Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Занятие с обучающимися старшего возраста "История джаза" | Лобанова Юлия Николаевна . Работа №350655

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья об истории появления джаза в Новом свете и его влиянии на процессы формирования музыкальной культуры в Америке в целом. 

Джаз – это музыка в высшей степени своеобразная, отличающаяся огромной силой эмоционального воздействия, имеющая бесконечное количество самостоятельных стилей и школ. Использование материала статьи будет способствовать развитию интереса обучающихся к джазовой музыке и обогащению духовного мира подростка новыми музыкальными впечатлениями.

 

 

 

 

Занятие с обучающимися старшего возраста История джаза
Почему джаз сложен для восприятия?
Американская цивилизация начинала свой путь с духовных ценностей, накопленных в Европе в эпоху Ренессанса. Религии, искусства, науки развивались в США в русле, проложенном европейской культурой и отталкивались от уровня, достигнутого ею к исходу шестнадцатого столетия. Но для музыки США характерна совсем иная картина. Ее самобытный путь развития не имеет параллелей и аналогий ни в композиторских школах Европы, ни в других областях искусства и культуры самой Америки. На протяжении трех веков существования американской цивилизации в ее глубинных слоях шли интереснейшие художественные процессы, породившие особую разновидность музыки. Появление джаза всколыхнуло общественное мнение, его огромная сила воздействия казалась в то время совершенно непостижимой, необъяснимой. Эта музыка ни в коей мере не соприкасалась по своей сути и системе выразительных средств с музыкой оперно-симфонического плана.
В Новом Свете не оказалось ни одного главного очага музыкальной культуры, который подобно собору в эпоху Возрождения или опере 17-18 столетий концентрировал бы вокруг себя композиторские искания современности, поддерживал высокий уровень музыкальной культуры, в целом создавал бы атмосферу искусства.
В отличие от европейской ситуации в Новом Свете все эти центры были рассредоточенными, маломасштабными и главное - не обладали той материальной мощью, без которой широкое творческое эксперименти-рование – основа развития подлинного искусства – становится нереальным. Все музыкально-творческие виды несли в себе глубокие следы идейно-эстетической ориентации породившей их среды. Жанры, зависимые от африканского и афро-американского строя музыкального мышления (спиричуэлс, новоорлеанский джаз, рэгтайм и т.п.), вообще несопоставимы с европейской музыкой. Джазу присущ свой особый вид профессионализма, подчас предельно сложный, отмеченный подлинной виртуозностью и развитым импровизационным мышлением, не имеющим аналогий в композиторском творчестве Европы.
На протяжении первой половины двадцатого века джаз был мощнейшим катализатором все легкой музыки США. На заре своего существования модерн-джаз исполнялся музыкантами андеграунда. Казавшиеся вначале капризом моды идеи андеграунда впоследствии сыграли достаточно важную роль в формировании новых целей и процессов культурного развития. Из трех фаз развития эволюции андеграунда первые две неразрывно ассоциировались с модерн-джазом (бибоп, кул). Хиппи выступили под знаменем совсем иной музыки, именуемой рок (третья фаза развития андеграунда).
Джаз – это музыка в высшей степени своеобразная, отличающаяся огромной силой эмоционального воздействия, имеющая бесконечное количество самостоятельных стилей и школ.
Интересная форма для старшеклассников - проведение беседы-концерта.
Цель:
- развитие интереса детей к джазовой музыке.
Задачи:
- обогащение духовного мира ребёнка музыкальными впечатлениями.
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Ожидаемыйрезультат:
- расширение музыкально-слухового опыта и художественного кругозора детей.
Пути американской музыки.
Негритянская музыка Северной Америки имеет давнюю историю. В 1619 году в Вирджинию была доставлена партия рабов из Западной Африки. Еще через несколько десятилетий позорная торговля невольниками стала характерной чертой экономики и быта. На протяжении 17-18 веков, число негров, ввезенных на территорию будущих Соединенных Штатов увеличилось до нескольких миллионов. К началу 20 века негры и мулаты составляли одну треть жителей южных штатов, а в наше время они образуют одну девятую часть населения США. Этим американцам африканского происхождения обязана музыка Соединенных Штатов своим неповторимым национальным своеобразием, своими наиболее интересными художественными явлениями.
Все современные исследователи африканской культуры отмечают громадную роль танца в жизни африканских селений. В танце принимают участие все присутствующие. Очевидцы описывают танец, в котором принимало участие семьсот-восемьсот человек: Они совершали прыжки, все одновременно поднимаясь в воздух и опускаясь на землю. Это движение было настолько ритмически точным, что шум от приземления давал всего лишь один звук. Для африканской музыки неразрывна связь танца с барабанным звучанием, со свойственной ему сложнейшей полиритмией, выходящей далеко за пределы европейского ритмического мышления (1.Африканские барабаны).
В вокальной музыке широчайшее распространение имеет прием антифонной переклички, или, как его иногда называют прием зова и ответа. Он был описан французским путешественником еще в 18 веке (2. Африканская народная).
Некоторые виды негритянской музыки Нового Света- прежде всего спиричуэлс- приобрели значение общеамериканского искусства и возвысились до уровня классических образцов мирового музыкального фольклора. Антонин Дворжак написал симфонию Из Нового Света, находясь под глубоким впечатлением традиционных негритянских спиричуэлс.
Вплоть до наших дней фольклористам не удается записать одну и ту же песню одинаково два раза подряд. В среде афроамериканцев исполнение предполагает обязательную импровизацию. Спиричуэлс –искусство коллективной импровизации (3. Луи Армстронг Спиричуэлс).
В первой трети 18 века южные аристократы Вирджинии развлекались музыкальными спектаклями, завезенными гастролирующими английскими труппами. Это были балладные оперы, состоящие из легкожанровых стихов, положенных на старинные напевы. Американская театральная публика того времени отличалась невежеством и консерватизмом. Ее вкусы в театре выразились в сентиментальности и в экстравагантном смешении музыки, танца и драмы. На этом художественном фоне возникла в 19 веке американская разновидность музыкального театра – представление менестрелей. Этот балаганный жанр сумел породить нечто оригинальное, жизнеспособное и притом глубоко типичное для американской культуры прошлого века. Своим художественным своеобразием он был обязан влиянию негритянского фольклора. Если спиричуэлс символизировал для негритянского народа его самые благородные и возвышенные духовные стремления, то менестрели олицетворяли для них психологию рабской зависимости.
Темнокожие комедианты изображали не столько реальный жизненный тип невольника-негра, сколько одновременно и идеализированное, и карикатурное представление о нем. Менестрельный негр жил в выдуманной стране Дикси, служившей символом рабовладельческих штатов (4. Дикси).
Менестрельная хореография использовала особенности и европейских, и афро-американских танцев. Музыкальная комедия Бродвея впоследствии переняла эти движения, а в настоящее время они знакомы нам как чечетка. Приблизительно в 30-х годах 18 века народный негритянский инструмент bonja был преобразован в современное пятиструнное банджо. Этот инструмент прежде всего придал менестрельной музыке ее спецефический колорит. Позже темнокожие музыканты отказались от банджо в пользу гитары, а у белокожих американцев до сих пор банджо пользуется большой популярностью (5. Банджо).
В недрах менестрельной комедии зародились первые предвестники эстрадного джаза, которые начали самостоятельную салонную и эстрадную жизнь - первый под названием кекуок (6), второй регтайм. Предвестник джаза рэгтайм (буквально рваный ритм), исключительно фортепианный жанр. Выдающимся композитором и исполнителем рэгтаймов был Скотт Джоплен (7). Более поздним отпрыском рэгтайма можно считать буги-вуги (8). Все лучшее менестрельного музыкального театра 18 века сохранилось в песенном творчестве первого народного светского композитора США Стивена Фостера (9).
На рубеже 20 века в США привилась европейская оперетта, постепенно оперетта слилась с английской комической оперой. Когда же она дополнительно скрестилась с менестрелями, то Бродвей (улица в Нью-Йорке, где сосредоточены ведущие театры страны) обогатился новым эстрадным видом – музыкальной комедией, ставшей наиболее популярной разновидностью музыкального театра США. Приятный джаз 20-х годов - это вариант, отработанный профессионалами Бродвея,(10) он стандартизирует и упрощает импровизационный джаз. С расцветом музыкальной комедии Бродвея театр менестрелей приходит к концу.
В военные годы, когда мода на кекуок и рэгтайм начала отступать, в города пришел второй предвестник джаза - так называемые блюзы. Блюзы – название светских лирических песен негров, живших вдоль реки Миссисипи. В эволюции этого жанра обозначаются три стадии: фольклорные блюзы, затем урбанизированные образцы и блюзы джазовой эстрады Бродвея. Сценический фон блюзов – рабочие лагеря, поля, болота, фабрики, тюрьмы и т.п. Сюжеты вращаются вокруг мотивов одиночества и заброшенности, болезней и безденежья и, разумеется, несчастливой любви. Вот тексты блюзов написанных в 20-х годах:
- Река Миссисипи так глубока и широка, а моя девушка живет на том берегу.
- Нет у меня ни одного друга в этом городе: мой парень из Нового Орлеана бросил меня (11,12).
Третьим составным элементом джаза является музыка для духового ансамбля под названием джаз – банд, которая и дала джазу его название. В самый разгар первой мировой войны, в одном из нью-йоркских кабаре зазвучал странный духовой ансамбль, прибывший из Нового Орлеана. Эффект на публику был потрясающим. Этот момент ознаменовал собой рождение эпохи джаза (13).
Своеобразие музыкального языка, сила и экспрессивность джаза произвели глубокое впечатление на многих европейских и русских композиторов это - Дебюсси, Равель Рахманинов, Стравинский. Американский композитор Джордж Гершвин вошел в историю музыки как талантливейший представитель симфонического джаза (14. Рапсодия в блюзовых тонах. Денис Мацуев).
Модерн-джаз, би-боп, ритм-энд-блюз, кантри-энд-вестерн, джаз-рок и другие стили свидетельствуют о расширении идейно-художественных горизонтов джаза.
Джаз живет и развивается, имея своих талантливых исполнителей и благодарных слушателей.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×