занятие "Игра-путешествие "Хохлома"" | Миронова Софья Сергеевна. Работа №278343
Автор: Миронова Софья Сергеевна
Проведение занятия по ознакомлению детей с одним из народных промыслов - Хохлома.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить с особенностями промысла (историей,
ассортиментом изделий, цветовой гаммой, мотивами изображения)
2. Развивающая: развивать внимание, наблюдательность,
3. Воспитательная: формировать эмоциональную отзывчивость к изделиям
промысла, уважение к народным мастерам.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций книг: Е. Орлова «Хохломская роспись», Н. Бедник «Хохлома», Т. Емельянова «Хохломская роспись», разучивание физкультминутки «Хохлома, да Хохлома».
Материалы и оборудование:
Материалы для детей: дидактическая игра «Найди хохломскую роспись»
Материалы и оборудование для воспитателя: экран, компьютер, шкатулка в хохломской росписи.
Основной вид деятельности: изобразительная
Продукт деятельности (результат): сформированные знания о хохломской росписи
Форма: игра – путешествие
Длительность: 30 минут
Задачи:
1. Образовательная: познакомить с особенностями промысла (историей,
ассортиментом изделий, цветовой гаммой, мотивами изображения)
2. Развивающая: развивать внимание, наблюдательность,
3. Воспитательная: формировать эмоциональную отзывчивость к изделиям
промысла, уважение к народным мастерам.
Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций книг: Е. Орлова «Хохломская роспись», Н. Бедник «Хохлома», Т. Емельянова «Хохломская роспись», разучивание физкультминутки «Хохлома, да Хохлома».
Материалы и оборудование:
Материалы для детей: дидактическая игра «Найди хохломскую роспись»
Материалы и оборудование для воспитателя: экран, компьютер, шкатулка в хохломской росписи.
Зрительный ряд: папка раскладушка «Хохломская роспись», изделия промысла (доски, ложки, миска, солонка, кружка), фотографии мастеров промысла (А.Г. Подогов, Е.Ф. Сенникова, 3.Ф. Киева, Н.А. Денисова-Чикалова, А.П. Савинова, М.Ф. Ширикова-Родионова), этапов создания изделия.
Литературный ряд: Легенда «Золотая Хохлома», В. Боков «Золотая хохлома» Н. Глазков «Чаша» Ю. Николаева «Хохлома».
Музыкальный ряд: «Золотая хохлома» муз. 3. Роот, Золотой Колос «Хохлома», звук движущегося поезда.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
- Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. Нам сегодня прислали красивую расписную шкатулку. Как вы считаете, какая здесь изображена роспись? (Хохлома) Правильно, а как вы узнали? (На крышке хохломской узор - травка, завитки, ягодки) Молодцы, давайте откроем нашу шкатулку и посмотрим, что же там внутри. (Дети рассматривают содержимое шкатулки-кисти, краски). Ребята, посмотрите, здесь какая-то записка (достаю записку и показываю детям). Да это же приглашение, от одной из хохломских мастеров, давайте её прочитаем: «Дорогие ребята, приглашаю вас в гости, в чудесное село «Хохлома». Ну что, ребята, отправляемся? (Да!). Ребята, смотрите, а вот и волшебный поезд, который отвезёт нас в село «Хохлома», занимайте свои места. (Дети садятся в «поезд», «поезд» отправляется) Слышен звук движущегося поезда (фонограмма).
Основная часть:
- Вот мы и прибыли в село «Хохлома». (Дети «сходят с поезда») Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли её в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки, в разные города, посуду развозили, продавали и кричали «Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо да чашки-ложки!» А их спрашивали: «Откуда посуда?» Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома!» так и повелось Хохлома да Хохлома. Стали посуду называть хохломской. В народе даже повелась одна легенда о Хохломских чудо-изделиях. (Включаю фоновую музыку «Золотая Хохлома З. Роот)
Люди говорили, будто много лет назад поселился в лесу за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо и стал мужичок тем пером посуду расписывать и все его узорные чашки, и ложки были похожи на золотые. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец дошла слава мастера и до царя, и послал он за мастером солдат. Когда услышал об этом мастер, то позвал он деревенских мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез, но мастерство его не исчезло, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о счастье, о любви к людям, о красоте. Вот откуда появилась на Руси золотая посуда.
Физкультминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Мастера до сих пор изготавливают для нас, своими «золотыми руками», столь прекрасные изделия. Знаменитые мастера, как: А.Г. Подогов, Е.Ф. Сенникова, 3.Ф. Киева, Н.А. Денисова-Чикалова, А.П. Савинова и М.Ф. Ширикова-Родионова, давно радуют нас своими работами. Как вы думаете, почему их руки называют «золотыми»? (Потому что они очень хорошо выполняют свою работу) Правильно, мастер должен быть талантливым, трудолюбивым, дружелюбным и самое главное, доводить начатое дело до конца.
- А сейчас, давайте рассмотрим поближе наши изделия. Посмотрите на эту посуду, как вы думаете, для чего она нам нужна. (Чтобы резать продукты, пить, кушать или для украшения) Молодцы, а теперь посмотрите на основные цвета, используемые в них и перечислите. (Красный, зелёный, жёлтый и чёрный) А какие элементы вы здесь видите? (травка, завитки, усики, клубника, малина, смородина, рябина). Молодцы, ребята! А вот скажите мне, пожалуйста, я уже много раз произносила выражение «золотая хохлома», но почему же её так называют на самом деле? Помните ли вы, как мастера изготавливают эти изделия? (Дети либо отвечают частично, либо отвечают «Нет»). (Перечисляю этапы, пролистывая слайды с изображениями работающих мастеров) Сначала вырезанный из дерева предмет покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и олифой. Потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком. И только тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок. После этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Вот какой долгий путь проходят наша любимая хохломская посуда.
- А сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «Найди хохломскую роспись». Правила игры таковы: сначала внимательно посмотрите на картинки и выберите мне, из всех предложенных только те, где изображены изделия в хохломской росписи и назовите, что же за посуда изображена. Мы уже очень много изделий с вами просмотрели, и даже повторили основные элементы и цвета, которые в ней используются. (включаю фоновою музыку Золотой Колос «Хохлома». Дети рассматривают картинки и выбирают те, где изображены изделия в хохломской росписи и называют посуду). Молодцы, ребята. Правильно определили расписные изделия. Но вот у нас здесь лежат ещё картинки, назовите мне остальные виды росписи. (Дети называют росписи: гжель, дымка, каргопольская, жостова, городецка, филимоновская). Молодцы, ребята, хорошо справились.
Заключительная часть:
- Вот и подошло к концу наше путешествие, давайте скажем «до свидания» селу Хохлома, вернёмся в наш волшебный поезд и поедем обратно в нашу любимую группу.
Поезд мчится, поезд мчит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Сердце радостно стучит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Поезд, поезд, торопись,
Ветер обогнав, промчись!
Днем и ночью стук колес:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Долго ждать пришлось:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Этим скорым поездом
Примчимся мы домой!
- Ребята, мы прибыли. Выходите. (Дети «сходят с поезда») Какое же у нас получилось богатое путешествие. Куда мы с вами сегодня путешествовали? (В село «Хохлома») Скажите, а вам понравилось путешествовать? (Да!) Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что нового вы узнали? (Дети отвечают) Назовите мне ещё раз, основные цвета и элементы, используемые в хохломской росписи (Дети отвечают: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, травка, клубника, малина, смородина, рябина, завитки, усики) А кто внимательно слушал, сможете ли мне назвать имена мастеров, о которых мы говорили? (Дети либо отвечают, либо говорят «Нет»). Молодцы, хотите ещё раз отправится в подобное путешествие? (Да) В следующий раз обязательно ещё куда-нибудь съездим.
Самоанализ занятия
На занятие дети были активны. В течении всего занятия поддерживался интерес детей, менялась смена видов деятельности (путешествие на поезде, рассказывание о народном промысле, дидактическая игра). Были задействованы все дети. Процесс игры вызвал у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы. Дети различают и называют виды народного декоративно - прикладного искусства. Выделяют характерные средства выразительности, элементы узора, колорит, композицию. Применяют в работе полученные знания, умения и навыки.
На занятии дети испытывают радость творчества, знакомятся с историей народного промысла.
Планирую продолжать знакомство с историей народного творчества, воспитывать уважение к труду народных мастеров, используя на занятиях новые технологии методики здоровья сберегающего обеспечения.