Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка. ОНР III уровня, у ребенка со ст.формой дизартрии. | Бачинина Анастасия Игоревна . Работа №254886

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бачинина Анастасия Игоревна
Данные о группе: 

Возраст – подготовительная группа

Дежурный звук – Ш

Дополнительно: нарушение пространственного восприятия 

Тема: Автоматизация звука [ Ш] в предложенияхЛексическая тема: « Домашние животные и их детёныши»

 

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка. ОНР III уровня, у ребенка со ст.формой дизартрии.

Данные о группе:

Возраст – подготовительная группа

Дежурный звук – Ш

Дополнительно: нарушение пространственного восприятия

Тема: Автоматизация звука [ Ш] в предложениях
Лексическая тема: « Домашние животные и их детёныши»

Цель: автоматизация произношения звука [Ш] в предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнить представления детей о звуке [Ш ]
2. Активизация словаря по теме "Домашние животные и их детёныши"
Коррекционно-развивающие:

1. Совершенствовать речевое дыхание.
2. Учить координировать речь с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.
2. Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Оборудование: зеркала, набор картинок со звуком «мультипликационные герои и картинки животных, сюжетные картинки на заданный звук, дидактические игры.

Ход занятия:

№ п.п

Этапы

Содержание

1.

Организационный момент

Посмотри, к нам сегодня на занятие пришел котёнок, и не с пустыми руками. Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик? [ш]. Сегодня котённок будет помогать тебе, правильно произносить звук [ш]. Давай для начала немного разомнемся вместе с котёнком.

2.

Формирование психологической базы: речи( восприятие, память, внимание ,мышление)

Игра на развитие памяти:

идактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Например:Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кошка потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные.

Игра на развитие внимания:

Скажи, что ты слышишь

Цель. Развитие слухового внимания.

Цель:Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры.  предлагаем детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением.

Игра на развитие мышления:

Все домашние животные вышли гулять, и у нас потерялись детёныши. Давай поможем им найти мам. (Подкладывает картинки с детёнышами и проговаривает.)

У коровы - …теленок

У кошки - … котята

У козы - … козлята

У гусыни - … гусята

У овцы - … ягнята

У лошади - … жеребята.

Игра на развитие

Игры на развитие восприятия:

Цель: закреплять у детей представления о шести цветах.

Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.

 

 

3.

Формирование моторики ( общей, мелкой, артикуляционной)

Мелкая моторика:

Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

читаем стих:

Подставляй ладошку, Дети вытягивают вперед руку ладошкой вверх.

Расскажу про кошку. Гладят ладошку другой рукой.

Будем пальчики считать? Шевелят пальчиками.

Будем пальчики считать! Сжимают пальчики в кулак и разжимают их.

Раз-два-три-четыре-пять! Поочередно зажимают пальчики на руке.

Вот - кулак, Сжимают все пальчики в кулачок.

А вот - ладошка. Разжимают пальчики.

На ладошку села кошка! Ставят на ладошку пальчики второй руки.

И крадется потихоньку, Пробегают пальчиками по руке да плеча вверх.

И крадется потихоньку.

Видно мышка там живет! Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.

 

Общая моторика: Массаж рук, лица, шеи

Ножки, ножки, топ-топ-топ

Топайте быстрее

Ручки, ручки, хлоп-хлоп-хлоп

Хлопайте быстрее

Потираем ушки, бровки, носик

И про шейку не забудем.

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1.«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»«а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

«Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а»«а – у - и»,

«и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Артикуляционная моторика:

Повторим как правильно произносить звук [ш]:

Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд

Зубки сближены

- Широкий кончик язычка поднят к альвеолам и образует с ними щель.

Боковые края язычка прижаты к верхним зубам

Голосовые складки напряжены и разомкнуты, горлышко «молчит»

Воздушная струя сильная, широкая, тёплая.

Указывать на отклонение от нормы и объяснять, как правильно произнести звук.

Перед ребёнком артикуляционный план и зеркало. Дублирование артикуляции.

 

4.

Формирование дыхания и голоса

Игра 1.

Пьем коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой воронкой ». (Выдох.)

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Игра 2.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

5.

Повторение

Скороговорка:

Шо-шо-шо- говорю я хорошо.

Ши – ши – ши – что – то шепчут камыши.

Ше – шеше – это утка в камыше.

Ша – ша –ша – выходи из камыша.

Ше – шеше – нет утки в камыше.

 

6.

Объявление темы

Сегодня мы проходим тему «Домашние животные и их детёныши»

7.

Изучение нового лексико-грамматического материала

Игра 1. А после того, как Котёнок поиграл, он любит вкусно покушать.

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие»?

Дети отчетливо произносят слова со звуком[ш]: пшенная, вишневый, грушевый, шоколадные.

Игра 2. Котёнок продолжал свое путешествие. И встречал все новых друзей. В этот раз он встретил мишку-шалунишку и помог ему  справиться с заданием. Ребята, а давайте и мы с вами  поиграем в игру «4 лишний».  Отчетливо проговаривайте лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка).

На доску выставляются картинки с предметами

 

 

8.

Закрепление

 Наш коёнок шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Котёнок посмотрел внимательно и увидел  маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Котёнок помог маленькому другу добраться до своего домика.  Давайте и мы с вами попробуем так шипеть.  Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш...»

 

9.

Итог

- Итак, с каким звуком мы сегодня работали?

- Давай повторим артикуляцию.

- Какие игры тебе больше всего запомнились?

10.

Оценивание

-Молодец! Вы вместе с котёнком смогли выучить всех животных.

11.

Домашнее задание

Произносить (читать) слова со звуком [ш] : Шевелить,  шептать, шериф, шершень.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×