Занятие по развитию речи пересказ рассказа К. Ушинского “Четыре желания | Баханькова Галина Александровна. Работа №354829
Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского “Четыре желания”
.Цель заняти: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана.
Образовательные задачи:
Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.
Развивающие задачи:
Развивать коммуникативные и речевые навыки.
Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
Декабрь
Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского “Четыре желания”.
Цель урока: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана.
Образовательные задачи:
Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план
.
Развивающие задачи:
Развивать коммуникативные и речевые навыки.
Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
Формировать доброжелательность, инициативность.
Воспитывать умение слушать ответы других детей.
Воспитывать интерес к природе.
Методические приемы: загадывание загадки, беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде картинно-графического плана, подсказ нужных слов педагогом, создание эмоционального настроя, физминутка, сюрпризный момент.
Материал и оборудование: игрушка Гномик, рассказ К.Д. Ушинского “Четыре желания”, бумага для рисования, маркеры, мольберт, пиктограммы, разнос, записные книжки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
А вам интересно узнать, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа? Давайте сядем на стульчики. Сядьте удобно, спинка прямая, ножки вместе. Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется “Четыре желания”. Написал рассказ Константин Дмитриевич Ушинский. Ребята, я попрошу вас внимательно слушать меня и запомнить, чем занимался мальчик.
Первичное чтение рассказа.
Ребята, а сейчас ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Беседа по тексту:
О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года).
Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)
Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)
Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)
Какими словами мальчик сказал об осени? (Осень лучше всех времен, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)
Почему рассказ называется “Четыре желания?” (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)
Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему!)
Словарная работа (работа по тексту).
Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
Что означает слово румяный? (красный, алый).
Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
Что значит, восторг (веселье, радость).
Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.
Физкультминутка
Составление модели к тексту.
Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать картинки на мольберте.
Повторное чтение рассказа (выборочное чтение).
Итак, слушайте начало рассказа.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
Слушайте продолжение.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
Слушайте дальше.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?
Выходит 4 человека.
При рассказывании помните, что самое главное при пересказе четко и ясно передать последовательность событий.
– Как называется рассказ? Кто его написал?
Кто хочет рассказать историю с начало до конца? Мы с Гномиком можем остаться, и вы расскажете. Согласны?
3. Заключительная часть.
Итог занятия.
Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.
С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).
Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.
Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.
Тема: Пересказ рассказа «Как Саша первый раз увидел самолет»,
составленного по сюжетной картинке.
Цели:
1. Активизировать словарь детей по темам «Весна», «Воздушный транспорт».
2. Закреплять умение подбирать слова – действия, слова – признаки к предметам, согласовывать их в роде, числе, падеже. Закреплять умение образовывать сложные слова.
3. Закреплять умение пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке.
4. Развивать логическое мышление, память, внимание.
5. Воспитывать умение слушать и понимать речь логопеда и своих товарищей.
Оборудование: ноутбук, презентация Microsoft Office Power Point 2003,
письмо, солнышко с заданиями, мяч, сюрприз для детей (маленькие солнышки для каждого ребенка) в волшебном ящике, картинки с изображением весны, разрезные картинки «самолет» на каждого ребенка.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, давайте разотрем наши ладошки до появления теплоты, а теплыми ладошками – ушки, чтобы лучше слышали, затем приложим их к губам – погреем губки, к щекам – погреем щечки.
-Встанем в круг, соберем все свои силы и знания.
(дети проговаривают стихотворение с закрытыми глазами, взявшись за руки)
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
- В нашу группу пришло загадочное письмо. Давайте его прочитаем и узнаем, от кого оно.
Дорогие ребята группы №8!
Я слышал, что вы многому научились уже. И я приготовил вам интересные задания. Если вы их выполните, то узнаете, какой сюрприз ждет вас.
Солнечный зайчик.
( вниманию детей предлагается солнышко с заданиями, написанными на лучиках)
- Вы согласны выполнить задания? Тогда приступаем.
II. Словарная работа.
1.Отгадывание загадки. (слайд1)
Зазвенел в саду ручей. Тает снежок.
Прилетели сто грачей. Ожил лужок.
Кто скажет? Кто знает? День прибывает.
Когда это бывает? Когда это бывает?
(весной) (весной)
- Какие еще времена года вы знаете?
- С первым заданием вы справились. Молодцы!
2. Подбор слов – действий к словам – предметам (по картинкам).
- Давайте посмотрим, какое следующее задание приготовил нам солнечный зайчик?
- Вспомните, что делает весной снег? (слайд 2)
(тает, чернеет, оседает, исчезает)
- А что делают ребята весной? (слайд 3)
(играют, пускают кораблики…)
- Мы вспомнили, какие действия выполняют снег и ребята весной, а значит, справились и с этим заданием.
3. Образование сложного слова «самолет». Конструктивная деятельность.
- Я предлагаю выполнить следующее задание.
- Я назову два слова, а вы составьте из них 1 слово.
САМ+ ЛЕТАЕТ= САМОЛЕТ
- Если вы догадались, что это за слово, то отгадку составьте из частей, которые лежат в конвертах.
(на столе лежат в конвертах разрезные картинки – самолет)
- Какое слово вы составили?
- Молодцы!
4. Подбор слов – признаков к предметам. Образование относительных прилагательных.
- Вашему вниманию предлагается следующее задание.
- Мы с вами вспомним, какими бывают весна, кораблики, самолет? В этом нам поможет «Игра с мячом».
- Я бросаю мяч и спрашиваю: «Весна какая?», а вы должны назвать признаки.
Весна (какая?) – ранняя, теплая, поздняя.
Кораблики (какие?) – бумажные, пластмассовые, деревянные.
Самолет (какой?) – большой, серебристый, красивый.
- И с этим заданием вы отлично справились. Молодцы!
III. Физминутка.
Клен.
За окном сосулька тает, дети стоят лицом в круг, 4 прыжка на носочках,
руки на поясе.
Ветер тучи рвет в клочки. руки вверх, наклоны туловища влево – вправо.
Разжимает, разжимает руки перед грудью, локти опущены вниз,
Клен тугие кулачки. медленно разжимают кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка.
И, едва растает снег, наклоны.
Мне зеленую ладошку поворачиваются лицом друг к другу,
Клен протянет раньше всех. Протягивают друг другу правые ручки – рукопожатие.
III. Основная часть.
- А теперь нам предстоит выполнить самое большое задание.
1. Чтение рассказа «Как Саша первый раз увидел самолет». (слайд 4)
- Посмотрите на картину и скажите, что и кого вы на ней видите?
- Я прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте и смотрите на картину.
Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные кораблики. Вдруг вверху что – то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а кораблики уплыли.
2. Ответы на вопросы по тексту.
- Какое было время года?
- Что пускал по воде Саша?
- Что загудело в воздухе?
- Что Саша спутал с птицей?
IV. Пальчиковая гимнастика «Утро настало».
3. Повторное чтение рассказа.
- А теперь я еще раз прочитаю рассказ, а вы запоминайте.
4. Пересказ рассказа. (3 – 4 человека)
-Мне очень понравилось, как точно … назвал(а) все действия в рассказе и как выразительно … говорил(а).
V. Итог занятия.
- У нас остался последний лучик. Какое же там задание? Давайте посмотрим.
«Вы хорошо справились со всеми заданиями. Молодцы! Получите от меня в подарок весенний привет - эти маленькие солнышки. Улыбайтесь также весело, как и они!»
Тема: «Пересказ рассказа Пермяка "Как Маша стала большой"
Цель: Развивать монологическую речь у детей.
Задачи:
Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
Развивать способность слушать произведения разных жанров.
Принимать участие в рассказывании литературных произведений.
Развивать речь детей.
Развивать интерес к детской литературе.
Расширять представления об окружающих предметах.
Воспитывать нравственные качества характера детей.
Словарная работа: «смеялись да подшучивали», «чисто - начисто», «сухо - насухо».
Материал к занятию: предметные картинки: одежда, обувь, иллюстрации на доске.
Ход занятия:
1.Организационный этап:
Приветствие, стихи на организацию внимания.
Игровое упражнение «Настроение»
«Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей»
2.Подготовительный этап:
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Я выросла»
Мне теперь не до игрушек-
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой-
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек-
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю.
Вопрос: как вы думаете, когда становятся большими?
Дети высказывают свои предположения.
3.Основной этап:
Ребята, а вы хотите стать большими?
Все дети хотят быть большими, послушайте рассказ Е.Пермяка «Как Маша стала большой».
Чтение рассказа. Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы, как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить. Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили.
Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.
А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:
– Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет.
Стали маленькую Машу называть большой.
Беседа по рассказу. Вопросы:
Как звали девочку?
Чего больше всего хотела девочка? (Вырасти, стать большой)
Как на это реагировали взрослые? (Только смеялись)
Как она пыталась стать большой? (В маминых туфлях ходила, в бабушкином халате сидела, прическу как у тети Кати делала, бусы примеряла, часы на руку надевала)
Удалось Маше стать большой после таких действий?
Что же такого сделала Маша? (Подмела пол, вымыла посуду)
Как Маша подмела пол и вымыла посуду? (Чисто-начисто, очень чисто, чисто-пречисто)
Как Маша вытерла посуду? (Сухо-насухо, очень сухо, сухо-пресухо)
Когда Машу назвали большой? (она взяла веник и подмела)
Как изменилось имя у Маши после ее поступков? Как ее назвал папа?
(Мария)
А как станут звучать ваши имена, когда вы вырастите?
Физминутка
«Сначала буду маленький-
К коленочкам прижмусь
Потом я вырасту большим-
До неба дотянусь». (Дети выполняют действия по смыслу текста)
Чтение рассказа второй раз.
Послушайте внимательно рассказ Е.Пермяка «Как Маша стала большой» ещё раз и постарайтесь его запомнить, а помогут вам в этом картинки.
Пересказ рассказа детьми с наглядной опорой в виде сюжетных картинок по цепочке.
На доске демонстрируются сюжетные картинки
А как бы вы по-другому назвали этот рассказ? Ответы детей: («Заботливая Маша», «Маша-помощница» и др.)
Дидактическая игра: «Закрой лишнюю картинку»
Цель: формирование обобщающего понятия «Посуда».
4.Итоговый этап:
А что вы делаете, чтобы стать большими?
Молодцы!
Конспект занятия в подготовительной группе
«Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи:
Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.
Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события.
Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность
Предварительная работа: Игра «что было сначала, что потом?» Чтение рассказов о временах года.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – личностное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок (в конверте), мяч.
Ход организационной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детской сад принесли письмо.
Предлагает читающим детям прочитать, кому оно адресовано.
Обнаруживают, что в нашу группу.
Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лунтика, в котором он пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ему нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ. В конверте еще лежат картинки).
Воспитатель: Вы согласны помочь Лунтику? Что для этого надо сделать?
Ответы детей: Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.
2. Основной этап
Педагог вместе с детьми выставляют картинки на магнитную доску не по порядку.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: На всех картинках одни и те же герои.
Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?
Ответы детей.
Беседа по картинкам:
Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке?
Дети: Зима
Воспитатель: Чем заняты дети?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите вторую картинку.
— Что изменилось на картинке?
— Что задумал сделать заяц?
— Как он это решил сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите третью картинку.
— Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?
- Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку.
- В каком настроении находится заяц? Почему?
- Как вы думаете, что будет делать заяц дальше?
Воспитатель: Рассмотрите пятую картинку.
- Что произошло со снеговиком?
- Почему он растаял?
-Какое настроение у зайца? Почему?
3.Физкультминутка «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней, (Стоя на одной ноге, потягиваемся)
Быть он хочет подлинней. (Руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Далее дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ, сочиняют ему продолжение. Воспитатель записывает рассказы, затем складывает в конверт.
Воспитатель: Ребта, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лунтику и он сможет победить на конкурсе.
Давайте еще поиграем.
4. Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)
Зимой бывает снегопад, а осенью
(листопад)
.
Зимой бывает снег, а летом
(дождь)
.
Зимой снег падает, а весной
(тает)
.
Зимой катаются на санках, а летом
(на велосипеде)
.
Зимой лес спит, а весной
(просыпается)
.
Зимой бывает холодно, а летом
(жарко)
.
Зимой деревья белые, а осенью
(жёлтые)
.
Зимой растут сугробы, а летом растут
(растения)
.
Зимой насекомые прячутся, а весной
(вылезают)
.
Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
Зимой день короткий, а летом (длинный)
Зимой ветер холодный, а летом (теплый)
Зимой заяц белый, а летом (серый)
5. Рефлексия:
— О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просил Лунтик? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?