Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по Поволжью" с использованием инновационных технологий | Гилязева Расима Гаптраефовна. Работа №348533
Данное занятие проводится с подготовительной к школе группой детского сада для расширения и закрепления знаний о родном крае, народов Поволжья, его обычаев и культуры. Оно направлено на патриотическое развитие детей дошкольного возраста.Задачи:1. Содействовать формированию у детей навыков программирования, инженерного планирования.2. Расширить и закрепить знания детей о нашей многонациональной Родине, воспитывать любовь к ней. Закрепить знания об одежде, национальных блюд народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. (Познавательное развитие)3 Воспитывать чувства уважения и симпатии к обычаям, традициям, культуре других народов. Создать хорошее настроение у детей и развивать ловкость. Быстроту двигательной реакции.5.Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. (Социально-коммуникативное развитие) 6. Формировать знания детей об орнаментах народов Поволжья. Развивать логическое мышление. (Художественно-эстетическое развитие)
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по Поволжью» с использованием инновационных технологий.
Гилязева Расима Гаптраефовна воспитатель по обучению родному языку в МБДОУ «Билингвальный детский сад № 178» Советского района города Казани.
Данное занятие проводится с подготовительной к школе группой детского сада для расширения и закрепления знаний о родном крае, народов Поволжья, его обычаев и культуры. Оно направлено на патриотическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Содействовать формированию у детей навыков программирования, инженерного планирования.
2. Расширить и закрепить знания детей о нашей многонациональной Родине, воспитывать любовь к ней. Закрепить знания об одежде, национальных блюд народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. (Познавательное развитие)
3 Воспитывать чувства уважения и симпатии к обычаям, традициям, культуре других народов. Познакомить детей с башкирской народной игрой «Тирмэ» («Юрта») создать хорошее настроение у детей и развивать ловкость. Быстроту двигательной реакции.
5.Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. (Социально-коммуникативное развитие)
6. Формировать знания детей об орнаментах народов Поволжья. Развивать логическое мышление. (Художественно-эстетическое развитие)
Материал и оборудование: Карта республик поволжья, интерактивный настольный робот, которому можно задать алгоритм движения, пазлы «Гербы республик», куклы с национальными одеждами, 4 платка для игры, флаги народов Поволжья с буквами (Д, Р, У, Ж, Б, А).
Методы и приемы: Словесный – игры-задания в конверте.
Практический – сбор пазлов «Собери гербы», задание «Определи марийский костюм», ««Где хранится сокровище?»
Игровой – подвижная игра: «Тирмэ»(«Юрта»).
Ход занятия. 1 Организационная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая посылка к нам пришла в детский сад! Давайте, посмотрим. Да это же робот и зовут его Киберзнайка! А вот ещё письмо! Что тут написано, сейчас прочитаю…
«Здравствуйте, дорогие дети! Вам пишут жители планеты «Кибертон». Мы наслышаны, что ваш садик называется «Дуслар». У нас к вам большая просьба- рассказать Киберзнайке - как вы здесь дружно живёте народы разных национальностей.»
Воспитатель: вот такое письмо… У нас есть карта нашего Поволжского края! Как вы думаете,что нам делать с этой картой?
Дети: с картой можно путешествовать.
2 Основная часть.
Воспитатель: Давайте, отправимся в путешествие вместе с роботом. Покажем, как тут живут разные национальности?(ответы детей) Скажите, а на какой самой величественной реке мы с вами живем?
Дети: На реке Волге.
Воспитатель: Правильно. Поэтому нас и называют как?
Дети: Волжане.
Воспитатель: - Дети, а вы помните, какие народы живут в Поволжье?
(Ответы детей – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы…)
Правильно, мы с вами уже на занятиях познакомились с народами Поволжья. С их культурой, блюдами, бытом. Во время путешествия мы с вами будем останавливаться, и на каждой остановке нас будут ждать конверты с заданиями, которые приготовили нам жители Поволжья. Проверим и закрепим знания. За правильно выполненное задание нам будут давать, у которого мы будем в гостях с буквой. А что за слово получится, мы потом с вами узнаем. Вы готовы отправиться в путь?
Воспитатель: Предлагаю посмотреть на карту и определить первую цель путешествия. Как вы думаете? А маршрут мы откуда начнём? Где мы с вами живём?
Дети: В Татарстане. Столица наша – Казань.
Воспитатель: тогда и путешествие начнем с нашей республики Татарстан? (ДЕТИ: да)
Посмотрите, у нас с вами есть робот с кнопками управления и карта.. Как вы думаете, что сейчас нужно сделать?
Дети: Задать маршрут и запрограммировать робота.
Воспитатель: Правильно, ваша задача запрограммировать нашего робота Киберзнайку. Какой алгоритм движения задаёте чтобы попасть в Татарстан?
Дети: Два шага вперед…..(Дети задают алгоритм движения для робота).
Воспитатель: Хорошо! Наш город Казань основан более тысячи лет назад. Очень интересно, как же жили тогда люди? В каких домах жили, что одевали,что ели, интересно ведь, да? Вот чтобы всё это узнать, археологи ведут раскопки. Порой находят очень интересные вещи. Перед нами первый конверт с заданием. Нам придётся побыть в роли археологов, будем проводить раскопки. Ребята, назовите предмет, что вы нашли?
Дети: серьги, колечки, монета…браслеты.
Воспитатель: А кто их одевает, ребята?
Дети: татарские женщины.
Воспитатель: Правильно. татарские женщины и девушки очень любят украшения – серьги, бусы, браслеты. А вот это – украшение называется чулпы – накосник. Накосник состоит из узких лент с шумящими подвесками, которые сделаны из монет. Их носили с детских лет до приклонного возраста. Татарские женщины всегда имели длинные волосы – ниже талии и заплетали две косы. В обе косы вплетались Чулпы- накосники. Когда девушка ходила, чулпы- накосники издавали своеобразный шум. И сразу было понятно - кто идёт. Ещё с такими монетами украшали нагрудники, которое называется хэситэ, ( показываем детям хэситэ, чулпы, серёжки, кольца) Ребята, вот такими монетками украшали себя женщины и у других некоторых народов.
Воспитатель: И так, мы получаем флаг с буквой …. Хранителем букв кого назначаем? Наше путешествие продолжается. Давайте построим маршрут для нашего робота. (Дети задают алгоритм движения для робота.)
Продолжаем путешествие. Следующая наша остановка - Удмуртия. Столица Удмуртии?
Дети: Город Ижевск. Там живут удмурты.
Воспитатель: Нам с вами нужно собрать пазлы с гербами республик Поволжья.( дети собирают пазлы)
Воспитатель: Кто собрал герб Удмуртии? Посмотрите.что изображено на гербе?
Дети: Лебедь.
Воспитатель: Правильно. Лебедь на гербе Удмуртии означает символ возраждения,мудрости,мужества и совершенства,а также защищает народ республики от несчастий.И вы получаете 2 флаг и букву. (Звучит башкирская музыка). Ребята, вы узнаете музыку? Какого народа эта музыка? (ответы детей) Значит, какая следущая республика? (Ответы детей) Правильно. А столица Башкортостана какая? (Ответы детей).Вот и конверт открываем. Задание такое. Все скорее в круг вставайте и в башкирскую игру поиграйте.
Башкирская игра «Тирмэ» (юрта): в игре 1-2 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. На башкирскую плясовую мелодию без слов дети кружатся, по окончании музыки бегут к своим стульям, берут платок, поднимают над головой - получается юрта).
Воспитатель: Ребята,вы отлично справились с заданием. Получаете второй флаг с буквой. Следующая наша остановка Марий-Эл. Там живут марийцы. Столица – Йошкар-Ола. (Дети задают алгоритм движения для робота.Воспитатель читает задание из конверта): нужно одеть куклы в соответствующие одежды. (Дети выполняют задания, глядя на картинки). задания «Определи и найди костюм марийского народа среди других».)
Воспитатель: Молодцы! Вот мы снова получаем букву! Ребята, посмотрите на карте, куда мы отправляемся дальше и постройте маршрут. (Дети задают алгоритм движения робота.) К какому народу мы с вами пришли в гости?
Дети: к чувашскому. Столица Чувашии - Чебоксары. Посмотрите на карту, как мы сможем до него добраться. Давайте построим маршрут для нашего робота. (Дети задают алгоритм движения для робота.)
Воспитатель: Вот мы и на месте. Чтобы получить ещё один флаг с буквой, нам нужно познакомится с национальным блюдом этого народа. А блюдо этого народа Хуплу. По чувашски Хуп - это закрывать, означает закрытый пирог. Давайте узнаем как оно готовится. И угадаем для этого загадки.
Сидит дед,во 100 шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает.( Лук). Они не ходят а плывут,и в водоемах все живут и червячка на ужин просят и платье из чешуек носят.( Рыба). И зелен и густ на грядке вырос куст покопай немножко под кустом. (Картошка) Из кастрюли вылезаю, жить там больше не желаю ,мне в кастрюле места мало я уже большое стало. ( Тесто)
Воспитатель: Показываем детям блюдо Хуплу. Ребята, посмотрите на карте, куда мы отправляемся дальше и постройте маршрут. (Дети задают алгоритм движения робота.) Вот мы и на месте. К какому народу мы с вами пришли в гости? (ответы детей ) Правильно. Мы приехали с вами в столицу Мордовии – Саранск. Ребята, перед нами карточки с рисунками орнаментов и нам нужно найти среди них мордовский орнамент . Посмотрите внимательно,какой из них изображён на доске и ищем подходящий. (ответы детей) Правильно.Вы отлично справились с заданием, и получаете шестой флаг с буквой.
3. Заключительная часть
Воспитатель: -Ребята, что вы сегодня узнали нового? ( ответы детей)
- Что интересного вам запомнилось о народах Поволжья? ( ответы детей)
-Где бы вы хотели остаться жить? ( ответы детей) Если нам всем нравится жить в своей республике, нам пора вернуться к себе – в Татарстан. (Дети задают алгоритм движения робота.) Ребята, по какой территории мы с вами путешествовали? (ответ детей: по Поволжью.)
Воспитатель: А Поволжье – это обширный край в Европейской части России, на Русской равнине. Россия - это наш общий дом для многих народов. В том числе для тех, у которых мы сегодня с вами были в гостях. Давайте вспомним, люди каких национальностей проживают в Поволжье? У кого мы побывали с вами в гостях?
Дети: татары, чуваши, башкиры, мордва, марийцы, русский народ.
Воспитатель: Молодцы! Они имеют разный цвет кожи, глаз и волос. Пусть мы все разные….Мы не должны ссориться! Мы все должны жить в мире и согласии, уважать друг-друга независимо от национальности! Ребята, мы все буквы собрали. Давайте посмотрим, что же у нас получилось из букв? Составьте слово.(Дети складывают буквы и получается слово «Дружба».)
Воспитатель: Скажите, а почему получилось слово ДРУЖБА?
Дети: Потому что все народы должны жить в дружбе и дружить .
Воспитатель: Давайте, ребята, споём с вами гимн России.
(Дети поют гимн России.)