Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в космос» | Мой кабинет. Работа №345983
Цель: развивать у детей познавательных интересов, интеллектуальную активность.
задачи: -воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность.
-стимулировать к проявлению волевых качеств, формировать умения использовать вербальное и не вербальное свойства общения. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.
-формировать умения в составлении и решении логических задач. Упражнять в умении устанавливать закономерности
Занятие
по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
«Путешествие в космос»
Цель: развивать у детей познавательных интересов, интеллектуальную активность.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность.
Развивающие задачи: стимулировать к проявлению волевых качеств, формировать умения использовать вербальное и не вербальное свойства общения. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.
Образовательные задачи: формировать умения в составлении и решении логических задач. Упражнять в умении устанавливать закономерности, закрепить навыки обратного счета.
Методы: Игровые, словесно-наглядные, сюрпризный момент, игровые.
Приёмы: Вопросы, художественное слово, поощряющая оценка, дополнения.
Предварительная работа: Чтение Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»
Чтение художественной литературы по теме «Космос»:
Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
В. Кащенко «Созвездие драконов»,
П. О.
Клушанцев
«О чём рассказал телескоп»,
О. А.
Скоролупова
«Покорение космоса»
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: звучит музыка. Дети стоят возле стульев.
Воспитатель: Ребята давайте я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Сделаем глубокий вдох и вдохнем хорошее настроение, настроимся на рабочий лад.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня предлагаю отправиться в новое путешествие.
А куда мы отправимся- угадайте.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
А что такое- космос?
Ответы детей
В: Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы и возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, и даже на ракетах. И люди научились летать в космос.
В: Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос! Космос – это Вселенная!
Давайте вспомним, кто был первым человеком, полетевшим в космос?
Д: Юрий Гагарин
Демонстрация изображения
О нем немного
Предлагаю вам сегодня совершить воображаемое путешествие в космос.
Что нам нужно взять с собой для путешествия?
Ответы детей
- Теперь давайте выберем одежду, подходящую для полета в космос (показ иллюстраций с изображением разной одежды, комбинезон, куртка, пальто, спортивный костюм, скафандр).
- Ребята, вы сделали правильный выбор. А почему вы решили, что именно в скафандре нужно лететь в космос? (Защищает от вредных воздействий, потому что смоделирован, из специальных материалов.)
Воображаемое одевание скафандров
-На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие (показ воздушного транспорта) – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета.
Ответы детей
Проводится игра «Космонавты»
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Дети: Ждет нас быстрая ракета…
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!
Как только сказано последнее слово - все бегут к ракете и занимают места на стульях в соответствии с цифрой на карточке, наклеенной на стул.
- Ну вот, мы с вами готовы. Ракеты сконструированы, скафандры одеты, пора отправляться в космос.
- Чтобы ракета оторвалась от Земли и взлетела, надо произнести волшебные слова:
Артикуляционная гимнастика «Ракета»:
ЁТ-ЁТ-ЁТ - собираемся в Полет
Ета-ета-ета – вот наша ракета
ИМ-ИМ-ИМ - все мы вместе ПОЛЕТИМ
ТА-ТА-ТА- не страшна нам ВЫСОТА
Ор-ор-ор – заведем у ракеты мотор.
Ля-ля-ля – прощай планета Земля.
(Дети хором проговаривают и отхлопывают чистоговорки.)
- Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет Командир: - Внимание! Внимание! Звездолет к полету готов, начинаем обратный отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск!
Раз-два – скорость света, (откидываются на стульях)
Три-четыре – мы летим
На интересную планету
Мы попасть скорей хотим.
Невесомость наступает
Всё кружится и летает (изображают невесомость)
Либо релаксация:
Напряжены, затем расслабляемся в невесомости
В: вот мы в космосе. Посмотрите в иллюминатор, что мы видим? Планеты
Иллюстрации на доске
В: Какие вы знаете планеты?
Дети: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон, Земля.
В: А какая планета расположена ближе всех к Солнцу?
Дети: Меркурий?
В: А дальше всех?
Дети: Плутон
В: Назовите самую большую планету.
Дети: Юпитер.
В: На каком месте расположена наша планета Земля?
Дети: на третьем.
В: Предлагаю вам вспомнить планеты ещё раз.
Проводится физкультминутка
На Луне жил звездочёт (смотрят в «телескоп»).
Он планетам вёл учёт (показывать в небо рукой)
Меркурий – раз. (Описать круг руками)
Венера – два. (Хлопок)
Три – Земля,
Четыре – Марс. (Присесть, встать)
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн. (наклон вправо - влево)
Семь – Уран,
Восемь - Нептун. (наклон вперёд, назад)
Девять – дальше всех Плутон. (прыжок)
Кто не верит – выйди вон! (руки в стороны)
В: Ребята, как называется путь, по которому планеты движутся?
Дети: орбита.
Нужно ли?
Проводится игра «Солнечная система».
Воспитатель расстилает коврик, на котором изображено солнце в центре и «орбиты» вокруг него.
В: Сейчас мы с вами построим модель солнечной системы.
Дети по очереди, соответственно названию планеты, рассказывают стихотворение и встают на нужную орбиту.
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
2.Второй, за ним, летит Венера
С
тяжёлой, плотной атмосферой.
3. А третьей, кружит
карусель
,
Земная наша колыбель.
4. Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
5. Пятый- Юпитер, очень уж большой
Н
а звёздном небе виден хорошо.
6. Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка
, под лучами солнца.
7. Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
8. Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
В
красивой голубой рубашке франт.
Планеты движутся вокруг солнца. Только каждая по-разному. Вот, например, Земля движется вокруг Солнца 1 год.
Земля движется вокруг Солнца и происходит смена времен года. А ещё Земля движется вокруг своей оси и происходит смена дня и ночи.
В:И вот мы подлетаем к солнцу.
-Солнце – это планета или звезда? (звезда)
-Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)
-Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)
-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)
-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)
- Вы многое знаете о солнышке, а давайте теперь поиграем в игру «Солнышко»
Словесная игра с элементами самомассажа «Солнышко»
Солнце с неба посылает лучик. (движение пальцами по лбу от середины к вискам)
И им смело разгоняет тучи (плавные движения по лбу)
Лучик нежно согревает щечки (потереть щечки)
Солнышко на носик ставит точки (постукивание по носу и щечкам)
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это
Воспитатель: Солнце оказывает влияние на смену времени суток и смену времен года.
В: А теперь мы с вами летим на Луну. Что такое Луна? (спутник Земли)
-Почему Луна не падает на Землю? (Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли по своей орбите).
-Что вы видите на поверхности Луны? (ямы – кратеры) От чего они произошли? (от ударов о лунную поверхность метеоритов)
-Хотите посмотреть как они образуются?
В: Вот мы и «прилунились». Прошу вас всех выйти и поближе рассмотреть Луну. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Если посмотреть на Луну, на ней можно увидеть светлые и тёмные пятна. Это моря. Н самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и называли их морями. На Луне нет ни воды, ни воздуха. Здесь не бывает ни дождей, ни снега.
В: Вот посмотрите сюда. (подводит детей к столу, на котором находятся 2 листа ватмана с нарисованными на них кругами)
Опыт: «Луна»
Представьте, что это Луна. Её поверхность покрыта пылью. Давайте насыплем на оба круга «лунную пыль». (дети насыпают песок)
В: (делает в песке углубления). Вот эти углубления – это «следы», которые оставили космонавты, высадившиеся на поверхности Луны. Как я уже сказала, на Луне нет воздуха. А вы знаете, что ветер – это движение воздуха. Если бы дул ветер, то эти следы бы исчезли. Давайте посмотрим, что с ними бы произошло. Как можно создать ветер?..
Дети: Надо сильно подуть.
Дети дуют на «следы» на первом листе бумаги – и те исчезают.
В: Теперь посмотрим на соседний лист. Так как на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда. Поверхность Луны неровная и скалистая, с углублениями. Эти углубления – это следы упавших метеоритов.
Воспитатель даёт детям по одному камню и сообщает, что это метеориты. Предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая камни в ёмкость с «лунной пылью» (песком)
В: От падения камней образуются ямки. Эти углубления сохраняются, потому что на Луне нет ветра.
Всё это подтверждает фото Луны на слайде.
Загадка Земля
В: А теперь нам пора возвращаться на Землю. Занимайте места в ракете.
Дети занимают места. Звучит сигнал SOS.
В: Что-то случилось.
Ракета не взлетит, пока мы не ответим на несколько вопросов.
Вопросы:
Как называется человек, совершающий полёт в космическом пространстве
.
(
к
осмонавт)
Назовите имя первого космонавта Земли (Ю. А. Гагарин)
Назовите самую маленькую планету Солнечной Системы. (Меркурий)
На какой планете есть жизнь? (Земля)
У какой планеты есть большие вращающиеся кольца? (Сатурн)
Назовите естественный спутник Земли. (Луна)
Чем покрыта поверхность Луны?
(
пылью)
Какой праздник отмечается 12 апреля? (День космонавтики)
Почему происходит смена дня и ночи и времен года?
(Потому что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца).