Занятие по Формированию Элементарных Математических Представлений "Подготовка к полету в космос" | Суховская Алёна Олеговна. Работа №352448
Занятие по формированию элементарных математических представений. В данном занятии дети отправляютс в путешствие в космос, перед эти они отгадывают слово зашифрованное в алфавите где выполню задание от начальника центра подготовки космонавтов на массу. В конце детям вручаются значки "Юный космонавт", от начльника центра подготовки космотавтов.
Конспект НОД по математическому развитию
Тема: «Подготовка к полету в космос»
Возрастная группа: подготовительная
Программное содержание:
Цель
Для педагога
Развитие у детей элементарных математических способностей
для ребенка
Выполнять все задания от начальника Центра подготовки космонавтов
Задачи
Обучающая
Для педагога
Знакомить с новым способом сравнения предметов по массе (с помощью рычажных весов).
Закреплять умение составлять задачи по картинкам, фиксировать условие задач с помощью схем и записывать их решение
Для ребенка
Познакомиться и поработать с весами
Составить задачу по картинкам, записать условие здачи с помощью схемы, записать решение.
Развивающая
Для педагога
Развивать коммуникативные навыки, устойчивость внимания
Для ребенка
Работать сообща в команде, быть внимательным к заданиям воспитателя
Воспитательная
Для педагога
Воспитывать у детей умение работать в команде, не ссориться друг с другом
Для ребенка
Работать в команд с товарищами дружно
Материал и оборудование. Компьютер, проектор, экран, слайды. Лист ватмана, на котором напечатаны алфавит и цифры 1-33 над буквами, - «код». Карточка с цифрами - «шифрограмма». Коробки: зелёного цвета (с пластилином) и жёлтого цвета (с ватой).
Картинка с изображением взрослого в военной форме и ребёнка, сидящих на качелях (балансире). Игрушечные рычажные весы. Банки с этикетками, на которых написаны названия продуктов и семян (или даны изображения). Коробки с этикетками, на которых написаны названия инструментов (или даны изображения). Картинка и карточки к заданию «Найди исправные весы».
Фломастеры. Картинки к заданию «Составь и реши задачу». Три обруча жёлтого, синего и зелёного цвета. Блоки Дьенеша, карточки с символами свойств блоков («форма», «цвет», «величина»).
Этапы занятия
Прямая речь воспитателя
Вводно-организационный
Внимание, внимание! Сегодня мы отправимся в путешествие.
Мотивационно-побудительный
- Куда мы отправимся, вы узнаете, если расшифруете слово. (перед детьми на слайде алфавит с цифрами)
-Перед вами код: алфавит и цифры от 1 до 33, напечатанные над буквами, то есть каждой букве соответствует определённая цифра. А вот и шифрограмма:
12 - 16 - 19 - 14 - 16 - 19.
- Сейчас ко мне подойдет Вика и Антон.
- Вика держи карточку с шифром, а Антон смотри на алфавит
- Вика называй одну цифру, а Антон ищи и говори какая буква под данной цифрой, остальные записываем по порядку буквы, которые скажет Антон
(дети выполняют задание, педагог помогает, если дети ошибись или затруднились в выполнении задания)
- Какое слово получилось? (космос)
- Верно космос сейчас я запишу это слово на доске.
- И вам из Центра подготовки космонавтов пришло видео сообщение (на слайде видеообращения к детям)
«Здравствуйте, друзья! Я начальник центра подготовки космонавтов. Сегодня я хочу посмотреть на ваши знания и умения, для этого я приготовил задания. В конце пути, если вы сделаете все верно, не будете ссориться, то получите свои значки «Юный космонавт».Удачи вам!
- Итак, мы превратимся в космонавтов и полетим в космос. (на слайде космонавт)
- Раз два, три, четыре, пять космонавтами мы все хотим стать.
Практический
- Представьте, что наш полёт будет длиться утро, день, вечер и ночь. Значит, какова продолжительность полёта? (Сутки.)
(на слайде виды воздушного транспорта)
- На чём можно полететь в космос? (На ракете.)
Физкультминутка (по стихотворению О. Жуковой).
Дети встают в круг.
- Мчится в небе голубом
Вертолёт с одним винтом,
(Поднимают руки, кружатся.)
А ещё быстрей полёт
Совершает самолёт,
(Идут по кругу, покачивая руками, как крыльями.)
А ещё быстрей - вот эта
Межпланетная ракета!
(Бегут по кругу, отведя прямые руки назад.)
Задание «Сравни коробки».
(На столе разложены коробки зелёного и жёлтого цвета.)
- Пришло задание из Центра подготовки космонавтов: перед путешествием нужно загрузить в ракету коробки со специальной космической одеждой.
- Чем различаются коробки? (Цветом.)
- Чем они похожи? (Формой и размером.)
- Подойдите к столу, возьмите в руки желтую и зеленую коробки и определите, чем они ещё различаются.( зелёная коробка тяжёлая, а жёлтая - лёгкая.)
- Какую коробку понесёт мальчик, а какую девочка? (Мальчик понесёт тяжёлую коробку, а девочка лёгкую.)
- А сейчас встаньте в пары девочка-мальчик и возьмите по коробке, девочки желтую коробку- легкую, мальчики зеленую коробку-тяжелую
(Дети разбиваются на пары мальчик-девочка, разбирают коробки и садятся за свои столы.)
Задание «Кто тяжелее?»
- Вы смогли определить, какая коробка тяжелее, а какая легче. Как вы это определили? (Мы сравнили коробки.)
-А вы сможете определить, кто из вас тяжелее, а кто легче? (Не сможем.)
-Почему не сможете? (Мы не знаем, как это сделать. Не знаем, каким способом это определить.)
- Итак, сейчас нам надо найти способ, с помощью которого можно определить, какой предмет тяжелее, а какой легче
- Как найти такой способ? (Можно посмотреть в книге, спросить того, кто знает, или придумать самостоятельно, а потом сравнить с уже известным способом.)
- Что мы выберем – сами придумаем или попросим помощи? (Придумаем сами.)
- А когда вы качаетесь с другом на качелях, можете ли вы определить кто легче, а то тяжелее?
- А как вы это поймете? (кто тяжелее тот и будет перевешивать)
- Да ребята, вы верно поняли. Значит с помощью чего можно узнать кто легче, а кто тяжелее? (качелей)
(Воспитатель выставляет на слайд картинку с изображением взрослого в военной форме и ребёнка, сидящих на качелях.)
- Ребята посмотрите внимательно на экран. Здесь мальчик и военный решили покачаться
- Наверное, этот военный захотел вспомнить своё детство, ведь когда он был маленьким, очень любил качаться на качелях.
- Удобно ли качаться на качелях, если на одном конце доски сидит взрослый, а на другом конце ребёнок? (Неудобно.)
- Почему? (потому что взрослый перевешивает ребёнка)
- В этом случае говорят, что масса взрослого больше массы ребёнка.
- Как можно узнать, какой предмет тяжелее, то есть сравнить предметы по массе?
- Что похоже на качели, но применяется именно для взвешивания? (Весы.)
(Воспитатель выставляет игрушечные весы)
- Вот и наши весы. Сейчас мы сравним точно какиая из коробок легче и какая тяжелее, ведь нам нужно отправить точные результаты в Центр подготовки космонавтов.
- На одну чашу я положу зелёную коробку, на другую - жёлтую коробку
- Посмотрите Внимательно на весы и поднимите руку кто знает ответна вопрос Какая коробка имеет большую массу? (Зелёная, потому что она перевесила.)
- И мы с вами делаем вывод, что зеленая оказалась тяжелее.
- Теперь мы знаем, что для того чтобы сравнить по массе два предмета, надо один предмет положить на одну чашу весов, а другой - на другую чашу. Предмет, который перевешивает, имеет большую массу.
-Значит, узнать, кто из вас тяжелее, а кто легче, можно с помощью весов.
Задание «Что тяжелее?»
- Слушаем следующие задание
- Что берут в полёт космонавты?
(Продукты, специальную аппаратуру и инструменты, растения, животных).
- Молодцы, все верно. Теперь посмотрит на столы
- На одном столе расставлены банки с этикетками, на которых написаны названия продуктов, на другом столе - банки с этикетками, на которых написаны названия семян, на третьем столе - коробки с этикетками, на которых написаны названия инструментов.
- Все эти банки и коробки вы поделите на отсеки
- В одни отсеки ракеты можно загрузить тяжёлые предметы, а в другие только лёгкие. Вы сможете сравнить массу банок и коробок с помощью весов?
(Да.)
- Тогда я вас поделю на три команды по 6 челочек
- на столах у вас стоят весы и то что вы будете сравнивать по весу. Первая команда сравнивает по весу (массе) продукты, вторая команда - семена, третья команда - инструменты
- Попробуйте разделить продукты, семена и инструменты.
- Помним, что в команде работают все и ни кто не ссориться!
- а я буду смотреть как вы выполняете работу
(Дети работают в командах (Первая команда сравнивает по весу (массе) продукты, вторая команда - семена, третья команда - инструменты.)
(Воспитатель проверяет работу детей, при необходимости помогает.)
- Ребята, смотрю, что вы все справили, и верно распределили по отсекам банки и коробки.
Задание «Найди исправные весы».
- В Центре подготовки космонавтов есть несколько весов. На чашу одних весов посадили одну черепаху, на другую чашу - двух мышек. (Выставляет на слайде соответствующую картинку.)
- Как вы думаете, кто тяжелее: одна черепаха или одна мышка?
- Черепаха тяжелее, потому что её уравновешивают две мышки.
- На других весах взвешивали одну и ту же черепаху и одну и ту же мышку. Странно, но все эти весы вели себя по-разному. (Раздает карточки с соответствующим изображением.)
- Обведите карточку с изображением исправных весов. (Дети выполняют задание.)
- Какую карточку вы обвели? (Третью справа.)
-Объясните свой выбор. (Черепаха тяжелее мышки, она перевешивает.)
- Все верно, вы нашли весы, которые показали точный результат
Задание «Составь и реши задачу».
(Воспитатель (раздаёт картинки).
- Как все космонавты, вы умны и сообразительны. Думаю, вы успешно справитесь со следующим заданием: рассмотрите картинки, запишите условие задачи и вопрос, найдите решение.
- Кто справился поднимите руку
- Вася, расскажи что у тебя получилось ( На одну чашу весов положили пять яблок, на другую пять груш. Сколько всего фруктов положили на чаши весов?)
- Молодец, дети, у всех также?
- Что в задаче известно?
( Части. Одна часть - это 5, другая часть - тоже 5.)
- Подпишите эти части под маленькими отрезками
- Что нужно узнать? ( Целое.)
- Поставьте знак вопроса над дугой
- Как найти целое, если известны части?( Надо сложить части, то есть к 5 прибавить 5.)
- Сколько будет 5+5? Поднимите руку, я спрошу (Получится 10.)
- Все согласны что 10?
- Напишите решение в клетках: 5+5=10.
- Почему весы находятся в равновесии?( Потому что масса 5 яблок равна массе 5 груш.)
- Верно, молодцы, вы справились со всеми заданиями, вы всё взвесили, загрузили в космический корабль и даже решили задачи.
- Давайте отдохнём.
Физкультминутка (по стихотворению Я. Коваля).
Тех, кого в полёт берут,
Космонавтами зовут.
(Поднимают руки, опускают через сто-роны.)
Полететь готов не каждый, Только сильный и отважный.
(Ставят руки на пояс, делают выпады правой ногой, затем левой.)
А ракета - выше дома -
Улетает с космодрома
(Встают на носочки, отводят назад прямые руки.)
Жителям других планет
Передать с Земли привет.
(В знак приветствия машут руками.)
- Сейчас представим ситуацию, которая может возникнуть во время полёта в космос. Иногда из иллюминатора можно наблюдать метеоритный дождь. (На экране слайд с соответствующим изображением.)
-Что такое метеориты? (Это обломки космических тел.)
- Какие они разные по форме! На какие геометрические фигуры похожи эти метеориты? (Ответы детей.)
В корпусе ракеты имеются специальные люки-ловушки, в которые попадают метеориты, не причинив вреда летательному аппарату. Нужно перенести метеориты из ловушек в специальные отсеки ракеты, чтобы потом на Земле их тщательно исследовать.
Задание «Три обруча».
- На полу разложены три обруча, в каждом карточка с символом одного из свойств метеоритов. -Рядом с ними лежат метеориты (блоки Дьенеша.)
- В жёлтый отсек-обруч положите все большие жёлтые метеориты, в синий - все квадратные метеориты, а в зелёный - все синие метеориты.
- разделимся снова на три команды (воспитатель самостоятельно делит.)
- И так можете приступать к выполнению задания и помним, что мы работаем дружно
(Дети выполняют задание.)
- Сейчас я проверю, все ли так вы сделали
- Молодцы! Вы прекрасно справились ещё с одним заданием Центра подготовки космонавтов.
Рефлексивно-оценочный
- Начальник этого Центра оставил еще одно видео сообщение
«Друзья, все это время я наблюдал за вами, вы всё выполняли хорошо, даже в командной работе вы были дружны! Я хочу вам вручить знаки «Юный космонавт». Желаю вам успехов в дальнейшем обучении математике!»
- Ребята, я каждому раздам значки.
- А сейчас поднимите две руки, те кто справились со всеми заданиями и ему было легко
- Сейчас поднимут левую руку те у кого были затруднения в заданиях
- А теперь поднимите правую руку те у кого ничего не получилось
- Ребята, вы почти все справились с заданиями, есть и те у кого были затруднения, но мы с вами это исправим!