Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Занятие по внеурочной деятельности в 3 классе «Энциклопедия эмоций» | Федянина Екатерина Юрьевна. Работа №353535

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор проекта: Федянина Екатерина Юрьевна, педагог-психолог МБОУ средней школы № 12 г. Данилова Ярославской области.

Название (тема) педагогического проекта: «Творческие игры и конкурсы как средство социально-эмоционального развития, саморазвития и самореализации младших школьников».

Занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по направлению: социально-эмоциональное развитие младших школьников.

«Энциклопедия эмоций»

Цель занятия.  Создать условия для систематизации знаний о базовых эмоциях и для развития творческих способностей учащихся.

Автор проекта: Федянина Екатерина Юрьевна, педагог-психолог МБОУ средней школы № 12 г. Данилова Ярославской области.

Название (тема) педагогического проекта: «Творческие игры и конкурсы как средство социально-эмоционального развития, саморазвития и самореализации младших школьников».

Занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по направлению: социально-эмоциональное развитие младших школьников.

«Энциклопедия эмоций»

Цель занятия. Создать условия для систематизации знаний о базовых эмоциях и для развития творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты.

Ребенок знает, что каждая эмоция может быть передана разными способами: с помощью тела, речи и творчества;

Ребенок понимает и интерпретирует базовые эмоции;

Ребенок способен соотнести полученную информацию с конкретной эмоцией.

Оборудование и материалы.

Листы ватмана, листы форматов А4, А5, стикеры для записи, клеящий карандаш, принадлежности для рисования на каждую группу, «Квадрат настроения» на каждую группу, проектор, экран, компьютер, колонки.

Программа: «Социально-эмоциональное развитие младших школьников 8+» УМК «Школа возможностей».

Используемые технологии/методики/приёмы/техники:

Экспресс-самодиагностика

«Квадрат настроения».

 

Планирование

совместной

деятельности.

3. Соглашение по правилам работы в группе.

4. Игры на сплочение детского коллектива.

5. Арт – терапевтические техники.

6. Творческие игры.

7. Кинотерапия.

8. Обратная связь. Подведение итогов занятия «Парковка идей».

План занятия.

№ п/п

Продолжительность, мин.

Задание/активность

Задачи

1

3

Приветствие.

Упражнение «Я рад вас видеть!»

Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков и сплочению коллектива.

2

3

Просмотр мультфильма «Смешарики»

серия «Наука для детей - эмоции».

Создать условия для получения и закрепления знаний об эмоциях.

3

3

Мое настроение.

Экспресс-самодиагностика

«Квадрат настроения».

Способствовать развитию умения определять своё эмоциональное состояние, соотносить его с планируемой деятельностью, управлять им.

4

7

Арт – терапевтическое упражнение «Рисуем настроение»

Работа в группах

Создать условия для систематизации знаний о способах выражения базовых эмоций, для развития творческих способностей.

5

5

Упражнение

«Какими словами выражается эмоция?»

Работа в группах.

Создать условия для систематизации знаний о способах выражения базовых эмоций.

6

2

Игра «Поменяться местами».

Создать условия для отражения своего эмоционального опыта в игре.

7

5

Арт-терапевтическое упражнение

«На что похожа эмоция?»

Работа в группах.

Создать условия для осознания эмоции и соотнесения ее с различными образами.

8

5

Упражнение

«Когда возникает эмоция?»

Работа в группах.

Создать условия для систематизации знаний о причинах возникновения базовых эмоций.

9

7

Упражнение

«В чем польза эмоций?»

Работа в группах.

Способствовать пониманию ресурса эмоций.

10

2

Творческое упражнение «Апплодисменты»

Создать условия для развития творческих способностей.

11

3

Обратная связь. Подведение итогов занятия «Парковка идей». Экспресс-самодиагностика

«Квадрат настроения».

Создать условия для обобщения материала. Способствовать развитию умения определять своё эмоциональное состояние.

 

Ход занятия.

 

1. Приветствие.

Упражнение «Я рад вас видеть!»

Педагог. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…

2. Просмотр мультфильма «Смешарики»

серия «Наука для детей - эмоции».

Педагог. Ребята, посмотрите внимательно мультфильм. Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Вопросы для обсуждения.

О чем этот мультфильм? (Об эмоциях: что такое эмоции, в чем они проявляются, какие эмоции даны с рождения, значение эмоций для человека, вред и польза эмоций, как эмоции управляют нашими действиями).

Чему он учит? (Дает представление о значении эмоций для человека: о их вреде и пользе. Что управляет нашим поведением.)

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

 

3. Мое настроение.

Экспресс-самодиагностика

«Квадрат настроения».

Педагог.

Вы знаете, что такое энциклопедия?

(Это научно-справочное издание по всем или отдельным отраслям знаний).

Как вы думаете, кто создает толстые тома энциклопедий?

(Ученые - энциклопедисты).

Сегодня вы станете авторами «Энциклопедии эмоций».

В неё войдут пять эмоций: радость, грусть, страх, злость, удивление.

Как вы думаете, какие эмоции, какое настроение поможет вам сегодня в создании энциклопедии?

Определите сейчас свое эмоциональное состояние с помощью «Квадрата настроения».

Ребята, оцените свое эмоциональное состояние и расположите стикер соответствующего цвета (цвет соответствует части квадрата, которую выбрали) на «Квадрате настроения».

Инструмент для идентификации текущего эмоционального состояния.

В основе этого инструмента лежит двухфакторная модель.

По оси х откладывается степень удовольствия от эмоции: от неприятных к приятным.

Ось у — уровень энергии: от низкого уровня до высокого.

 

Ребята, работать над созданием Энциклопедии вы будете в группах по 4-5 человек.

Будет несколько заданий, выполняя которые, вы соберете интересную и полезную информацию об эмоциях.

 

Ребята, что вам может помочь в групповой работе?

 

Давайте вспомним правила групповой работы из Соглашения класса.

 

 

Правила групповой работы.

 

Вн

имательно слушать друг друга.

Понимать

и принимать

чувства

, мнения

друг друга.

Договариваться друг с другом.

Помогать друг другу.

Радоваться успехам друг друга.

Поддерживать друг друга.

Соблюдать правила.

 

 

4. Арт – терапевтическое упражнение

«Рисуем настроение».

Педагог. Итак, первый этап создания страницы эмоции для «Энциклопедии эмоций» - «Рисуем настроение» или «Как выглядит эмоция».

Каждая группа сейчас выберет название эмоции, информацию о которой будет собирать для страницы «Энциклопедии эмоций».

Эмоции выбраны.

Инструкция: у каждой группы на столах лежит ватман и принадлежности для рисования. Нарисуйте вместе в центре ватмана портрет своей эмоции, используя разные принадлежности для рисования.

Ребята, покажите портрет своей эмоции.

Молодцы!

5. Упражнение

«Какими словами выражается эмоция?»

Педагог. Итак, второй этап создания страницы эмоции для «Энциклопедии эмоций» - «Какими словами выражается эмоция?».

Инструкция: вспомните и запишите слова и фразы, выражающие вашу эмоцию, или выберите и наклейте фразы, подходящие для вашей эмоции, из предложенных вам.

Итак, второй раздел страницы эмоции оформлен.

Молодцы!

 

6. Игра

«Поменяться местами».

Педагог.

Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Поменяться местами».

Инструкция: я буду говорить разные признаки поведения людей в разных ситуациях, если это характерно для вашего поведения, тогда вы будете вставать с места и пересаживаться на другой стул, то есть меняться местами с другими ребятами (например, поменяйтесь местами те, кто испытывает радость при чтении книг).

Поменяйтесь местами те, кто:

с радостью идет в школу;

грустит, если получает неудовлетворительную оценку;

злиться, если не получается сделать домашнее задание;

боится темноты;

удивляется неожиданному подарку, сюрпризу;

кому понравилась эта игра.

7. Арт-терапевтическое упражнение

«На что похожа эмоция?»

Педагог. Итак, третий этап создания страницы эмоции для «Энциклопедии эмоций» - «На что похожа эмоция.

Инструкция: перед вами четыре листочка и стикеры. Каждый участник рисует на отдельном листке свои ассоциации к указанной эмоции или пишет их на стикерах и приклеивает их на свой лист:

если это растение, то какое оно;

если это природное явление, то какое оно;

если это животное, то какое оно;

если это предмет, то какой он.

Потом приклейте свои листы в третий раздел страницы эмоции.

Итак, третий раздел страницы эмоции оформлен.

Молодцы!

 

8. Упражнение

«Когда возникает эмоция?»

Педагог. Итак, четвертый этап создания страницы эмоции для «Энциклопедии эмоций» - «Когда возникает эмоция.

Инструкция: в следующем разделе страницы эмоции запишите или зарисуйте причины возникновения эмоции в формате «Человек радуется, когда…», «Человек, радуется, если…».

Итак, четвертый раздел страницы эмоции оформлен.

Молодцы!

9. Упражнение

«В чем польза эмоций?»

Педагог. Итак, пятый этап создания страницы эмоции для «Энциклопедии эмоций» - «В чем польза эмоций?».

Инструкция: в следующем разделе страницы эмоции запишите или зарисуйте, в каких случаях или ситуациях эта эмоция может помочь. В чем польза эмоции?

Итак, пятый раздел страницы эмоции оформлен.

Молодцы!

10. Творческое упражнение

«Аплодисменты».

Педагог.

Ребята, сейчас мы выполним творческое упражнение «Аплодисменты».

Чаще всего люди аплодируют на концертах. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает на этом концерте. Поскольку отношение к выступающему может быть разным, разными бывают и аплодисменты.

Инструкция: изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как:

бурные, восторженные;

громкие, подбадривающие;

сдержанные, деликатные;

ленивые, снисходительные;

 

А теперь поаплодируйте себе. Вы заслужили аплодисменты!

 

11. Обратная связь. Подведение итогов занятия «Парковка идей».

Экспресс-самодиагностика

«Квадрат настроения».

Педагог.

Вы, ребята, проделали большую работу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями, на стикерах напишите ответы на вопросы:

Что у меня получилось хорошо?

Какое задание понравилось выполнять?

Что мне помогло сегодня выполнять задания, собирать информацию, работать в команде?

Что хотелось бы изменить, сделать иначе?

Что я чув

ствую сейчас, глядя на готовую «Э

нциклопедию эмоций

»

?

Что я нового узнал(а) в процессе ее создания?

Определите сейчас свое эмоциональное состояние с помощью «Квадрата настроения».

Ребята, оцените свое эмоциональное состояние и расположите стикер с ответами на вопросы на «Квадрате настроения» в выбранной части квадрата.

 

Ребята, вы вместе создали 5 страниц «Энциклопедии эмоций».

На следующих занятиях вы продолжите создавать новые страницы «Энциклопедии эмоций».

Ребята, всем спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

Паспорт педагогического проекта

Автор проекта и название ОО

Федянина Екатерина Юрьевна МБОУ СШ 12 г. Данилова

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

Создание личностно-развивающей творческой среды.

Направление педагогического проекта

Социально-эмоциональное развитие.

Название (тема) педагогического проекта

«Творческие игры и конкурсы как средство социально-эмоционального развития, саморазвития и самореализации младших школьников». Тема занятия «Энциклопедия эмоций».

Решаемая ключевая проблема

Систематизировать знания о базовых эмоциях – создать страницу «Энциклопедии эмоций», используя свои знания, опыт, творческий потенциал в групповой работе.

Цель (-и) педагогического проекта

Создать условия для систематизации знаний о базовых эмоциях и для развития творческих способностей учащихся.

Целевая группа

Учащиеся 3 класса.

Основная идея педагогического проекта

Создать условия для саморазвития и самореализации младших школьников через использование творческих игр и конкурсов на занятиях СЭР.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

1. Творчество – путь к саморазвитию и самореализации.

2. Творчество требует смелости. Смелость – черта потенциала.

3. Способности мало значат без возможностей.

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

1.Экспресс-самодиагностика «Квадрат настроения».

2.Планирование совместной деятельности.

3. Соглашение по правилам работы в группе.

4. Игры на сплочение детского коллектива

5. Арт – терапевтические техники.

6. Творческие игры.

7. Кинотерапия.

8. Обратная связь. Подведение итогов занятия «Парковка идей».

Значимые продукты педагогического проекта

Конспект занятия, «Энциклопедия эмоций» - продукт совместной творческой деятельности учащихся на занятии.

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Создание условий для саморазвития и самореализации младших школьников через использование творческих игр и конкурсов на занятиях СЭР.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Занятие.

 

Приложение 1.

 

Радость

Грусть

Злость
Страх
Удивление

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Правила групповой работы.

 

Внимательно слушать друг друга.

 

 

Понимать и принимать чувства, мнения друг друга.

 

 

Договариваться друг с другом.

 

Помогать друг другу.

 

 

Радоваться успехам друг друга.

 

 

Поддерживать друг друга.

 

 

Соблюдать правила.

 

 

 

 

 

Приложение 3. Когда возникает эмоция?

 

скучает по дому

устал делать уроки

не выспался

расстроен из-за оценки

поссорился с другом

когда всем весело

когда кто-то намеренно толкнул или ударил его

когда кто-то отнимает и портит его вещи

когда к нему обращаются по имени

когда идет в школу

когда идет из школы

когда читает интересную книгу

когда праздник

когда обнимается с мамой

когда с ним никто не общается

когда заболел

когда разбил вазу

когда не может решить задачу

когда улетел воздушный шарик

когда гуляет

когда упал в лужу

когда дарят неожиданно подарок

когда поранил ногу

если кот заговорит человеческим голосом

если его папа придет с работы в костюме клоуна

если встретит на улице инопланетян.

 

 

Приложение 4. Какими словами выражается эмоция?

 

Я волнуюсь!

 

Я в ярости!

 

Здорово!

Ох и разозлился я!

Она пропала!

Со мной никто не играет.

В нашем доме живут монстры, которые пугают людей!

Я победила!

Я боюсь оставаться один дома!

Вот это да, сюрприз!

Ура!

А-А-А мамочки!

Ну я сейчас тебе задам!

Мне страшно!

Я раздражен!

Мне грустно.

Я удивлен!

Ты меня раздражаешь!

Берегись!

Мне одиноко.

Я боюсь грозы!

Уходи!

Я не могу решить задачу.

Я огорчен.

Я встревожена!

Быть на седьмом небе от счастья.

Дрожать как осиновый лист.

Как будто с цепи сорвался.

Метать громы и молнии.

Мороз по коже

Как обухом по голове

Душа ушла в пятки.

Вешать нос.

Волосы стали дыбом

Глаза на лоб лезут

Ком в горле

Делать большие глаза

Как в воду опущенный

Сидеть на иголках

Жить как кошка с собакой

И глазом не моргнул

 

 

Приложение 5. Чем эмоция может тебе помочь?

 

Помогает, когда от страха залез на дерево, чтобы спастись.

Помогает, когда бежишь по льдинам, чтобы не утонуть.

Помогает, когда бежишь от опасности.

Помогает, когда отодвигаешь руку от острого или горячего предмета.

Помогает, когда знаешь, что это опасно.

Помогает перейти улицу с оживленным движением.

Бережет от опасности.

Помогает, когда надо себя защитить.

Помогает защитить младшую сестру от вредного мальчика.

Помогает отстаивать мои желания или бережное отношение других людей к моим вещам и моему личному пространству.

Помогает узнать.

Вызывает интерес.

Помогает начать эксперимент.

Помогает поздравить друга с днем рождения.

Помогает сделать много интересных дел.

Помогает погулять с друзьями.

Помогает послушать любимую музыку.

Помогает почувствовать ценность кого-то или чего-то.

Помогает понять ценность дружбы.

Помогает послушать музыку.

Помогает нарисовать картину.

Помогает поговорить с другом.

Помогает обнять близкого человека, когда плохо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

 

План описания эмоции

 

Как выглядит эмоция?

 

Какими словами выражается эмоция?

 

 

На что похожа эмоция?

 

Когда возникает эмоция?

 

Чем эмоция может тебе помочь?

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×