"Занимательные задачи в курсе математики в начальных классах" | Шишина Анна Владимировна. Работа №355761
Очень важно, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждением расширять свой общий и специальный кругозор. Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли.
Занимательные задачи
в курсе математики в начальных классах
Важнейшим средством формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики являются занимательные задания. Очень важно, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждением расширять свой общий и специальный кругозор. Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.
- привлекательность;
- необычность;
- притягательность;
- оригинальность;
-вызывание возбуждения и др.
Характерные признаки занимательных задач: такая задача имеет развивающую направленность;
-в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных;
-в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достичь заданной цели;
-задача включает в себя необычно поставленный вопрос;
- качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок.
Существуют различные классификации и типологизации задач:
-по способу подачи информации (текстовые, графические, задачи-рисунки ),
-по способу решения (арифметические, алгебраические, геометрические, графические),
-по содержанию (количественные и качественные),
-по функциональным возможностям в обучении (задачи с дидактическими функциями,
-задачи с познавательными функциями,
-задачи с развивающими функциями) и так далее.
Задачи- шутки.
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали 2 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 5 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (20)
• Маша с Таней не скучают:
По 3 чашки выпивают.
Забежал к девчонкам Сашка,
Выпил сразу 3 он чашки.
Сколько чашек за столом
Было выпито втроем? (9 чашек)
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом,
Наверху ещё окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки.
(4 окна.)
Ехали две тачки и ещё две тачки,
В каждой по две кошки и по две собачки.
Сколько было тачек, кошек и собачек?
(4 тачки, 4 кошки, 4 собачки.)
Четыре спелые груши на веточках качалось.
Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось?
(2 груши.)
На блюдце у Андрюши четыре жёлтых груши.
Есть мальчик захотел, одну из груш он съел.
Теперь считайте груши на блюдце у Андрюши.
(3 груши.)
Задачи с числами . Записать 80 четырьмя пятерками. Логические задачи. В одном классе было много девочек. Мальчики решили узнать, какие цветы им нравятся. После опроса выяснилось, что семерым из девочек нравятся розы, шестерым- георгины, пятерым – ромашки. Четверо любили розы и георгины, трое – розы и ромашки, двое – георгины и ромашки. А одной нравились и розы, и георгины, и ромашки. Сколько девочек было в классе?
Русские задачи.
Два цыплёнка стоят,
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, “косой”,
Волк с плутовкою – лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел, -
Он считать ведь не умел
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало:
7 окуней, 10 карасей,
1 ершок – и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу.
Сколько рыб я сварю?
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана.
Какие чудные цветы!
А сколько их? Нам скажешь ты.
В шкафу на полке пять книг
Я прочитала две из них
Осталось сколько книг читать?
Вы это можете узнать?
Достоинство многих занимательных задач состоит в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Умение менять ход мысли на обратный – ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов . Занимательные задачи в настоящее время являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.
Умение логически мыслить - важное качество, позволяющее эффективно общаться и понимать друг друга. Логику можно и нужно развивать, причем осуществлять это нужно с самого детства. Отличные помощники в этом - кроссворды, загадки, и, конечно же, различные математические занимательные задачи.
Для каждого занимательного материала, который предполагается использовать на уроке, учитель должен выяснить: будет ли он занимательным для учащихся данного класса? Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным? Будет ли он способствовать развитию познавательного интереса и познавательной активности учащихся?
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его более занимательным», - утверждал философ, Б. Паскаль.
«Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к учителю, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»,- писал великий русский педагог К.Д Ушинский.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажную роль здесь отводится занимательным заданиям и дидактическим играм.
В дидактике и методике уже выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения. Перечислим некоторые из них:
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский подчеркивает: «В
сю занимательн
ость обучения
, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней» и удельный вес е
е
должен постепенно увеличиваться»
.
В
се материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные по содержанию; материалы, заниматель
ные и по форме, и по содержанию.
О
снову занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.
Однако занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия их на мыслительную деятельность нецелесообразно. Поэтому в основу разбиения материалов занимательного характера предлагаем положить два существенных свойства понятия «учебная занимательность»: связь с учебным материалом и воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
Получаем следующее разбиение:
1. Организационная занимательность – это занимательность, связанная с организацией урока и лишь косвенно связанная с учебным материалом.
Например: лучший «решатель» устных упражнений награждается значком «Самый смекалистый» и может носить его до следующего урока.
2. Информационная занимательность – это информация учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство учащихся. Обычно эта информация не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет их задуматься об общих вопросах математики.
Например: во время изучения понятия степени занимателен и полезен для учащихся будет следующий рассказ: «Представьте себе гору (высотой километр) в миллион раз тверже алмаза. Один раз в миллион лет к горе прилетает птичка и слегка касается клювом камня. В конце концов, в результате этих прикосновений гора износится до основания. Трудно представить промежуток времени, необходимый для этого. Однако с помощью степеней записать его легко. Вычисления показали, что произойдет это через 1035 лет».
3. Внеучебные занимательные задания – это задачи, обычно не связанные непосредственно с программным материалом.
Например: зачеркните все 9 точек четырьмя отрезками, не отрывая карандаша от бумаги
Учебные занимательные задания – это задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.
Например: какие числа можно поставить вместо звездочек, чтобы получилось верное равенство ( * + * ) : 4 = 16.
Учебные задания занимательного характера ценны тем, что они, наряду с привитием школьникам интереса к учению, способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков.
Обучение математике детей младшего школьного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного математического материала мы определяем на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизируем умственную деятельность, заинтересовываем математическим материалом, увлекаем и развлекаем детей, развиваем ум, расширяем, углубляем математические представления, закрепляем полученные знания и умения, упражняем в применении их в других видах деятельности.
Понятия интересного и должного не являются исключающими друг от друга: на основе осознания детей необходимости учебной работы следует воспитывать и интерес к ней.
Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Опыт ярко и убедительно показывает, что в работе, которая выполняется с интересом, все затруднения преодолеваются легче. Учащиеся перестают бояться всяческих препятствий, у них возникает убеждение, что упорный труд побеждает все трудности. Школьникам, безусловно, интересно то, что трудно, легкое их привлекает меньше.
Конечно, степень трудности не безразлична для учащихся. Интерес к знаниям у школьников возникает лишь тогда, когда они начинают осознавать необходимость знаний и умений в жизни. Учась в школе, школьники должны усвоить, что знания нужны для жизни, труда, они должны быть основательные, прочные, глубокие.
Учителя должны убедительно показать своим воспитанникам, что хорошие знания – это и перспектива будущей жизни. Если учитель ведет урок с большим эмоциональным подъемом, дети заинтересовываются учебным предметом. Любовь учителя к своему предмету в подавляющем большинстве случаев передается учащимся – им тоже становится интересно учиться, и, наоборот, равнодушие учителя к своей работе вызывает соответствующую реакцию класса. Многие учителя среди дидактических принципов обучения ведущим считают умение заинтересовать учащихся. У таких учителей на уроках дети задают много вопросов, выражают желания узнать больше материала по данной теме.
Проведенная работа и ее результаты позволяют сделать вывод, что систематическое включение занимательных заданий в учебные задания на уроках математики являются эффективным средством повышения интереса детей к обучению математике, развития их умственной инициативы, мыслительной деятельности, а также творческой активности. То есть отвечает требованиям современной школы.