Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Занятие по обучению грамоты ☼☼☼ | Марина Николаевна Осипова. Работа №266587

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Марина Николаевна Осипова
Конспект занятия

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Дифференциация звуков Ш - Ж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: учитель-логопед

Осипова Марина Николаевна

 

Дифференциация звуков Ш – Ж.

Задачи:

1. Учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж в слогах, словах и предложениях по глухости-звонкости.

2. Развивать связную речь, умение отвечать полными распространёнными предложениями, согласовывать существительные с прилагательными, существительные с числительными.

3. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов, развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.

4. Способствовать развитию фонематического слуха, умению находить расположение звука в слове, придумывать слова на заданную букву.

5.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.

 

Оборудование:

наглядный материал на звуки Ш - Ж; магнитная доска; мяч; звуковая дорожка; символы звуков Ш и Ж, презентация, набор «Грамматика» для составления слов.

 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Ребята, недавно мы с вами познакомились с двумя похожими звуками. Давайте вспомним с какими.

Как шипит гусь?

Ш – ш –ш – ш…

Придумайте слова с этим звуком.

Слайд 2

Посмотрите на картинки: мышка, кошка, лягушка.

Где расположен звук Ш.

Правильно, в середине слова.

Как жужжит жук?

Ж – ж –ж –ж…

Правильно. Придумайте слова с этим звуком.

Слайд 3

А теперь посмотрите на картинку: жёлудь, медвежонок, ёжик.

Где живёт наш звук «Ж» в этих словах?

Правильно, молодцы.

Характеристика звука Ж – согласный, всегда твёрдый, звонкий. (На доске

выставляется символ звука Ж – колокольчик).

Мы знаем, что у звука Ж есть дружок, он тоже согласный, всегда твёрдый,

но произносим мы его без голоса – глухо. Произнесите этот звук – Ш (дети

произносят хором). На доске выставляется символ звука Ш – шарик).

- Сегодня будем мы шипеть, жужжать – звуки Ш и Ж – различать.

А сейчас я вам прочитаю стихи, а вы запомните слова со звуком «Ш» и звуком «Ж»

Слайд 4, 5, и 6

 

Звук –ш-

Ш-ш-ш – шипит сердитый гусь, Я мальчишек не боюсь,
Догоню, вас, шалуны,

Ухвачу вас за штаны!

 

Звук – ж -

Жук на листике сидит,

Громко целый день жужжит,

Ждет гостей к себе домой,

Показать, как он поёт: ж – ж - ж.

 

Я нашёл жука в цветке

Я держу его в руке

Жук такой хорошенький

Спинка вся в горошинку!

 

Какие слова со звуком «Ш» вы запомнили?

А какие со звуком «Ж»? Молодцы.

 Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

 

- Сядет тот, кто скажет слово ласково, чтобы в нём появился звук Ж:

Круг – кружок, луг – лужок, берег – бережок,

пирог – пирожок, друг – дружок, шаг – шажок,

утюг – утюжок, флаг – флажок, творог – творожок,

стог-стожок, сапог – сапожок, снег – снежок.

дифференциация звуков в слогах и словах. Игра «Наоборот»:

- Замените звук Ш на Ж:

Шашажажа; шошо - … шу – шу - … ши – ши - …

Уши – ужи, шить – жить, шаль – жаль, Луша - лужа

- Замените звук Ж на Ш:

Жажашаша; жужу – … жожо - … жижи - …

Жар – шар, жарить – шарить, жутко – шутка, тужить тушить

 

Слайд 7

Игра с мячом «Закончи слова слогом ШИ или ЖИ»:

Каранда …(ши), камы…(ши), гара… (жи), эта…(жи),

камы… (ши), ланды…(ши), черте…(жи), кры…(ши),

малы…(ши), экипа…(жи), клави…(ши), у…(жи)

 

Слайд 8

Дид. игра «Доскажи словечко»

Ушушуш – мы включили …

Ша ша ша - мама моет …

Жажажа – есть иголки у …

Ши – ши – ши – у меня …

Жижижи – папа точит …

Ши – ши – ши – на болоте …

 

дифференциация звуков Ш – Ж в предложении

«Скажи правильно»:

Окошко лежит на рыжей кошке.

У карандашей жёлтая Шура.

У пожарной машинки Паша.

У плюшевого медвежонка Маша.

Большой жук нашел Женю.

В живом мышонке живёт норка.

Молодцы. Правильно.

 У вас на столах лежат наши мячики помощники. Давайте с ними поиграем:

Ходит ёжик вдоль дорожек,

По лесу, по лесу.

И колючками своими

Колется, колется.

А я, ежику, ежу

Ту тропинку покажу.

Где катают мыши,

Маленькие шишки.

Представьте, что мы в магазине игрушек. Внимательно рассмотрите их и скажите, что вы купили в магазине.

Слайд 9

Дети согласовывают существительные с числительными.

Слайд 10

Дид. игра «Что для Миши, что для Жени»

Ребята, давайте отгадаем, где чьи игрушки: если в слове живёт звук «Ш», то это Мишины игрушки, А где звук «Ж» - это Женины.

А теперь немного отдохнём.

Составьте слово: пижама.

После составления схемы логопед даёт задания:

- Уберите из схемы звук А, затем – звук Пь, звук М, звук И.

- Какой звук остался? Звук Ж

Составьте слово: кошка.

После составления схемы логопед даёт задания:

- Уберите из схемы звук А, затем – звук К, звук К, звук О.

- Какой звук остался? Звук Ш.

Правильно, молодцы.

А сейчас, ребята я прочитаю вам рассказ, а вы его перескажите.

Слайд 11

Игрушки.

У Жени дома много игрушек. Они стоят в шкафу. Там плюшевый мишка, резиновый ежик, красивый петушок, жираф с длинной шеей, быстрая лошадка, серая мышка, рыжая кошка. В гараже у Жени большая машина. К нему в гости приходит его лучший друг Миша. Они вместе играют с этими игрушками.

 

Дети пересказывают рассказ по опорной схеме на слайде.

 

3.Подведение итогов занятия.

О каких звуках мы сегодня говорили?

Чем они отличаются?

Какие слова со звуком Ш (Ж) вы запомнили?

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×