Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля | Кузнецова Ольга Яковлевна. Работа №304387
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.
Проект
Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Название проекта: «Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Возрастная группа: Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Направление: познавательное развитие.
Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.
Тип проекта: по продолжительности: долгосрочный; по количеству участников: групповой.
Сроки реализации: 2022– 2023 учебный год
Руководители проекта: воспитатель.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность реализации проекта:
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок. По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель.
Теория Фребеля впервые в истории дошкольной педагогики явилась целостной, методически разработанной и оснащенной пособиями разнообразного содержания общественного дошкольного воспитания. Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.
Гипотеза: В современном мире представлено огромное количество игровых пособий. Если дети познакомятся и научатся использовать в игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», то смогут самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровыми наборами по образовательным областям.
Цель: накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Основной принцип: интеграция образовательных областей.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развитие логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.
- Способствовать обогащению активного словаря, формированию грамматически правильного строя речи.
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к участникам игр, взаимопомощь.
- Воспитывать любознательность, интерес к игровой деятельности детей.
Методы и приёмы:
- Настольные, дидактические игры.
- Познавательные беседы.
- Продуктивная деятельность.
Краткое содержание проекта
«Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля»
в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Подготовительный этап
*Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей раннего возраста, материала по сенсорному развитию детей раннего возраста.
*Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: ООП дошкольного учреждения, ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.
*Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.
*Определение цели и задач проекта.
*Разработка проекта «Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста».
Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
*Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта.
*Организации группового пространства, отвечающего современным ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.
*Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
*Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам занимательных игр с использование набора «Дары Ф. Фребеля» .
Основной этап
*Консультация для педагогов МБДОУ по теме: «Теоретические основы педагогики Фридриха Фрёбеля».
Воспитатель
Ноябрь
*Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
*Проведение дидактических игр и игр-занятий.
*Непосредственная образовательная деятельность.
*Консультация на тему: «Сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?», «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
*Наглядная информация: папки-передвижки «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
Заключительный этап
*Анализ полученных результатов.
Итоговое мероприятие: НОД на тему: «Большая стирка».
Презентация проекта «Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста».
Планируемые результаты:
Для детей.
*Дети расширяют представления об окружающем мире.
*Умеют пользоваться карточками-схемами к играм.
*Используют в самостоятельной игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», игровыми наборами.
*Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
*Развивается умение логически мыслить, находить выход из проблемной игровой ситуации.
*Развивается интерес к познавательной деятельности.
*Формируется уважительное отношение к участникам игр.
Для педагога:
- Пополнение предметно-развивающей среды настольными играми «Дары Ф.Фребеля», наборами «Цвет и форма», «Узоры», «Мосты»,
-Привлечение родителей к совместной деятельности.
Для родителей:
- Взаимодействие со своими детьми в ходе совместной игровой деятельности.
-Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах «Организации игровой деятельности с детьми».
Этапы проекта.
I этап – Подготовительный
Определение целей и задач проекта.
Организация предметно-развивающей среды.
Организация совместной игровой деятельности.
Прогнозирование результата.
Разработка перспективного планирования, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
Введение детей в ход проекта.
II этап - Основной (реализация проекта).
Планируемые мероприятия (см. перспективное планирование)
III этап - Заключительный
Подготовка и проведение фотовыставки.
Продукты проекта:
Оформленный проект.
Презентация «Мы играем с наборами и «Дарами Ф.Фребеля».
Фотовыставка.
Картотека игр с «Дарами Ф.Фребеля».
Творческие работы детей, выполненные в ходе самостоятельной деятельности.
Обеспечение:
Для детей:
«Дары Ф.Фребеля».
Игровые наборы «Цвет и форма», «Узоры», «Мосты».
Карточки-схемы к играм.
Иллюстрации, картинки.
Для педагога:
Литература: Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Перспективное планирование
«Занимательные игры с использованием игровых наборов и даров Ф. Фребеля»
№ п/п
Тема
Кол-во занятий
Октябрь
1
«В мире фигур» (познавательное развитие)
1
2
«В лесу» (художественно-эстетическое развитие)
1
3
«Посади дерево» (художественно-эстетическое развитие)
1
4
«Лови-лови» (физическое развитие)
1
Всего занятий в октябре - 4
Ноябрь
1
«Эстафеты» (физическое развитие)
1
2
«Пастушок» (художественно-эстетическое развитие)
1
3
«Три медведя» (художественно-эстетическое развитие)
1
4
«Кафе» (социально-коммуникативное развитие)
1
Всего занятий в ноябре – 4
Декабрь
1
«Путаница» (речевое развитие)
1
2
«Тайные агенты» (физическое развитие)
1
3
«Украшаем ёлку» (художественно-эстетическое развитие)
1
4
«Новый год» (художественно-эстетическое развитие)
1
Всего занятий в декабре - 4
Январь
1
«Волшебники» (речевое развитие)
1
2
«На севере» (познавательное развитие)
1
3
«Джунгли» (познавательное развитие)
1
4
«Большая стирка» (познавательное развитие)
1
Всего занятий в январе - 4
Февраль
1
«Дорожное движение» (социально-коммуникативное развитие)
1
2
«Приглашаем в теремок» (социально-коммуникативное развитие)
1
3
«Что для чего» (речевое развитие)
1
4
«Спрятанная игрушка» (физическое развитие)
1
Всего занятий в феврале - 4
Март
1
«Я умею…» (физическое развитие)
1
2
«Настроение» (социально-коммуникативное развитие)
1
3
«Магазин» (социально-коммуникативное развитие)
1
4
«Пир на весь мир» (познавательное развитие)
1
Всего занятий в марте - 4
Апрель
1
«Ручеек» (физическое развитие)
1
2
«Космос» (познавательное развитие)
1
3
«Морские обитатели» (познавательное развитие)
1
4
«Небоскреб» (речевое развитие)
1
Всего занятий в апреле - 4
Май
1
«Настольные спортивные игры» (физическое развитие)
1
2
«На лугу. Цветы» (познавательное развитие)
1
3
«На лугу. Насекомые» (познавательное развитие)
1
4
Итоговое занятие. Повторение
1
Всего занятий в мае - 4
Планирование совместной деятельности с детьми по познавательному развитию
«Занимательные игры с использованием набора « Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Месяц
Тема
Образовательная область
Содержание
Обеспечение
Октябрь
«В мире фигур»
познавательное развитие
Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений.
Наборы №№ 5,7,J1
«В лесу»
художественно-эстетическое развитие
Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции.
Наборы №№ 7,8,9,10
«Посади дерево»
художественно-эстетическое развитие
Становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование осмотрительно и бережного отношения к природе.
Наборы №№ 7,8,9,10,J2
«Лови-лови»
физическое развитие
Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности.
Набор №№ 1,2
Ноябрь
«Эстафеты»
физическое развитие
Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности.
Наборы №№ 1,J1
«Пастушок»
художественно-эстетическое развитие
Формирование представлений о простейших средствах музыкальной выразительности, экспериментирование с музыкальными звуками, развитие игровой деятельности.
Наборы №№ 1,2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1
«Три медведя»
художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения.
Наборы №№ 1,2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2
«Пир на весь мир»
познавательное развитие
Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, игровой деят-ти
Наборы №№ 2,3,4,5,6,7,8,9, 10, J1
Декабрь
«Путаница»
речевое развитие
Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения
Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2
«Тайные агенты»
физическое развитие
Развитие координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Наборы №№ J1,J2
«Украшаем ёлку»
художественно-эстетическое развитие
Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование интереса к изобразительному творчеству.
Наборы №№ 7,8,9,10
«Новый год»
художественно-эстетическое развитие
Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование интереса готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Наборы №№ 7,8,9,10
Январь
«Волшебни-ки»
речевое развитие
Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи, развитие коммуникативных навыков.
Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2
«На севере»
познавательное развитие
Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции.
Наборы №№ 7,8,9,10
«Джунгли»
познавательное развитие
Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции.
Наборы №№ 7,8,9,10
«Большая стирка»
познавательное развитие
Формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности ребенка.
Наборы №№ 7,8,9,10, J2
Февраль
«Дорожное движение»
социально-коммуникативное развитие
Формирование основ безопасного поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира.
Наборы №№ 1,2,9
«Приглашаем в теремок»
социально-коммуникативное развитие
Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.
Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 6,7,8,9,10
«Что для чего»
речевое развитие
Формирование активного словаря, развитие игровой деятельности, развитие творчества, мышления, мелкой моторики
Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2
«Спрятанная игрушка»
физическое развитие
Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Наборы №№ 1,2, 10, J1
Март
«Я умею…»
физическое развитие
Развитие координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи.
Набор №1
«Настроение»
социально-коммуникативное развитие
Развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование первичных представлений о себе и других людях.
Наборы №№ 7,8,9,10
«Магазин»
социально-коммуникативное развитие
Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.
Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2
«Кафе»
социально-коммуникативное развитие
Формирование позитивных установок к различным видам труда, развитие творческой активности, реализация самостоятельной конструктивной деятельности.
Наборы №№ 7,8,9,10 J1,J2
Апрель
«Ручеек»
физическое развитие
Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в игре и совместной деятельности педагога и детей.
Наборы №№ 1,9
«Космос»
познавательное развитие
Формирование представлений о разнообразии мира, развитие общения со сверстниками, воображения, развитие самостоятельной творческой деятельности.
Наборы №№ 7,8,9,10, J2
«Морские обитатели»
познавательное развитие
Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.
Наборы №№ 7,8,9,10
«Небоскреб»
речевое развитие
Развитие диалогической речи, умение сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие самостоятельной конструктивной деятельности.
Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6, J1,
Май
«Настольные спортивные игры»
физическое развитие
Овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, развитие координации движений.
Наборы №№ 3,4, 5, 5p, J1, 8,9,10
«На лугу. Цветы»
познавательное развитие
Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.
Наборы №№ 7,8,9,10
«На лугу. Насекомые»
познавательное развитие
Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.
Наборы №№ 7,8,9,10
Итоговое занятие. Повторение