Занятие по развитию речи "В мире сказок" | Ирина Викторовна Тельминова. Работа №352211
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В мире сказок". В гости к ребятам приходи сказочница Бабушка -рассказушка. В ее волшебном сундучке очень много разных сказок, она, ввместе с ребятами вспоминает их содержание. Дети описывают сказочные предметы, называют известные из сказок заклинания. И, вдруг, сундучок захлапывается, а расколдовать его может только сказка, придуманная детьми.
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 584»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи
«В мире сказок»
в подготовительной группе
Старший воспитатель
Высшей квалификационной категории
И.В. Тельминова
Екатеринбург, 2024
1.Пояснительная записка:
Предназначение:
Возраст: дети 6-7 лет
Вид деятельности: социально-коммуникативная
Форма: групповая
Основные подходы, реализованные при разработке сценария: деятельностный подход, личностно-ориентированный, дифференцированный
Учёт требований ФГОС ДО, ФОП ДО:
Мотивация: мотивирование к деятельности
Использование игровых технологий: дидактические игры
Создание ситуации успеха: доброжелательная атмосфера в течение всего занятия, педагогическая поддержка детей
Соблюдение требований СанПин:
-проветривание помещения перед занятием
-длительность занятия не более 30 минут
- здоровьесберегающие технологии: физминутки, артикуляционная гимнастика
Требования к оформлению: соответствует возрасту детей.
2. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
«В мире сказок» в подготовительной группе
Цель: Развитие познавательно - речевой активности и творчества детей через разные виды деятельности по теме «В мире сказок».
Задачи:
Обучающие:
Создавать творческую атмосферу, позволяющую активизировать мыслительную деятельность детей, направленную на придумывание сказки.
Развивать речевое творчество, интонационную выразительность речи.
Развивающие:
Развивать слуховую память, произвольное внимание, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывающие
Воспитывать любовь к жанру «сказка», чувство уверенности при выполнении задания.
Форма работы: групповая.
Методические приемы: Дидактическая игра «Волшебный сундучок», Проблемная ситуация (Захлопывание сундучка), словесная игра «Чудесное превращение», игра – драматизация «Узнай героя», музыкальное сопровождение.
Оборудование:
сундучок со «сказочными» предметами: горошина, туфелька, пятак, ключик, яблоко, веретено. Атрибуты для игры – драматизации «Узнай героя»: парик Карлсона, фартук, пирожки в тарелке, шляпа, полотенце, таз. Книга со сказками. Костюм сказочницы. Аудиозапись «В гостях у сказки», русские народные мелодии.
Предварительная работа:
Чтение русских народных и авторских сказок.
Инсценировка отрывков из сказок.
Просмотр сказок в видеозаписи.
Посещение театра «Гулливер».
Чтение сказок в СД записи.
Изготовление костюмов сказочных героев
Ход взаимодействия
Этап
Содержание взаимодействия
Педагогическая поддержка
Организационный
Мотивация
Беседа
1 мин.
- Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, ребятушки милые! Я – тетушка Рассказушка, повсюду хожу, сказки с собою ношу. Их в сундучок собираю: какие – в народе услышу, какие – сама сочиняю. Мой сундучок не простой, а волшебный с ним бережно обращаться надо. Ребята, а вы любите сказки?...
- Да!
- А чем они вам нравятся?...
(Ответы детей).
- Действительно, все сказки разные. В них происходят удивительные события и превращения. А много ли вы сказок знаете?... Назовите свои любимые сказки.
(Ответы детей).
Доброжелательный тон педагога (Сказочная музыка )
Помочь детям настроиться на занятие
Артикуляционная гимнастика
1 мин
Проверка имеющихся знаний
Дидактическая игра «Волшебный сундучок»
3 мин
Усвоение нового материала
Показ воспитателя
Беседа
2 мин
Проблемная ситуация
1 мин
Актуализация опорных знаний
Работа в парах
2 мин
Проверка имеющихся знаний
Словесная игра
«Чудесное превращение»
(2 мин.)
Игровой момент
1 мин
Физминутка
(1-2 мин.)
Игра - драмматизация
«Узнай героя»
Участие 5 детей
3мин.
Сочинение сказки.
5мин
Беседа по новой сказке
2мин
- А я для вас сказку приготовила, хотите послушать?...
- Да!
- Вставайте в кружок, чтобы вам удобно было, и я всех видела. Будете сказку слушать, язычком и мимикой мне помогать.
(Дети с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику)
-Однажды в деревню к бабушке с дедушкой
Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись, в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим, положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик, не в щеки ,а мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губки оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
И все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Так пролетели все выходные,
Мы оглянуться и не успели.
- Как замечательно у вас получилось.
Понравилась вам сказка?...
- Да!
- Мы любим сказки слушать, любим их читать,
А с ними можно просто поиграть!
А вы хотите поиграть с моим волшебным сундучком?...
- Да!
- Тогда присаживайтесь на стульчики. Вы будете из сундучка доставать предметы и сказку называть – говорить из какой сказки предмет и кому принадлежит. Будьте внимательны, Если знаете автора сказки, называйте,
(Ответы детей)
Горошина - «Принцесса на горошине» Х.К.Андерсен.
Туфелька - «Золушка» Ш.Перро
Пятак - «Муха - Цокотуха» К.И.Чуковский
Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин
Ключик – «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой
Гриб – «Под грибом» В. Сутеев
- Да, ребята, на какой предмет не посмотришь, сразу сказку вспомнишь! Правильно вы ответили! Много сказок знаете!
А можно теперь я предмет достану, а вы сказку назовете?
(Воспитатель достает веретено)
Знаете, что это за предмет?
(Ответы детей).
- Это веретено. ( Воспитатель встает и показывает детям веретено, дает потрогать)
А как вы думаете для чего оно?
(Ответы детей).
- Чтобы пряжу прясть, а из пряжи вязать. Из какой сказки веретено?
(Ответы детей (Спящая красавица Ш. Перро)
(Случайно захлопывается сундучок)
- Ой! Случайно захлопнулся сундучок! Что же теперь делать? Во что я теперь сказки собирать буду?
(Ответы детей).
- Поможем открыть сундучок
- Сундучок то не простой, а сказочный! Сказки тоже не простые! Что же сказочного в сказках?
(Ответы детей).
- Правильно! А какими словами, обычно, сказки начинаются и заканчиваются? В парах договоритесь, кто начало сказки скажет, а кто конец. Готовы? Будьте внимательны, не повторяйтесь!
(Дети работают в паре)
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
«Жили- были…»
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»
«Давным – давно…»
«Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!»
«И стали они жить поживать, да добра наживать!»
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»
«Я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало!»
«Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!»
- Нет, что-то не открывается сундучок. Как же быть? Ребята, вспомните, что еще необычного есть в сказках?
- Они написаны сказочным языком.
- А как еще можно назвать этот язык?
- Волшебный, таинственный, необычный, загадочный…
- А может мы говорим не на том языке, и поэтому не можем открыть мой сундучок…
Попробуйте перевести обычные слова и выражения на сказочный язык.
Девушка - красна девица,
Парень - добрый молодец,
Красивая – ни в сказке сказать, ни пером описать,
Губы – уста сахарные,
Глаза – Очи ясные,
Говорить – молвить,
Идти далеко – за тридевять земель…
- Толковые вы ребята, но что-то не получается у нас открыть сундучок, и заклинания волшебные я все забыла, что же делать…
(Ответы детей)
«По – щучьему велению, по – моему хотению, сундучок откройся!»
«Сим, сим – откройся!»
«Крекс, пекс, фекс!»
«Крибле, крабле, бумс!»
- Что же это такое не получается. Что-то я устала немного, давайте отдохнем!
А вы знаете сказочную зарядку…
Тогда выходите в кружок.
«Заюшкина избушка»
Зайка наш в избушке жил,
Никогда он не тужил,
Песню весело он пел и на дудочке дудел.
Но лисичка постучала,
Зайца нашего прогнала.
Теперь зайчишка грустный ходит.
Себе он места не находит.
И собака и медведь к зайцу нашему приходят,
И ни с чем они уходят.
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог.
И теперь живут в дому, припеваючи в ладу!
- Как хорошо отдохнули! Но, что же делать с сундучком…
А какие герои бывают в сказках?...
(Ответы детей: положительные и отрицательные; добрые и злые…)
- Я предлагаю вам поиграть в игру. Для этого присядьте, пожалуйста на стулья. Мы с вами вспомним героя сказки и те слова, которые нам помогут его узнать. А сыграют героя те ребята, у которых за спинкой стула есть сказочный персонаж. Сыграть нужно как настоящие герои, чтобы без труда узнать вашего героя.
- «Высоко сижу, далеко гляжу…» (Машенька, пирожки в тарелке, косынка)
- «Спокойствие, только спокойствие!» (Карлсон, парик)
- «А теперь, душа – девица, на тебе хочу жениться! (Комарик, шляпа)
- «Ах! Ты гадкий! Ах! Ты грязный! Неумытый поросенок…(Мойдодыр, таз, полотенце)
- «Ох! Вы бедные сиротки мои…» (Федора, фартук)
- Вы настоящие артисты! Но сундучок не открывается! Я поняла… Теперь только сказка сможет нам помочь… Сказка новая, какой еще никто слыхом не слыхивал, видом не видывал, да, чтобы сундучку понравилась! А где же ее взять, ребята?
- Самим сочинить!
- Кого в нашей сказке выберем главным героем?Ответы детей.
- Начинаем сочинять, не забывайте пользоваться сказочным языком!
Дети сочиняют сказку.
- Какие вы молодцы, ребята!
А чему учит наша сказка? Может кто-то подберет пословицу к нашей сказке…
- А какими словами мы закончим сказку…
(Дети вспоминают пословицы)
«В гостях хорошо, а дома лучше»
«Всякой сказке бывает конец»
«Сказку слушай, да на ус мотай»
- Чего –то не хватает в нашей сказке…
- Названия.
(Ответы детей).
- Ну, что, ребята узнаем, понравилась ли сундучку сказочка...
…, подойди, пожалуйста спроси у сундучка. Не стесняйся!
(Ребенок подходит спрашивает, и сундучок открывается)
Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения
Предварительная работа: Чтение авторских сказок.
Индивидуальная работа: Помощь детям при затруднении.
Предварительная работа: чтение сказки: «Спящая красавица»
Эмоциональный тон воспитателя (музыкальное сопровождение)
Педагогическое сопровождение ситуации затруднения
Помочь парам, испытывающим затруднение
Предварительная работа: разучивание физминутки «Заюшкина избушка»
Педагогическое сопровождение ситуации затруднения
(У пяти ребят на спинке стульчика наклеена картинка героя из сказки, ребенку нужно выбрать предметы, с помощью которых он сможет его изобразить)
Индивидуальная работа: Помощь детям при составлении предложений, используя разные средства выразительности.
Предварительная работа: Разучивание пословиц
Педагогическое сопровождение ситуации затруднения
( Помочь ребенку преодолеть стеснение)
Заключительная часть
Беседа 2 мин
Сюрпризный момент
-Вот молодцы, сундучку понравилась сказка, да и мне вы помогли!
Ребятушки, мне очень понравилось у вас. Вы такие доброжелательные, любознательные, умеете прийти на помощь, доводите начатое дело до конца. Все эти качества вам обязательно пригодятся в школе.
- А чтобы вы узнали новые сказки, мы с сундучком дарим вам книгу сказок.
Если в сказку очень верить,
То она к тебе придет.
Волшебство откроет двери,
За собою позовет!
А нам пора прощаться, пойдем мы дальше сказки собирать, до свидания всем!
Дети: Спасибо! До свидания!
Похвала детей