Занятие по экспериментальной деятельности в средней группе | Нина Ивановна Светлакова. Работа №314945
В данной разработке занятия показана совместная работа детей и родителей в образовательной деятельности. Тема занятия "Лаборатория чудес", где родители и дети погружаются в мир экспериментирования.Опыты можно провести с детьми так же в домашних условиях.Это развивает в детях логическое мышление, креативность,любознательность,познавательный интерес.А так же способствует благоприятному укреплению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной деятельности. Данное занятие проводится с детьми 3-4 лет.
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности совместно с родителями для детей среднего дошкольного возраста
Цель:
Расширить представления детей о свойствах воды, воздуха, и их взаимодействии через опытно-экспериментальную деятельность; вовлечь родителей воспитанников в педагогический процесс посредством проведения совместного занятия.
Задачи:
Обучающие:
закрепить знания детей о свойствах воды;
помочь понять, что воздух имеет вес и силу;
дать знания о том, что воздух легче и сильнее воды;
показать родителям, как находить ответы на вопросы детей о неживой природе посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Развивающие:
развивать у детей любознательность, познавательный интерес;
активизировать речь, мышление, память;
формировать устойчивый интерес к опытно-экспериментальной деятельность.
Воспитательные:
воспитывать желание соблюдать правила безопасного поведения в лаборатории;
стимулировать активность, умение работать в коллективе;
способствовать благоприятному укреплению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель – профессор волшебной детской лаборатории.
Входят дети со своими родителями. Профессор:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть в своей лаборатории. Я – профессор Почемучкин, волшебник в седьмом поколении. Творю и вытворяю, на вопросы отвечаю! Вижу ко мне пришли вы не одни. Кто пришел с вами, ребята? (родители) Так-так-так… Что же делать? (обращается к родителям) Лаборатория у меня детская, а Вы такие большие! Что, дети, будем делать с вашими родителями?
Предлагаю превратиться им в детей – задорных девчонок! Согласны?
Но, для этого надо подойти к моему столу (дети подходят) .Сейчас мы проведем один интересный эксперимент который я надеюсь поможет нам.(Дети по очереди в кувшин засыпают)
Опыт № 1
Вулкан
Нужны: Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.
Опыт: Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан — для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.
Объяснение: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
Раз, два, три, четыре
Взрослых в деток превратили.
Ну, вот, вы теперь все дети! Добро пожаловать в мир науки и открытий!
Для начала нужно познакомиться. Меня вы уже знаете. Я теперь хочу узнать как зовут наших гостей.( Дети называют своих мам по имени Отчеству).
Ну теперь посмотрим с чем вы к нам пожаловали? ( хотим показать интересные опыты).
Профессор:
- Каждый опыт необходимо записывать. У меня для этого есть специальный журнал. Зафиксировали вывод.
Опыт №2
(пластиковые стаканчики, бутылка с газированной водой, виноградинка на каждую пару - ребенок и его родитель)
Профессор:
- Ребята, а как вы думаете, воздух и вода имеют силу? А что сильнее? (ответы детей) А чтобы узнать правильно вы предположили, или нет, предлагаю вам провести эксперимент. Для этого нам понадобится газированная вода (отметить, что газ – это составляющая воздуха) и виноград. Представим, что виноград - это подводная лодка. Наливаем в стакан газированную воду и опускаем туда виноградинку. Она тяжелая, поэтому сразу опустится на дно, так же, как подводная лодка. Ребята, что вы видите? (Ответы детей: пузырьки газа, т. е. воздуха «подхватывают» виноградинку и начинают поднимать наверх. Пузырьки воздуха на виноградинке столкнулись с поверхностью и «улетели». Наша подводная лодка снова опустилась на дно. И так она будет подниматься и опускаться, пока в воде не закончится газ – воздух)
Вывод: воздух имеет силу. Он сильнее воды и способен выталкивать предметы на поверхность. Зафиксировали результат в журнале.
Опыт №3 с мандарином
Мандарины, миска с водой.
Проведение: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает!
Вывод: В мандариновой кожуре есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт № 4
Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко
Опыт№5 с полиэтиленовым пакетом.
Цветные карандаши остро наточенные, кастрюля или большая чашка, полиэтиленовый пакет целый , вода.
Налить воду в пакет, плотно завязать и остриём карандаша втыкаем в пакет осторожно и через весь пакет пропихиваем и вытыкаем с другой стороны. Так несколько карандашей. Вода не вытекла.
Пакет сделан из полиэтилена. Полиэтилен очень пластичный материал. Когда мы протыкаем полиэтиленовый пакет остро заточенными цветными карандашами, полиэтилен легко растягивается и как – бы обтягивает карандаш, не давая воде вытекать через образовавшееся отверстие.
Рефлексия.
Скажите мне, мой юные любознайки вам интересно было сегодня?.
А наши мамы справились с заданиями? Ну как разрешим им еще к нам прийти?
Как мы сегодня поработали?(класс)
У профессора звонит телефон. Он отвечает на звонок и объявляет детям, что ему срочно надо идти на научную конференцию. Прощается, вспоминает, что нужно родителей-детей снова превратить во взрослых. Спрашивает желание детей. Произносят волшебные слова:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову.
Глазки крепко закрываем
Дружно все со мной считаем:
Раз, два, три, четыре, пять
Взрослыми желаем стать.
- Ну, вот и хорошо. Ой, я чуть не забыл свое научное открытие.
Достает лавовую лампу, сделанную заранее. Дети интересуются, что это такое.
Профессор: Это лавовая лампа. Вы тоже такую лампу хотите сделать? Тогда, думаю, что родители многому у нас уже научились и смогут сделать с вами ее дома. В помощь я каждому дам инструкцию. А потом вы снова ко мне придете, и я расскажу секреты работы с этой лампой. Это будет нашей новой опытно-экспериментальной работой. Договорились?
Раздает листочки с инструкцией, прощается и уходит.