корней-подпорок может сформировать целую рощу.
Сладкий картофель.
Ученый, который мог назвать любое растение.
Растение, про семя которого говорят: «Не кедровый и не орешек».
Распространенное у нас красивоцветущее дерево, из семян которого мололи муку для хлеба.
Сок этого растения использовали для изготовления резины.
Семейство, к которому относится
мимоза.
Из корня этого растения готовят заменитель кофе.
Вещество, из которого построена клеточная стенка растений.
Группа бактерий, которая получает органические вещества из
живых организмов.
У этого растения нет хорошо развитых листьев, стебель жесткий, содержит в своем составе кремний, на корневищах могут образовываться клубеньки с крахмалом, семян нет.
Самое знаменитое растение из семейства Бобовые.
Стебель
злаковых
.
Правильное название растения, которое неправильно называют «камыш».
Первые наземные растения.
Плод
груши.
Прядильное растение
.
Способ размножения яблонь.
Запасающая ткань в семени риса.
Место запасания питательных веществ у кольраби.
Царица цветов.
Плод пастушьей сумки.
У этого «новогоднего» растения плод – померанец.
24. «Корзиночное» растение.
25.Растительная добавка к мороженному.
Д
У
П
Ы
В
У
С
М
И
Т
И
Ц
Ь
Т
С
Л
О
Ж
Н
О
В
Б
А
Р
А
З
И
Т
Ы
П
И
Е
Г
О
Л
Щ
Б
Р
Н
Ц
Ы
К
М
П
Р
Т
Т
У
Е
Р
Г
Л
О
Т
П
Ц
И
К
О
В
Й
С
В
Б
А
Н
Ь
Я
Н
П
И
Л
Н
Е
К
О
О
Г
Р
Е
У
К
П
Б
Ю
Щ
Ц
И
Н
Т
Л
Ю
Ш
А
Ш
Р
Е
П
И
Т
Х
В
О
Щ
А
Ь
О
Н
С
Р
Д
Л
Р
С
Е
И
Н
Р
Й
Н
А
В
А
Н
И
Л
Ь
Н
О
Е
Ж
О
В
О
Ц
Н
О
И
Е
Ы
Р
А
И
Р
П
А
Е
Р
Я
К
Э
З
Ц
Л
Ж
И
Р
В
П
Е
О
М
К
М
У
Х
А
Т
И
О
Ъ
А
Ф
О
Э
О
Г
И
Р
Ф
З
Б
И
Е
К
М
С
Ф
Й
О
Щ
Ю
Я
М
А
Ф
У
В
М
С
А
А
Ц
Р
С
Т
Ш
Ь
Б
Т
Н
Б
К
И
Н
И
Ц
К
О
М
Й
Т
Ч
Е
О
Р
Г
Е
В
Е
Я
Х
Э
Н
Л
Т
Х
А
Ш
Е
М
А
М
П
Т
У
Ы
Р
О
Г
Л
Щ
Н
А
Д
Ы
Ъ
Р
Е
П
С
Т
Ы
П
А
Ч
Р
О
Г
О
З
А
Д
Ж
Н
У
П
Ш
Ц
Р
О
А
Ц
Р
Д
О
Х
З
Г
Д
Ж
В
О
С
П
Е
Р
М
Ч
Г
С
И
Ф
Ж
Й
Ч
С
Т
Е
Б
Е
Л
Ь
Ц
Е
Л
Д
Х
Ъ
О
Н
Л
Э
Д
Е
Е
Ы
У
Н
М
А
Н
Д
А
Р
И
Н
Р
Э
Ь
А
Ь
И
Г
Н
К
С
Й
Ф
Ъ
П
Л
Я
У
Ш
А
Д
В
К
Б
Ч
Д
Л
И
Н
М
И
К
О
Н
О
Т
Ц
Г
К
И
В
А
Ы
Ю
Пример 7. Решите кроссворд. Напишите ответ на вопрос в клеточки кроссворда с кружками.
Съедобное растение, растущее по берегам рек, цветки собраны крупный белый зонтик.
Самое маленькое растение нашей области.
«Водяной» оре
х-
редкое растение Костромской области.
Растени
е-
водный хищник.
Из этого растения делали легкую мебель, тару для хранения и переноски любых предметов. И сегодня почти в каждой семье есть изделие из него.
Самые древние растения водоемов.
Растение, которое имеет три разные формы листа.
Это растение неправильно называют «камышом».
Растени
е-
«водяная чума».
Плавающий папоротник.
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
П
Р
И
Б
Р
Е
Ж
Н
О
-
В
О
Д
Н
Ы
Е
Р
А
С
Т
Е
Н
И
Я
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ.
Задание 1. Найдите несоответствия в предложенном отрывке.
“…Иван очень любил каленые кедровые орешки, хотя ему нравилось и молоко, и масло, которое получали из этих плодов. Но, для того, чтобы полакомиться, надо хорошо потрудиться! Во-первых, надо добраться до колокольчиковой поляны (полюбоваться раскрытыми лазоревыми венчиками можно только на рассвете, так как в жару цветки закрываются), а это значит, что выйти придется затемно. Во-вторых, придется преодолеть болото с зарослями жгучей ежевики. И, наконец, придется лезть на дерево, орехи растут на невообразимой высоте- некоторые можжевельники достигают высоты 30-40м…».
Задание 2. В приведенном рассказе обнаружьте 10 ошибок. Выпишите ошибки и подробно объясните , почему Вы их отметили.
Утром Степка встал в хорошем настроении. На улице светит яркое солнце, порученную ему работу он выполнил вчера, а главное, сегодня удастся поболтать с дедом Михеем, который точно знал то самое , нужное Степке, место. Степка спал и видел как найдет необыкновенный камень- плод древнего можжевельника. Найти такие окаменевшие плоды- большая удача!
Мальчик вскочил с лавки и задел лист крупного растения -паразита. Листья закачались и изменили окраску: с зеленой на малиновую. Ну, вот! Опять обиделся!.Может перестать и мух ловить! Степка погладил листочек –тот затрепетал и…снова стал зеленым. Ух! Простил! Теперь быстрее на улицу, в лес. Степка позвал кота- вот уж нет лучше помощника для тихой охоты за растениями. Сегодня надо обязательно разыскать трюфель. На ярмарке за него можно получить целую буханку душистого хлеба. Дед Михей подсказал, что трюфели любят разложившуюся древесину . А на пне кот унюхает даже малюсенький стебелек трюфеля.
На улице приятно пахло цветущими сиренью и липой, чирикали какие-то пичуги, жужжали пчелы. Путь мальчика проходил через поле гречихи, от ее синих цветков аж рябило в глазах. Легко перескочив маленький ручеек, Степка заметил алую гвоздику-травянку. Не зря ее называют «часики»- сейчас раскрылись все семь лепестков- значит, уже семь часов. Надо прибавить шагу! А вот и дикие груши, есть даже спелые ягоды. Надо собрать. Мать добавит ягод ландыша- будет вкусный компот.
Тропинка вильнула и перед мальчиком открылась поляна с поваленными деревьями. Надо искать деревья с рассеченными листьями- трюфели растут на пнях вяза. Ну, пора за работу…
ОТВЕТЫ.
КРОССВОРДЫ, АНОГРАММЫ, РЕБУСЫ.
Пример 1.
1 — Фасоль, 2 —Редис, 3 — Томат, 4 —Огурец, 5-Ф, 6 — Физалис, 7 — Огурец, 8 —Репа, 9 —Арбуз.
Ф
И
Т
О
Ф
Т
О
Р
А
Пример 2.
1. КЕЧСОН — ЧЕСНОК: видоизменённый побег, листья.
2. КЕРТОСПАН — ПАСТЕРНАК: корни (корнеплод), семена.
3. ШОРАКИТ — АРТИШОК: головки соцветий.
4. ДАНМОЛЬГ — МАНГОЛЬД: листья.
5. НИЛАМА — МАЛИНА: плоды (многокостянки).
6. СУПТАКА — КАПУСТА: листья (почка) у кочанной капусты, стебель у кольраби, соцветие у цветной капусты.
7. КЕРДЬ — РЕДЬКА: корнеплод (видоизмененный запасающий корень).
8. ДАНРИКОР — КОРИАНДР: листья, семена.
9. СИТМОЖОЛСЬ — ЖИМОЛОСТЬ: плоды (ягоды).
10. ЯБИРАН — РЯБИНА: плоды (яблочки).
Пример 3.
I-2. В Бразилии сахарный тростник перерабатывают на спирт, используемый вместо бензина. Спиртовые заправки есть и в нашей стране, спирт - более экологичное топливо.
II-1. Из крапивы раньше ткали ткани. Из них шили одежду и изготавливали скатерти, постельное белье и т.п. Сегодня ткань из крапивы все больше завоевывает рынок, уже можно приобрести модные рубашки из крапивы в американских бутиках.
III-6. Водоросль ламинария, или морская капуста, высыхает и становится ломкой в сухую погоду, но при приближении дождя и увеличении влажности воздуха она впитывает влагу и становится липкой.
IV-3. Спагетти делают из муки, получаемой из перемолотых семян твердых сортов пшеницы.
V-4. Лишайники издревле использовались для получения красителей. Шотландские юбки- килты, одеяла индейцев навахо, тоги римских сенаторов и накидки карельских князей-валитов окрашивали при помощи лишайников. Краска, полученная из лишайников, не только очень стойкая, но также она предохраняла шерстяные ткани от моли.
VI-8. Бикса- вечнозеленый кустарник или небольшое дерево от 1,5 до 10м высотой с красноватым соком. Во всех частях растения содержится красящий пигмент. Южноамериканские индейцы использовали семена биксы, которые наиболее богаты краской «аннато» («орлеан») для придания волосам ядовито-оранжевого цвета. Сок также отпугивал комаров. В основе краски –вещество биксин.
VII-1. Портянки изготавливают из хлопка. Хлопок- это волоски на семенах растения хлопчатника, они помогают семенам перелетать на большие расстояния и так расселяться.
VIII-5. Калоши делают из каучука, получаемого из застывшего млечного сока (латекса) тропического дерева гевеи. Сок вытекает из надрезов на коре. Сегодня используется синтетический каучук.
IX-9. Вся бумага сегодня делается из деревьев. Древесина размалывается и растворяется химикатами в однородную массу, состоящую из мельчайших целлюлозных волоконец. Затем ее обрабатывают различными веществами и клеем, склеивающим волокна. Потом эту массу прогоняют через пресс, высушивают и разрезают на листы нужного формата.
Пример 4.
Орган, в котором происходит процесс питания у растений
(
ЛС
Т
-
ЛИСТ)
.
Отрезок побега, служащий для размножения смородины
(ЧРНК – ЧЕРЕНОК).
Съедобное растение болот
(
КЛК
В
-
КЛЮКВА).
Растение, которое входит в леденцы от ангины
(
ШЛФ
Й
-
ШАЛФЕЙ).
Хвойное растение (
ССН
-СОСНА).
Растение, из кото
рого раньше изготовляли чернила (
ДБ
-ДУБ).
Растение, цветки
которого «сбивают» температуру (ЛП - ЛИПА).
Древесное удобрение (
З
Л
-
ЗОЛА).
Сорт кофе (РБК- АРАБИКА).
«Жгучее» наказание (
КРП
В
-
КРАПИВА).
Овощехранилище
в доме (
ПГР
Б
-
ПОГРЕБ).
Из семян этого растен
ия получают лекарственное масло (
БЛП
Х
-
ОБЛЕПИХА).
Пример 5.
Т
О
С
П
А
Р
А
Л
Л
Е
З
Е
П
Р
И
М
С
Т
Т
Г
О
Р
Н
Е
П
Е
О
Н
Ь
Л
Е
Ъ
О
Р
К
М
Е
Т
Е
Ю
Л
Я
Я
О
Е
Н
Т
О
С
Р
Р
Я
С
М
Я
С
И
Т
Л
Т
Е
С
Ч
Р
Х
И
Д
Е
И
Н
Н
О
В
К
С
М
Е
Е
К
Т
Ж
К
А
И
М
И
Р
О
Л
О
Т
К
Т
А
А
П
И
О
А
И
Е
В
И
Ш
А
Л
Ф
Е
Й
Е
Т
О
Р
З
И
Н
К
А
Т
Ъ
Ц
В
К
М
И
К
Г
О
Р
О
Х
Ч
Я
Ц
У
Н
П
Р
О
Т
Ю
К
А
П
О
Д
М
Е
Л
Ь
П
П
К
К
У
М
К
А
Ь
Т
С
О
Я
Д
Р
С
И
А
Д
А
И
А
У
О
Ъ
Б
А
Т
А
Т
Ч
А
Н
А
Х
О
О
П
А
Р
Н
П
Т
С
М
А
Х
О
Р
М
Е
Е
Е
К
Ы
Л
Й
О
П
И
Р
О
Р
Т
И
С
Ф
А
К
А
Р
Л
Й
О
У
Н
Е
Ч
Н
И
К
О
О
Я
Ю
Ы
А
Р
С
И
Е
Ю
П
Н
Щ
У
П
К
З
М
М
Н
Т
Н
Е
М
Г
Ц
О
М
М
П
И
О
П
Л
Я
О
У
Е
Е
И
Н
К
П
В
Н
У
С
Н
У
П
Н
Ы
С
И
К
Р
Р
Щ
Щ
К
Л
А
Д
А
Я
М
З
А
Х
И
Я
Ч
М
О
Л
Н
Е
В
И
Ц
Ь
А
У
С
Н
У
Е
В
А
Н
М
И
К
О
Е
Ь
Ш
И
А
Щ
К
Т
Б
Т
Я
Х
Ы
А
О
Н
И
К
О
З
Н
Ф
О
К
Ю
Х
А
О
Ц
В
Е
Т
Н
А
И
К
А
Т
Л
Ь
К
Ц
Ч
И
Ю
Ж
Е
Т
Ж
К
У
Л
Ь
Я
Р
О
З
Ъ
О
К
О
Л
Ь
Ч
К
Р
Е
С
С
Е
К
В
О
Й
Ответы:
Лотос.
Священное растение Древнего Египта и Индии
(ответ приводится для примера, смотри кроссворд). Ответ: ЛОТОС.
Лекарственное растение, которое широко применяют для лечения горла
(шалфей
).
.
Растение, используемое для получения эфирного масла (применяется в парфюмерии)
– (роза
).
.
«… мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые»
(колокольчик)
.
Растение, на котором растут «чернильные орешки»
(дуб)
.
Древние голосеменные растения, вырастающие до 80м и выше, растущие в национальном парке Америки
(секвойя
).
.
По легенде «цветок» этого растения указывает на местонахождение клада
(папоротник)
.
Это растение называют сладким «картофелем»
(батат).
Листья
пальчатосложные
, цветки собраны в кисть синего цвета, на корнях клубеньки, используют как зеленое удобрение
(люпин
).
.
Самое популярное масличное растение, родиной которого является Америка
(подсолнечник)
.
В Америке из этого растения получают сахарный сироп
(клен
).
.
Сухой односемянны
й плод
(зерновка
).
.
Женское соцветие у кукурузы
(метелка)
.
Во время Великой Отечественной войны его использовали как заменитель ваты (перевязочный материал)
– (сфагнум)
.
Маленькое растение
,
плавающее по поверхности пруда
(ряска)
.
«Музыкальное дерево»
(ель)
.
Жилкование у листа бамбука
(параллельное)
.
Растение-хищник с ловчим аппаратом в виде кувшинчика
(
непентос
)
.
«Бриллианты» в растительных коллекциях, за которые отдавали жизни «охотники» за растениями
(орхидеи)
.
Растени
е-
цепляющаяся лиана, которое может размножаться корневыми отпрысками
(ежевика)
.
Соцветие у астры
(корзинка)
.
Плод у миндаля
(костянка)
.
Растени
е-
«растительная корова»
(соя)
.
Из этого растения шили посконные штаны
(конопля)
.
Видоизмененный побег у ириса
(корневище)
.
Семейство растения, про которое говорят: «
горький
, как…»
(крестоцветные)
.
Это растение выращивали как заменитель табака
(махорка)
.
Растение из семейства Розовые с
фитонцидными
свойствами
(черемуха)
.
Растение с видоизмененными листьями-иглами, закрепляющее песчаные откосы, берега, дюны
(сосна)
.
Череп, заполненный семенами, помещали в воду, набухший …
разрывал швы и можно было
изучать строение отдельных костей
(горох)
.
Пример 6.
Д
У
П
Ы
В
У
С
М
И
Т
И
Ц
Ь
Т
С
Л
О
Ж
Н
О
В
Б
А
Р
А
З
И
Т
Ы
П
И
Е
Я
Б
Л
Щ
Б
Р
Н
Ц
Ы
К
М
П
Р
Т
Т
У
Е
Р
Г
Л
О
Т
О
Ц
И
К
О
В
Й
С
В
Б
А
Н
Ь
Я
Н
П
И
Л
Н
Е
К
О
О
Г
Р
Е
У
К
П
Б
Ю
Щ
Ц
И
Н
Т
Л
Ю
Ш
А
Ш
Р
Е
П
И
Т
Х
В
О
Щ
А
Ь
О
Н
С
Р
Д
Л
Р
С
Е
И
Н
Р
Й
Н
А
В
А
Н
И
Л
Ь
Н
О
Е
Ж
О
В
О
Ц
Н
О
И
Е
Ы
Р
А
И
Р
П
А
Е
Р
Я
К
Э
З
Ц
Л
Ж
И
Р
В
П
Е
О
М
К
М
У
Х
А
Т
И
О
Ъ
А
Ф
О
Э
О
Г
И
Р
Ф
З
Б
И
Е
К
М
С
Ф
Й
О
Щ
Ю
Я
М
А
Ф
У
В
Б
С
А
А
Ц
Р
С
Т
Ш
Ь
Б
Т
Н
Б
К
И
Н
И
Ц
К
О
Б
Й
Т
Ч
Е
О
Р
Г
Е
В
Е
Я
Х
Э
Н
Л
Т
Х
А
Ш
О
М
А
М
П
Т
У
Ы
Р
О
Г
Л
Щ
Н
А
Д
Ы
Ъ
Р
Ы
В
С
Т
Ы
П
А
Ч
Р
О
Г
О
З
А
Д
Ж
Н
У
П
Ш
Е
Р
О
А
Ц
Р
Д
О
Х
З
Г
Д
Ж
В
О
С
П
Е
Р
М
Ч
Г
С
И
Ф
Ж
Й
Ч
С
Т
Е
Б
Е
Л
Ь
Ц
Е
Л
Д
Х
Ъ
О
Н
Л
Э
Д
Е
Е
Ы
У
Н
М
А
Н
Д
А
Р
И
Н
Р
Э
Ь
А
Ь
И
Г
Н
К
С
Й
Ф
Ъ
П
Л
Я
У
Ш
А
Д
В
К
Б
Ч
Д
Л
И
Н
М
И
К
О
Н
О
Т
Ц
Г
К
И
В
А
Ы
Ю
Ответы:
Дерево, которое с помощью корней-подпорок может сформировать целую рощу (баньян).
Сладкий картофель (батат).
Ученый, который мог назвать любое растение (Линней).
Растение, про семя которого гов
орят: «Не кедровый и не орешек» (сосна).
Распространенное у нас красивоцветущее дерево, из семян которого мололи муку для хлеба (черемуха).
Сок этого растения использовали для изготовления резины (гевея).
Семейство, к которому относится мимоза (
сложноцветные
).
Из корня этого растения готовят заменитель кофе (цикорий).
Вещество, из которого построена клеточная стенка растений (целлюлоза).
Группа бактерий, которая получает органические вещества из живых организмов
(паразиты).
У этого растения нет хорошо развитых листьев, стебель жесткий, содержит в своем составе кремний, на корневищах могут образовываться клубеньки с крахмалом, семян нет (хвощ).
Самое знаменитое растение из семейства Бобовые (соя).
Стебель
злаковых
(соломина).
Правильное название растения, которое неправильно называют «камыш» (рогоз).
Первые наземные растения (
риниофиты
).
Плод груши (яблоко)
Прядильное растение (конопля).
Способ размножения яблонь (прививка).
Запасающая ткань в семени риса (эндосперм)
Место запасания питательных веществ у кольраби (стебель).
Царица цветов (роза).
Плод пастушьей сумки (
стручо
чек
)
У этого «новогоднего» растения плод
–п
омеранец (мандарин).
«Корзиночное» растение (ива).
Растительная добавка к
мороженному
(ваниль).
Пример 7.
С
Т
С
Р
А
Е
В
Л
Л
О
Ь
О
Д
В
Э
С
Л
О
И
Р
И
Л
У
Ч
П
Р
И
Б
Р
Е
Ж
Н
О
-
В
О
Д
Н
Ы
Е
Р
А
С
Т
Е
Н
И
Я
У
С
О
И
Г
А
Д
Я
А
Л
З
Т
С
Я
О
Е
С
К
И
Ы
Л
З
Я
К
М
Р
И
А
Ч
А
Т
К
А
Ответы:
Съедобное растение, растущее по берегам рек, цветки собраны крупный белый зонтик (сусак).
Самое маленькое растение нашей области (ряска).
«Водяной» оре
х-
редкое растение Костромской области (чилим).
Растени
е-
водный хищник (пузырчатка).
Из этого растения делали легкую мебель, тару для хранения и переноски любых предметов. И сегодня почти в каждой семье есть изделие из него (ива).
Самые древние растения водоемов (водоросли).
Растение, которое имеет три разные формы листа (стрелолист).
Это растение неправильно называют «камышом» (рогоз).
Растени
е-
«водяная чума» (элодея).
Плавающий папоротник (сальвиния).
НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ.
Задание 1.
В тексте обнаружены следующие ошибки:
1. Орешки (плод орех)- не являются плодами, так как плоды бывают только у Покрытосеменных (Цветковых) растений. Речь идет о семенах.
2. Орешки не могут быть «кедровыми», так как растение правильно называется сосной сибирской.
3. За «кедровыми орешками» отправляются зимой, поэтому Иван не мог проходить через поляну с колокольчиками.
4. Колокольчики не закрывают цветок на ночь.
5. Ежевика имеет колючки, поэтому она «колючая», а не жгучая. На болоте она не растет . Это лесной вид.
6. Растение называется не можжевельник, а сосна сибирская. Семена образуются в шишках. Плодов у Голосеменных растений нет. Можжевельники не могут достигать высоты 30-40м. В Костромской области , например, встречается в основном кустарниковая форма. Древесные можжевельник очень редки и семена вызревают в шишкоягодах, а не в орехах.
Задание 2.
Можжевельник
и-
голосеменные растения, семена лежат «голо», «открыто», плодом не защищены. Фраза: «…плод древнего можжевельника» ошибочна.
Растения паразиты листьев не имеют. Фраза «Мальчик вскочил с лавки и задел лист крупного растения-паразита» содержит ошибку.
К сожалению, растения не могут быстро менять окраску. Это происходит только при безвозвратном разрушении пигментов, например, осенью. Ошибка кроется во фразе: «Листья закачались и изменили окраску: с
зеленой
на малиновую».
Растения не обладают разумом, поэтому «обидеться» или «простить» не могут, хотя на раздражение реагируют и «запоминают».
Мух ловят растени
я-
хищники, а не паразиты. Хищники имеют настоящие
листья
и питание у них основано на процессе фотосинтеза. Недостающие элементы питания, такие как калий, фосфор, азот эти растения получают от мелких животных, например, насекомых.
Можно учесть за ошибку то, что, котов не используют для «
тихий
охоты» за грибами.
Трюфел
ь-
гриб, который состоит из гифов, никаких органов, присущих растениям, у него нет. Кроме того, этот гриб произрастает в почве, а не на древесине.
Сирень цветет в ма
е-
начале июня, а липа- в июле. Одновременно они цвести не могут. Фраза «На улице приятно пахло
цветущими
сиренью и липой» содержит ошибку.
Растения гречихи имеет бело-розовые цветки и
нет ни одного сорта с синей
окраской венчика.
Гвоздик
а-
травянка в народе называется «часики», но, во-первых, она имеет пять лепестков,
а во-вторых,
эта гвоздика не открывает свой цветок 7-00 час.
У груши плод называется «яблоком», а не «ягодой».
Ягоды ландыша смертельно ядовиты и есть их нельзя.
Сомнительно, что в это время года («цветение сирени или липы») уже поспели какие-либо из упомянутых плодов.
У вяза листья цельные, а не рассеченные. Здесь, в тексте очередная ошибка.