Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Занимательные задачи в курсе математики в начальных классах" | Шишина Анна Владимировна. Работа №355761

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Очень важно, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждением расширять свой общий и специальный кругозор. Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли.

Занимательные задачи

в курсе математики в начальных классах

Важнейшим средством формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики являются занимательные задания. Очень важно, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждением расширять свой общий и специальный кругозор. Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.

- привлекательность;

- необычность;

- притягательность;

- оригинальность;

-вызывание возбуждения и др.

Характерные признаки занимательных задач: такая задача имеет развивающую направленность;

-в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных;

-в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достичь заданной цели;

-задача включает в себя необычно поставленный вопрос;

- качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок.

  Существуют различные классификации и типологизации задач:

-по способу подачи информации (текстовые, графические, задачи-рисунки ),

-по способу решения (арифметические, алгебраические, геометрические, графические),

-по содержанию (количественные и качественные),

-по функциональным возможностям в обучении (задачи с дидактическими функциями,

-задачи с познавательными функциями,

-задачи с развивающими функциями) и так далее.

Задачи- шутки.

К двум зайчатам в час обеда

Прискакали 2 соседа.

В огороде зайцы сели

И по 5 морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок? (20)

• Маша с Таней не скучают:

По 3 чашки выпивают.

Забежал к девчонкам Сашка,

Выпил сразу 3 он чашки.

Сколько чашек за столом

Было выпито втроем? (9 чашек)

Я рисую кошкин дом:

  Три окошка, дверь с крыльцом,

  Наверху ещё окно, чтобы не было темно.

  Посчитай окошки в домике у кошки.

          (4 окна.)

Ехали две тачки и ещё две тачки,

В каждой по две кошки и по две собачки.

Сколько было тачек, кошек и собачек?

          (4 тачки, 4 кошки, 4 собачки.)

Четыре спелые груши на веточках качалось.

Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось?

                  (2 груши.)

На блюдце у Андрюши четыре жёлтых груши.

Есть мальчик захотел, одну из груш он съел.

Теперь считайте груши на блюдце у Андрюши.

                  (3 груши.)

 

Задачи с числами . Записать 80 четырьмя пятерками. Логические задачи. В одном классе было много девочек. Мальчики решили узнать, какие цветы им нравятся. После опроса выяснилось, что семерым из девочек нравятся розы, шестерым- георгины, пятерым – ромашки. Четверо любили розы и георгины, трое – розы и ромашки, двое – георгины и ромашки. А одной нравились и розы, и георгины, и ромашки. Сколько девочек было в классе?

 

Русские задачи.

  Два цыплёнка стоят,

        Два в скорлупках сидят.

        Шесть  яиц  под  крылом

        У наседки  лежат.

        Посчитай  поверней,

        Отвечай  поскорей:

        Сколько будет цыплят

        У наседки моей?

 

  Как-то вечером к медведю

        На пирог  пришли  соседи:

        Ёж, барсук, енот, “косой”,

        Волк  с плутовкою – лисой.

        А  медведь  никак  не  мог

        Разделить на  всех  пирог.

        От  труда  медведь  вспотел, -

        Он  считать  ведь  не  умел

        Помоги  ему  скорей,

        Посчитай-ка  всех зверей.

 Сеть  тяну, рыбу  ловлю.

        Попало  немало:

        7 окуней, 10 карасей,

        1 ершок – и того в горшок.

        Уху  сварю, всех угощу.

        Сколько  рыб  я сварю?

 

Красиво вышила Татьяна

       Две лилии и два тюльпана.

       Какие чудные цветы!

       А сколько  их? Нам скажешь ты.

     

  В  шкафу  на  полке  пять  книг

        Я  прочитала  две  из  них

        Осталось  сколько  книг  читать?

        Вы  это  можете  узнать?

 

Достоинство многих занимательных задач состоит в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Умение менять ход мысли на обратный – ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов . Занимательные задачи в настоящее время являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.

Умение логически мыслить - важное качество, позволяющее эффективно общаться и понимать друг друга. Логику можно и нужно развивать, причем осуществлять это нужно с самого детства. Отличные помощники в этом - кроссворды, загадки, и, конечно же, различные математические занимательные задачи.

Для каждого занимательного материала, который предполагается использовать на уроке, учитель должен выяснить: будет ли он занимательным для учащихся данного класса? Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным? Будет ли он способствовать развитию познавательного интереса и познавательной активности учащихся?

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно  не упускать возможности сделать его более занимательным», - утверждал философ, Б. Паскаль.

«Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к учителю, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»,- писал великий русский педагог К.Д Ушинский.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажную роль здесь отводится занимательным заданиям и дидактическим играм.

 

В дидактике и методике уже выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения. Перечислим некоторые из них:

 

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский подчеркивает: «В

сю занимательн

ость обучения

, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней» и удельный вес е

е

должен постепенно увеличиваться»

.

В

се материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные по содержанию; материалы, заниматель

ные и по форме, и по содержанию.

О

снову занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.

 

Однако занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия их на мыслительную деятельность нецелесообразно. Поэтому в основу разбиения материалов занимательного характера предлагаем положить два существенных свойства понятия «учебная занимательность»: связь с учебным материалом и воздействие на мыслительную деятельность учащихся.

 

Получаем следующее разбиение:

 

1. Организационная занимательность – это занимательность, связанная с организацией урока и лишь косвенно связанная с учебным материалом.

 

Например: лучший «решатель» устных упражнений награждается значком «Самый смекалистый» и может носить его до следующего урока.

 

2. Информационная занимательность – это информация учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство учащихся. Обычно эта информация не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет их задуматься об общих вопросах математики.

 

Например: во время изучения понятия степени занимателен и полезен для учащихся будет следующий рассказ: «Представьте себе гору (высотой километр) в миллион раз тверже алмаза. Один раз в миллион лет к горе прилетает птичка и слегка касается клювом камня. В конце концов, в результате этих прикосновений гора износится до основания. Трудно представить промежуток времени, необходимый для этого. Однако с помощью степеней записать его легко. Вычисления показали, что произойдет это через 1035 лет».

 

3. Внеучебные занимательные задания – это задачи, обычно не связанные непосредственно с программным материалом.

 

Например: зачеркните все 9 точек четырьмя отрезками, не отрывая карандаша от бумаги

 

 

Учебные занимательные задания – это задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

 

Например: какие числа можно поставить вместо звездочек, чтобы получилось верное равенство ( * + * ) : 4 = 16.

 

Учебные задания занимательного характера ценны тем, что они, наряду с привитием школьникам интереса к учению, способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков.

Обучение математике детей младшего школьного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного математического материала мы определяем  на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизируем  умственную деятельность, заинтересовываем математическим материалом, увлекаем и развлекаем детей, развиваем ум, расширяем, углубляем математические представления, закрепляем полученные знания и умения, упражняем в применении их в других видах деятельности.

Понятия интересного и должного не являются исключающими друг от друга: на основе осознания детей необходимости учебной работы следует воспитывать и интерес к ней.

Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Опыт ярко и убедительно показывает, что в работе, которая выполняется с интересом, все затруднения преодолеваются легче. Учащиеся перестают бояться всяческих препятствий, у них возникает убеждение, что упорный труд побеждает все трудности. Школьникам, безусловно, интересно то, что трудно, легкое их привлекает меньше.

Конечно, степень трудности не безразлична для учащихся. Интерес к знаниям у школьников возникает лишь тогда, когда они начинают осознавать необходимость знаний и умений в жизни. Учась в школе, школьники должны усвоить, что знания нужны для жизни, труда, они должны быть основательные, прочные, глубокие.

Учителя должны убедительно показать своим воспитанникам, что хорошие знания – это и перспектива будущей жизни. Если учитель ведет урок с большим эмоциональным подъемом, дети заинтересовываются учебным предметом. Любовь учителя к своему предмету в подавляющем большинстве случаев передается учащимся – им тоже становится интересно учиться, и, наоборот, равнодушие учителя к своей работе вызывает соответствующую реакцию класса. Многие учителя среди дидактических принципов обучения ведущим считают умение заинтересовать учащихся. У таких учителей на уроках дети задают много вопросов, выражают желания узнать больше материала по данной теме.

Проведенная работа и ее результаты позволяют сделать вывод, что систематическое включение занимательных заданий в учебные задания на уроках математики являются эффективным средством повышения интереса детей к обучению математике, развития их умственной инициативы, мыслительной деятельности, а также творческой активности. То есть отвечает требованиям современной школы.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×