Занятие - викторина "Поможем весне" | Куликова Наталия Валентиновна. Работа №354077
Конспект занятия - викторины по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Поможем весне». Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных математических представлений.
Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска.
Демонстрационный материал: цифры, иллюстрации.
Раздаточный материал: бабочки с цифрами, цифры от 1 до 10, карандаши, лист в клетку и белый лист, математические знаки.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
Конспект занятия - викторины
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе на тему:
«Поможем весне»
Выполнила
воспитатель 1 квалификационной
категории
Куликова Н.В.
г. Дзержинск
2023 г.
Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных математических представлений.
Образовательные задачи:
- закрепить порядковый и обратный счёт в пределах 10;
- закрепить умение выкладывать числовой ряд до 10;
- закрепить знания о составе чисел в пределах 10;
- упражнять в ориентировке на листе бумаги;
- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, частей суток;
- закрепить знание о геометрических фигурах: умение различать фигуры, умение сравнивать их по свойствам (по цвету, форме, величине), закрепить умение ориентироваться на плоскости;
- закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа;
- продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант);
- продолжать учить решать задачи на смекалку.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.
Методические приемы:
Наглядный: иллюстрации.
Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей;
Практический: игра.
Игровой: физкультминутка.
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска.
Демонстрационный материал: цифры, иллюстрации.
Раздаточный материал: бабочки с цифрами, цифры от 1 до 10, карандаши, лист в клетку и белый лист, математические знаки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я обнаружила в группе конверт с надписью «Детям детского сада». Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Давайте вместе и посмотрим. Здесь какое-то письмо. Наверное, от волшебника. Читаю письмо:
«Жили были 4 времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца зима, три месяца весна, три месяца лето и три месяца осень. Но однажды зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место весне. Загрустили под снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились лето и осень, а весна сказала: «Не печальтесь, у меня есть чудо, которое может победить холод, но мне одной не справиться.»
Воспитатель: Ребята, может мы с вами попробуем помочь весне?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: А для того, чтобы помочь весне нам нужно выполнить задания. Посмотрите, какая фигура у меня в руке?
Дети: Круг.
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: Желтого.
Воспитатель: На что похож желтый круг?
Дети: На солнце.
Воспитатель: А чего не хватает у нашего солнца?
Дети: Лучей.
Воспитатель: А чтобы на нашем солнышке появились лучи, нам нужно выполнить много интересных заданий.
1 задание: «Весеннее дерево»
Воспитатель: Скажите, а что весной появляется на деревьях?
Дети: Листья.
Воспитатель: Верно, а чтобы на нашем дереве появились листья, нужно ответить на вопросы:
Какое
сейчас
время
года
?
Как называется время суток, когда вы делаете зарядку?
Какой по счету день недели пятница?
Вторник
?
Сколько
в
году
месяцев
?
Сколько
в
неделе
дней
?
Сегодня
пятница
, а
завтра
…
Какое
сейчас
время
суток
?
Сколько пальцев на двух руках?
А
на
одной
?
Сколько хвостов у семи котов?
Сколько
углов
у
квадрата
?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно ответили нас все вопросы и на нашем дереве появились листики. А на солнышке появится сейчас первый лучик. Чтобы выполнить следующие задания. необходимо сесть за столы.
2 задание:
Воспитатель: Ребята, все числа забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на свое место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему. Ксюша, посчитай по порядку, как ты расставила. Алеша, попробуй посчитай по-другому, обратный счет от 10 до 1.
А давайте проверим:
- Какое число вы поставили между 3 и 5?
- Какое число вы поставили между 7 и 9?
- Какое число вы поставили между 1 и 3?
- Какое число вы поставили между 4 и 6?
- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9.
- Назовите число, которое больше числа 3 на 1.
- Назовите число, которое больше числа 5 на 2.
- Назовите число, которое меньше числа 7 на 1.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. На нашем солнышке появляется еще один лучик.
3 задание: «Разноцветные полянки»
Воспитатель: А вы любите загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте:
А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник,
На столе у бабы Шуры.
Чертит разные…фигуры!
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг.
Прямоугольнику я брат
Ведь зовут меня квадрат.
Нет углов у меня.
И похож на блюдце я,
На медаль и на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг,
Называют меня …Круг.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
Ну, пожалуй и довольно,
Что ты видишь? Треугольник.
Треугольник с полукругом
Круг дразнилии «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос,
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут? Овал.
Встал квадрат на уголок
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять,
Как теперь его назвать? Ромб
Воспитатель: Хорошо, и загадки все вы отгадали. Ребята, давайте подарим весне разноцветные полянки. А полянку мы сделаем из разноцветных геометрических фигур. Для этого нам понадобятся белый лист бумаги и цветные карандаши.
1.В правом верхнем углу нарисуйте красный круг.
2.В левом нижнем углу нарисуйте синий квадрат.
3.В левом верхнем углу нарисуйте маленький зеленый круг.
4. В правом нижнем углу желтый прямоугольник.
5. Посередине нарисуйте овал простым карандашом.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились! На солнышке появляется еще один лучик.
Физминутка: Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физминутку!
«Мы считали и устали»
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет воспитателя)
Ножками потопали,
Раз, два, три. (Шаги ногами на месте)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели. (Приседания)
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем. (Повороты туловища, ходьба на месте)
4 задание: Весенние задачи
Воспитатель: А сейчас мы поможем весне решить весенние задачи. Слушаем внимательно:
На полянке росли 7 подснежников. Вырос ещё 1 подснежник. Сколько подснежников стало? Когда 1 подснежник вырос их стало больше или меньше?
Какое
действие
мы
будем
выполнять
? (
сложение
)
.
На ветке сидели 6 птичек. Улетела одна птичка. Сколько птичек осталось? Когда улетела 1 птичка, их стало больше или меньше? Какое действие мы будем выполнять? (
вычитание
) Какой ответ в задаче?
А теперь необычные задачки на внимание. С одного берега на другой собираются переплыть утята и цыплята.
Кто
первым
доплывет
до
берега
?
Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока.
Сколько
всего
яблок
на
дубе
?
Молодцы, и с этим заданием вы справились. На солнышке появляется еще один лучик.
5 задание. «Поможем бабочкам»
Воспитатель: Скажите, а какие насекомые просыпаются весной? У вас на столе лежат бабочки, а для того чтобы они проснулись и полетели, нужно сравнить числа на их крылышках и поставить нужный знак. А какие знаки мы знаем?
Еще одно задание выполнено и у нас появляется еще один лучик! Посмотрите сколько лучиков появилось у солнышка, теперь оно согреет всех своим теплом, сейчас мы разомнем наши пальчики и выполним еще одно задание.
Пальчиковая гимнастика:
В школу осенью пойду
Там друзей себе найду,
Научусь читать, писать,
Быстро правильно считать.
Я таким ученым буду,
Но свой садик не забуду.
6 задание: «Счётные палочки»
- На столе у вас лежат счётные палочки.
- Для чего они нужны?
- Вот сейчас и проверим, как вы умеете выкладывать геометрические фигуры из счётных палочек.
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник)
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат)
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник)
Итог занятия.
-Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, и весна вам говорит «Спасибо!» и дарит вам по небольшому солнышку.
Литература:
1. И.А.Помораева, В.А.Позина «Занятия по формированию математических представлений в старшей группе детского сада», Мозаика-Синтез, 2015г.
2. Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа», Скрипторий, 2019 г.