«Занимательные прогулки с детьми 3-4 лет в разное время года» | Мой кабинет. Работа №350683
«Занимательные прогулки с детьми 3-4 лет в разное время года»
Детей 3-4 лет интересует живая и неживая природа, свойства и качества предметов, явлений. Они любят все потрогать, увидеть и услышать. И все это им надо познать в движении, действии. Прогулка с детьми — это хорошая школа их развития. Ведь им нужно расширять круг общения. А на улице много людей, явлений живой и неживой природы. Поэтому старайтесь чаще гулять с детьми, давайте простор их любознательности, поощряйте их активность и самостоятельность.
Пусть они узнают, что бывают облака, как белогривые лошадки, что у природы нет плохой погоды и кто оставил следы на снегу.
Консультация для родителей
«Занимательные прогулки с детьми 3-4 лет в разное время года»
Детей 3-4 лет интересует живая и неживая природа, свойства и качества предметов, явлений. Они любят все потрогать, увидеть и услышать. И все это им надо познать в движении, действии. Прогулка с детьми — это хорошая школа их развития. Ведь им нужно расширять круг общения. А на улице много людей, явлений живой и неживой природы. Поэтому старайтесь чаще гулять с детьми, давайте простор их любознательности, поощряйте их активность и самостоятельность.
Пусть они узнают, что бывают облака, как белогривые лошадки, что у природы нет плохой погоды и кто оставил следы на снегу.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы опять идем гулять.
Будем шишки мы считать
И листочки собирать.
Как дорогу перейти,
Мы хотим сейчас узнать.
Сколько в радуге цветов —
Это тоже надо знать.
Почему гроза гремит,
Ветер листья шевелит,
Почему зимою уж
Под сосною сладко спит.
Песочная кулинария
◈ Предложите сделать из песка вкусное печенье. Украсьте его камешками, листьями, ягодами. Устройте конкурс юного кулинара — кто лучше всех украсит, тот и выиграл. Не забудьте угостить «печеньем» кукол.
Шаловливые игрушки
◈ Если ребенок умеет считать, то пусть он считает до 20, а вы в это время спрячьте игрушку: за деревом, кустиком, скамейкой и т. д. Затем он должен ее найти. А вы можете подсказывать: «холодно», «теплее», «горячо». Можно подсказать, что игрушка находится за предметом, который начинается, например, на звук «П» (пень), или слева, справа от вас (от него).
◈ Затем пусть ребенок прячет, а вы ищите. Он тоже должен делать вам подсказки.
Листья жёлтые летят
◈ Нагребите на улице две-три кучи листьев, попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза и спрячьте в одну из куч игрушку. Ребенок может в это время считать: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать». То-то будет весело ворошить все кучи листьев!
◈ Не забудьте потом поваляться на них, собрав их обратно в кучу. Походите, пошуршите листвой.
Снежная пирамида
◈ Зимой захватите на улицу лопатку и вырежьте из снега ровные «кирпичики». Если их поставить друг на друга, получится снежная пирамида. Вы можете сложить свою пирамиду, ребенок — свою. Чья пирамида будет выше и не упадет — тот и победил.
◈ Пофантазируйте, что еще можно сделать из «кирпичиков»? (Скамейку, крепость, прилавок и т. д.) Для крепости можно сделать флажок, к прилавку — пирожные из снега. Если это все обыграть, то увлекательная прогулка затянется надолго.
Песочный замок
◈ Летом предложите ребенку сделать замок из песка. Пусть он поможет вам. Постройку обыграйте. Используйте мелкие игрушки: животных и людей. В этом замке может жить принцесса со своими друзьями, животными и т. п. Возьмите на себя роль сказочника. Фантазируйте. Около замка можно сделать цветник: воткнуть в песок веточки, листики и цветы. Привлеките к игре других детей.
◈ А зимой сделайте замок, крепость из снега. Украсить постройки можно флажками, использовать солдатиков, машинки.
«А по небу прокатите нас…»
◈ Если на вашей даче есть зеленая лужайка, расстелите одеяло и, лежа на нем вместе с ребенком, пофантазируйте, на что похожи облака. Или выберите каждый по облаку и наблюдайте за тем, как оно меняет форму и становится другим: было похоже на мишку, теперь похоже на лодочку.
◈ Спойте песенку «Облака, белогривые лошадки...». А если вы захватили с собой бумагу и цветные карандаши — зарисуйте то, что видите. Вы художники- пейзажисты. Свои рисунки потом развешайте дома на стенах.
Палочкой начертим на песке
◈ Дети любят рисовать палочкой на песке, на снегу. Предложите им поучаствовать в конкурсе. Победителю — приз: листик или снежный колобок с глазками из ягод.
◈ Можно рисовать сразу вдвоем или втроем, заранее обговорив, кто за что отвечает. Получится панорамная картина.
◈ Или же рисуйте цветными мелками на асфальте.
Штампы
◈ Возьмите с собой на прогулку пластмассовые бутылки разного диаметра. На снегу или на песке из отпечатков дна могут получиться интересные рисунки — большой или маленький цветок, мозаичная дорожка, сказочная птица и т. д. Кто больше придумает рисунков, тот и победил.
◈ Можно поиграть в игру «Отпечаток» — угадывать, какая игрушка оставила след: мяч, лопатка, ведерко, формочки и т. д.
Снежная бабочка
◈ Все любят зимой поваляться на снегу! Разрешите ребенку лечь на снег и раздвинуть руки и ноги в стороны. Получится контур бабочки. Останется только дорисовать ей глазки и усики, и снежный рисунок готов. А как сделать контур цветка? (Сесть на снег и покрутиться вокруг себя, перебирая ногами.) Дерева? Колобка? Фантазируйте! Поощрите ребенка за его выдумку. Приз выберите сами.
Сыщики
◈ Следов на снегу много: следы собаки, кошки, взрослого человека, следы от лыж, санок, шин и т. д. На прогулке поиграйте в сыщиков. Можно даже взять с собой лупу. Кто больше заметит следов на снегу, тот и будет главным сыщиком. Подарите ему бинокль или фотоаппарат — настоящие или нет, решайте сами.
◈ А если следы перемешались, как узнать, чьи они? (Сначала по сугробу прошел человек, потом по его следам кто-то прошел на лыжах и т. д.) А можно по следам от лыж узнать, кто прошел — ребенок или взрослый? А если предложить ребенку «смазать» след своей ноги, тем самым увеличив его в размере, — это прошел снежный человек или дядя Степа?
Мозаика
◈ Собираясь на пляж, захватите с собой крупную мозаику: из нее можно делать интересные узоры на песке. Если ребенок затрудняется — помогите. Вручите ему «микрофон» — пусть даст своему узору название и расскажет о нем. Ведь он архитектор на открытии выставки!
Робот
◈ Предложите ребенку преобразиться в робота. Давайте ему несложные команды: три шага вперед, два вправо, шаг в сторону, присесть, встать. Сделайте несложное поручение, например, очистить скамейку от снега. Если робот ошибся — сбой в программе, то его надо чинить.
◈ Роботом можете стать и вы. А если ребенок даст вам команду «лежать»? У вас тоже может произойти сбой в программе!
Раз, два, три - беги
◈ Вы вышли на улицу, а там прохладно? Устройте соревнование, побегайте наперегонки до дерева, до забора и т. п. Начинать бежать можно только после слова «беги». Иначе придется стартовать снова.
◈ Устройте мини-эстафету: каждый участник должен добежать до своего предмета, взять его и бежать обратно до исходной линии. Кто прибежал первым — тот и победил.
◈ Усложните игру. Положите два предмета и предложите участникам перенести их по одному до исходной линии. А судья в это время пусть считает, например, до 20. Тому, кто успел, — медаль.
Раки-забияки
◈ Вспомните стихотворение «Тараканище». Предложите ребенку пятиться назад, как раки, не оборачиваясь и не натыкаясь на предметы; ходить, высоко поднимая ноги, как цапля; скакать, как лошадка; мчаться, как гепард; пройтись, как медведь; прыгать, как заяц, белка; ходить широким и мелким, приставным шагом (как по канату); делать подскоки; прыгать на месте и продвигаясь вперед на одной ноге; бегать боковым галопом; ходить с закрытыми глазами и т. д. А может, ребенок захочет бежать и рычать — все разрешается.
◈ Эти упражнения развивают координацию движений и воображение.
Куда иголка туда и нитка
◈ Ребенок ходит за вами, вы — иголка, он — нитка. Куда вы, туда и он. Старайтесь запутать его: петляйте, резко меняйте скорость, направление. Меняйтесь ролями. Можно петь песни: «Мы едем, едем, едем...», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой...» и др.
◈ А зимой хорошо играть в игру «След в след». Ходите вокруг деревьев, скамеек. Тоже меняйтесь ролями.
Разные продукты
◈ Стоя рядом с продуктовым магазином, предложите ребенку угадать, что привезла продуктовая машина: овощи, хлебобулочные изделия, чистую воду и т. д. Спросите, как он догадался? Может, на машине есть реклама; может, он определил по упаковкам продуктов?
◈ Поиграйте в игру «Съедобные звуки»: вспоминайте молочные продукты, которые начинаются или в названии которых есть, например, звук «М» (молоко, масло, сметана и т. д.).
Ушки на макушке
◈ Завяжите ребенку глаза и попросите называть звуки, которые он слышит (шум ветра, гудок сирены скорой помощи, щебетание птиц, скрип двери и т. д.). Чем больше он назовет, тем лучше.
◈ А как же соревнование? Теперь угадывайте вы и считайте количество жетонов, которые получает каждый участник за правильный ответ. У кого их больше, тот получает приз.
Быстроном
◈ Совершая покупки в магазине, попросите ребенка найти, где продаются те или иные товары: хлеб, молочные продукты и т. д. Спросите, как он нашел их. Дайте ему денег, и пусть он рассчитается в кассу за покупку, возьмет сдачу. Предоставьте ему возможность почувствовать себя взрослым.
Синоптики
◈ Вынесите на улицу вертушку, палочку-шуршалочку, пустой целлофановый пакет, календарь природы, где у вас схематически изображены различные атмосферные явления. Поиграйте в синоптиков. Выясните, какая сегодня погода: пасмурная, ветреная, солнечная, с осадками и т. д. Предложите выбрать из схем погоды нужные.
Определите, есть ли ветер, какой силы, в какую сторону дует. А помогут вам в этом вертушка, палочка-шурчалочка, деревья, трава, одежда людей и т. д.
◈ Спросите у «синоптика», во что он может посоветовать играть детям в солнечную, пасмурную, дождливую погоду? (Пускать солнечных зайчиков, бегать под зонтиком, рассматривать снежинки на темной ткани и т. д.) Когда лучше выносить цветные ленточки — в ветреную погоду или в затишье? А когда вынести фонарик? Пусть ребенок подбирает свои примеры. Поощрите его сюрпризом.
«Красный цвет- прохода нет»
◈ Сходите с ребенком к перекрестку, понаблюдайте за работой светофора. Отметьте, все ли соблюдают правила дорожного движения, посчитайте нарушения, если они есть. Вспомните стихи:
Красный цвет — прохода нет.
Желтый цвет — предупреждение.
А зеленый говорит:
«Проходи, проход открыт».
◈ Понаблюдайте за движением машин на дороге — одностороннее оно или двустороннее, во сколько рядов едут машины? Какие машины нужно пропускать? (Скорую помощь, пожарную машину, машину ГАИ, службу спасения.)
◈ Чего больше — легковых машин, автобусов или микроавтобусов? Как ведут себя люди на остановке — стоят ли в очередь, ожидая транспорт? Попросите ребенка рассказать о тех дорожных знаках, которые ему уже известны, объясните значение новых.
◈ Поиграйте в игру «Угадай-ка»: кто едет в машине скорой помощи, в пожарной машине (врач, пожарник).
Красный, желтый, голубой
◈ Когда идете по улице, попросите ребенка называть предметы определенного цвета. Или он называет, например, предметы красного цвета, а вы синего. Кто больше заметит, тот и победил. Но время от времени поддавайтесь ему.
Звучалочки
◈ По дороге в детский сад, магазин внимательно смотрите по сторонам и называйте слова, которые начинаются, например, на звук «К» — коньки, клюшка, клен и т. д. Помогайте ребенку, но если он не хочет, чтобы ему помогали, не надо. Ошибся — отнимается очко. Кто больше назовет, тот и победил. А приз лежит в пакете сюрпризов, который у вас всегда под рукой.
Математические загадки
◈ На прогулке считайте все подряд. Чего больше — больших домов или маленьких, тополей или берез, детей или взрослых, высоких или низких деревьев, скамеек или песочниц, старых или новых домов?