Занятие по развитию речи "Волшебная страна насекомия". | Камалова Гульнас Хамитовна. Работа №315117. Номер работы: №315117
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», « Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные: Продолжать формировать представление детей о многообразии насекомых, их классификации, приспособляемости к условиям жизни, выделять их отличительные общие признаки(наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).Расширять знания об окружающем мире. Активизировать использование в речи пословиц и поговорок, образной лексики.
Развивающие: Развивать речь, мышление, творческие способности.
Воспитательные: Воспитание доброго и бережного отношения к насекомым- маленьким соседям на планете, закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, вней все целесообразно.
Предполагаемый результат: дети умеют слушать, отвечают на вопросы, используют образную лексику в речи, понимают смысл пословиц и поговорок.
Предварительная работа: чтение басен И.Крылова, рассказов К.Д.Ушинского, пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстраций к произведениям, беседы по рисункам, выполнение работ по художественно-эстетическому развитию.
Оборудование: картинки с изображением насекомых, фломастеры, силуэты насекомых.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 42» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Конспект
Занятия в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема :«Волшебная страна Насекомия»
Подготовила : воспитатель Камалова Г.Х.
апрель 2023 г.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», « Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные: Продолжать формировать представление детей о многообразии насекомых, их классификации, приспособляемости к условиям жизни, выделять их отличительные общие признаки(наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).Расширять знания об окружающем мире. Активизировать использование в речи пословиц и поговорок, образной лексики.
Развивающие: Развивать речь, мышление, творческие способности.
Воспитательные: Воспитание доброго и бережного отношения к насекомым- маленьким соседям на планете, закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, вней все целесообразно.
Предполагаемый результат: дети умеют слушать, отвечают на вопросы, используют образную лексику в речи, понимают смысл пословиц и поговорок.
Предварительная работа: чтение басен И.Крылова, рассказов К.Д.Ушинского, пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстраций к произведениям, беседы по рисункам, выполнение работ по художественно-эстетическому развитию.
Оборудование: картинки с изображением насекомых, фломастеры, силуэты насекомых.
Ход занятия.
- Ребята, сейчас идет второй месяц весны -апрель. В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые. И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по волшебной стране. Эти картинки из волшебной страны, чтобы узнать и назвать страну, нужно отгадать загадку и найти картинку-ответ.( дети отгадывают загадки и выставляют на наборное полотно картинку)
1.-Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2.-Черный, а не ворон
Рогат, а не бык
С крыльями, а не птица.(Жук)
3.-Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком ,
Он поделится медком.(Пчела)
4.-Погляди на молодцов
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки
Без работы , хоть убей
Жить не может ……(Муравей)
5.-С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка.(Кузнечик)
6.-На ромашку у ворот
опустился вертолет
Золотистые глаза
Кто же это? ( Стрекоза)
-Внимательно рассмотрите всех представителей этой страны.По внешнему строению –жуки, бабочки , стрекозы, пчелы; по месту обитания –наземные, водные; по способу передвижениялетающие, ползающие, прыгающие.Как одним словом можно назвать этих существ? (Насекомые)
-А фантастическую страну ?- Насекомия.
- Обратите внимание, что и в этой стране все жители разного размера.Кто-то большой, кто-то поменьше, а кто-то крошечный и у них есть свои карлики великаны.Давайте поиграем в игру с таким же названием: «Карлики и великаны».
Дидактическая игра «Карлики и великаны»: жук –жучок –жучище , пчела-пчелочка -пчелище и т.д.
-Молодцы! Ребята, а вы знаете, почему насекомые получили такое название? Обратите внимание на тело насекомых, у них есть полосочки, т.е. насечки-отсюда и название, и они получили его не просто так. Давайте вместе подумаем, почему божьих коровок так называют? (потому, что умеет выделять «молочко», правда не белое , а оранжевое, жидкость неприятно пахнущая ).
Слепень? (потому, что жалит он так больно, что даже на миг слепнешь) и т.д.
-А на сколько частей делится туловище всех насекомых? (на три)
-А сколько всего ног? ( шесть)
-Куда исчезают насекомые осенью?
-Какую пользу приносят насекомые?
-Почему перелетные птицы улетают осенью на юг?
Дид. игра «Кто лишний»
-Ребята, писатель К.Д.Ушинский любил писать про насекомых. Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком пойдет речь:
1.Не жучок, не мотылек
А садится на цветок
Если в гости к ней пойдешь-
Прямо в улей попадешь. (Пчела)
2.Она летит, надоедливо жужжит.(Муха)
Чтение рассказа «Пчелы и муха»
Дидактическое упражнение «Какая?»
-Дети, подберите слова, характеризующие героев рассказа. Пчелки какие?- мохнатые, полосатые, трудолюбивые, веселые. Муха какая?- большая. Зеленая, грустная, сонная.
Мимическое упр. «Веселый и грустный»
Работа с пословицами и поговорками.Объясните, как вы понимаете следующие выражения: работать, как пчелка; как сонная муха; прилипла, как муха; сердита, как пчела.
-Кому из героев подходят пословицы:
Делу время-потехе час. (пчелкам)
Не сиди сложа руки- так не будет скуки .(мухе )
Работа кормит, а лень портит.(и пчелкам , и мухе )
Ленивому всегда тяжело.( мухе )
Физминутка «Жук »
Ребята, подумайте, какая басня И.Крылова подходит к рассказу «Пчелы и муха» ? (Стрекоза и муравей). Давайте вспомним ее. Слушание басни.
-Как можно сказать о муравье?(трудолюбивый, справедливый, работящий , заботливый)
-А как можно сказать о стрекозе? ( ленивая, глупая, несчастная, беззаботная)
-Что высмеивается в этой басне?(лень, нежелание трудится)
Подберите пословицы и поговорки о труде:
Лень портит, а труд кормит.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься , люби и саночки возить.
Пальчиковая гимнастика «Оса».
-Посмотрите, ребята,ана нашу весеннюю поляну –прилетели насекомые, но вот беда, краски где-то они потеряли, давайте сядем и раскрасим наших насекомых.
Дети садятся за столы и раскрашивают насекомых фломастерами.
-А сейчас проведем упражнение «Вопрос-ответ»
1.У какого насекомого черные точки на красных крылышках?
2.Какое насекомое прыгает и стрекочет
3. У какого насекомого большие яркие крылышки с узорами?
4.Какое насекомое живет в улье и приносит мед?
5.У какого насекомого большие глаза величиной почти с голову?(Стрекоза)
-А сейчас ребята мы попрощаемся с нашими насекомыми, но впереди нас ждет лето и они нас будут радовать своим соседством.
Итог занятия.
- В какой стране мы с вами побывали ?
- Кто живёт в этой стране ?
- Почему их называют насекомыми ?
- Понравилось вам занятие ?