Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Занятие в подготовительной группе "Зимующие птицы" | Илларионова Елена Валерьевна. Работа №306616

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Игра-путешествие по теме: «Зимующие птицы»

Цель: расширить знания учащихся о зимующих птицах  Башкортостана.Задачи:Обучающая:

  Изучить зимующих птиц, а также особенности их жизнедеятельности в зимнее время года;Развивающая:

  Развить навыки и умения общаться с природой, наблюдать за зимующими птицами при помощи практической, трудовой и исследовательской деятельности;Воспитывающая:

 Воспитывать чувство ответственности за сохранение природы, а также бережное, гуманное отношение ко всему живому;Методы обучения, используемые на учебном занятии:- словесный метод (объяснение, беседа);- наглядный метод (демонстрация презентации);- игровой (конкурсы вопросов, загадок, головоломок, рисование , интерактивная игра).Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, краски, мультимедийное оборудование, карточки с заданием.

игра-путешествие по теме: «Зимующие птицы»


Цель: расширить знания учащихся о зимующих птицах Башкортостана.
Задачи:
Обучающая:

Изучить зимующих птиц, а также особенности их жизнедеятельности в зимнее время года;
Развивающая:

Развить навыки и умения общаться с природой, наблюдать за зимующими птицами при помощи практической, трудовой и исследовательской деятельности;
Воспитывающая:

Воспитывать чувство ответственности за сохранение природы, а также бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация презентации);
- игровой (конкурсы вопросов, загадок, головоломок, рисование , интерактивная игра).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, краски, мультимедийное оборудование, карточки с заданием.

 

Педагог: Здравствуйте ребята!

Сегодня мы поговорим «Зимующие птицы».

Послушайте стихотворение:
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Педагог: Ребята, назовите особенности птиц?

Ответы детей: Они могут летать!
Ответы детей: У них есть перья!
Педагог: Вспомните и назовите птиц, которые зимуют у нас?
Ответы детей: Вороны, сороки, снегири, синицы.
Педагог: Молодцы! Сегодня на занятии мы узнаем, где зимуют птицы. Как они выживают в холодное и трудное время года.


Педагог: Сегодня на занятии мы совершим путешествие. У нас будет 4 остановки. Каждая из них имеет свои особенности. На остановках вы получите много интересной информации, а также выполните много различных заданий.

Вы любите зиму? Почему?
Ответы детей (Мне нравится, когда много снега на улице, можно лепить снеговика).
Педагог: Мы сейчас отправимся в зимний лес. Итак, первая остановка «Лесная».

1. Остановка: «Лесная».

Педагог: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев можно увидеть необыкновенные "цветы". Что это за цветы? Угадайте:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это:
Ответы детей: (Птицы!)
Педагог: Правильно, эти цветы - птицы зимнего леса, они называются зимующие. Птицы везде - над нами, вокруг нас, рядом. Их можно встретить в лесу, в поле, на речке и в горах. Чтобы только посмотреть на всех птиц человеку не хватит целой жизни. Но тех, которые рядом с нами нужно обязательно знать, чтобы помогать им в трудное время.
Педагог: Чаще всего мы встречаем в зимнем лесу, конечно дятлов.
Самый распространённый - большой пёстрый дятел. Именно его стук мы слышим - дятел долбит шишки и достаёт семена - свою основную пищу зимой. Самцы и самки легко различаются, у самца на голове красная "шапочка", у самки её нет.
Педагог: Ребята, кто-нибудь из вас видел дятла? В чем особенность этой птицы?
Ответы детей (Я видел. Он помогает деревьям, избавляет их от вредных насекомых).
Педагог: Следующий обитатель зимнего леса это - синица. Синицы - самая известная и многочисленная группа птиц, остающаяся у нас зимовать. Все они питаются в основном насекомыми, добывая их из-под коры, при случае кормятся и семенами.
Лазоревка - маленькая, аккуратная, очень бойкая синичка.
Педагог: Самая маленькая птичка, которая зимует в наших лесах это королек. Если услышите тонкий, нежный посвист, доносящийся из крон хвойных деревьев, значит вы встретили целую стайку этих замечательных стайку самых мелких зимующих птичек. Кому-нибудь доводилось увидеть эту птицу?
Педагог: Следующий интересный обитатель зимнего леса это - поползень. Яркая, бойкая птица, ловко ползает по стволам деревьев вверх и вниз. Интересным является то, что поползни приручаемы и иногда содержатся в домашних условиях. В природе для них строят специальные домики-дуплянки, которые птицы охотно занимают.
Педагог: Одни из самых легкоузнаваемых птиц это врановые. Из них выделяется своим размером ворон. В отличие от серой вороны, зимой встречается у нас только в лесах. Его гортанный, своеобразный голос можно услышать издали.
Педагог: Сойка-яркая, в отличие от остальных, чёрно-белых врановых. Голос у нее резкий.

Педагог: Клест - это птица леса имеет очень интересные биологические особенности. Живут в темнохвойных лесах, основной корм — семена елей, пихт. Потому что у них очень интересный клюв перекрещенный, таким клювом легко добывать корм из шишек елей и пихты. Семена ели и пихты созревают зимой и потому клесты выводят своих птенчиков зимой, когда много корма.
Педагог: Один из крупных обитателей леса — это Филин. Знаменит тем, что размах крыльев достигает до 2 метров. Также одна из особенностей филина, это наличие длинных темных “ушек”. Голос филина — громкое “угу” или “у-гуух”, с ударением на второй слог. Близости человека избегает. Иногда филин занимает старые гнезда хищных птиц на деревьях.
Педагог: Также зимую т в наших лесах такие птицы как: тетерева, глухари, снегири, совы. Итак, сейчас вы познакомились с основными видами птиц, которые в зимнее время находятся в наших лесах. Я вам предлагаю отгадать птицу по её описанию! 

Ну, что начнем?
1. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, чёрная полоска на шее, крылья и хвост серые, спина жёлто - зелёная, а брюшко жёлтое. (СИНИЦА)
2. Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название. (ПОПОЛЗЕНЬ)
3. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные; спина голубовато - серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. Очень нарядная птица. (СНЕГИРЬ)
4. Это крупная птица. Почти вся серая, имеет хищный. Опасный клюв. Поведение охотника. Ходит большими шагами. Клюв крепкий боль-шой. Хочет всё время что-то схватить. (ВОРОН)
5. Эта птица имеет очень интересный клюв перекрещенный, таким клю-вом легко добывать корм из шишек елей и пихты. (КЛЕСТ)
6. Данная птичка относится к семейству врановых и имеет достаточно яркое оперение. (СОЙКА)
7. Самая маленькая птичка, зимующая в наших лесах, издаёт тонкий, нежный посвист, обычно обитают стайками. (КОРОЛЁК)
8. Самая легкоузнаваемая птица наших лесов. Самцы и самки легко различаются, у самца на голове красная "шапочка", у самки её нет. (ДЯТЕЛ)
9. Один из крупных обитателей леса. Знаменит тем, что размах крыльев достигает до 2 метров. Также одна из особенностей филина, это наличие длинных темных “ушек”. (ФИЛИН)
Педагог: Ну что, ребята вижу с заданием на нашей первой остановке вы справились! Надеюсь основных обитателей зимнего леса вы запомнили! И так, двигаемся дальше следующая остановка «Город».

2. Остановка: «Город».

Педагог: Итак, ребята, а сейчас нам предстоит узнать какие птицы зимуют рядом с нами? Назовите птиц, зимующих в городе?
Ответы детей (Голуби, синицы, воробьи, вороны).
Педагог: Представьте, что мы совершаем прогулку по городу, в обычный зимний день. По пути нам встречаются различные виды птиц.
Педагог: Первая птица- это воробей. Все знают воробья. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Они очень чистоплотные, охотно купаются зимой в снегу.
Педагог: Еще одной из ярких и интересных птичек, зимующих рядом с нами

является – голубь. Голубь - доверчивая птица, ставшая символом мира и дружбы. Ребята, что интересного можете рассказать о них?
Ответы детей: (У этих птиц очень красивое и необычное оперение, в городе встречаются довольно часто, уже совсем не боятся машин и людей).
Педагог: Большая синица – самая крупная в нашей стране, размером она примерно с воробья и имеет довольно яркое оперение. У жилья человека синичка появляется с холодами. Если повесить кормушку, то прилетает к кормушке каждый день.
Педагог: Ворона - самая умная птица среди пернатых. Гнездятся они на деревьях, чаще всего на тополях. Ум, сообразительность, сметка ворон, а также их способность собирать дождевых червей, крупных насекомых, расклевывать падаль, промышлять на помойках, ловить мышей, разорять птичьи гнезда, склевывать прямо с ветвей ягоды рябины, семена клена и ясеня позволяют этим птицам заселять деревни и города.
Педагог: Снегирь - это гость с севера, красивая птица. Во время суровой зимы, они прилетают к нам из леса в поисках пищи. Снегирь – птица доверчивая, спокойная, неповоротливая, часами неподвижно сидящая на дереве. Лишь пригреет весеннее солнышко, снегири отправляются подальше от людских глаз в глухие дебри еловых чащ.
Педагог: Галка обыкновенная. Обитает в лесах и парках, в поселениях человека. Зимует в населенных пунктах, где обычно встречается вместе с воронами. Питается различными беспозвоночными, мышевидными грызунами, разоряет гнезда мелких птиц, ест всякую падаль и растительную пищу.
Педагог: Кряква - самая многочисленная утка на территории Беларуси и может приспосабливаться к самым различным условиям обитания. Из водоплавающих птиц очень хорошо приспособилась к городской среде кряква. Эту утку можно часто встретить на городских реках и озерах. Кряквы круглый год держатся на незамерзающих участках рек, концентрируясь у причалов и мостов, где их подкармливают жители города. С каждым годом все больше их задерживается надолго там, где вода не замерзает на зиму: у теплых сбросов вод.
Педагог: Итак, вот и закончилась наша прогулка по городу, сейчас мы проверим запомнили ли вы пернатых жителей наших городов.
ИГРА «Угадай птицу»
Педагог: Ребята, сейчас я вам раздам карточки, на которых зашифрованы названия птиц. Вам нужно отгадать, что за птицы там спрятаны. Кто первый угадал, у того есть возможность вспомнить и рассказать об отгаданной птичке.
Карточка №1 АГКАЛ (галка)
Карточка №2 ГИСЕНЬР (снегирь)
Карточка № 3 ОВАРНО (ворона)
Карточка № 4 ИЦИСНА (синица)
Карточка № 5 ЛЬГУОБ (голубь)
Карточка №6 ОЕЙВОРБ (воробей)
Карточка №7 РЯКАКВ (кряква)
Педагог: Спасибо всем выступавшим. С этим заданием все справились. Надеюсь, что теперь по дороге в школу вы с легкостью определите каких птиц вам пришлось встретить. А мы движемся дальше. Следующая остановка «Отдохнувшая».

3. Остановка: «Отдохнувшая».

Педагог: А сейчас, ребята я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте все встанем, отойдем от наших парт и немного разомнемся. Я буду читать вам стихотворение, а вы должны слушать и выполнять то, о чем там идет речь. Ну что начнем?
Ответы детей: (Да!)
Физкультминутка:
Педагог: Птицы высоко летали,
(дети бегают)
Птицы крыльями махали,
(машут руками)
А теперь они спустились,
(приседают)
У них крылышки сложились,
(прячут руки за спину)
«Повадки птиц»
Как птицы машут крыльями?
Как отряхиваются от воды?
Как клюют зернышки?
Как прыгают?
Педагог: Молодцы, ребята хорошо поиграли. А мы движемся дальше.

4. Остановка «Экологическая».

Педагог:
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Педагог: Ребята, как вы считаете нужно ли подкармливать птиц в зимнее время?
Ответы детей (Да нужно. Иначе они могут погибнуть, особенно когда зима очень холодная).
Педагог: Правильно! Февраль — самый трудный для птиц месяц. Месяц лютого холода и голода. Хуже всего, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная корка на снегу — наст — крепкая, жесткая, скользкая. Ее не разбить ни слабыми лапками, ни клювом. Как птицам достать подо льдом пищу — травку, зернышки? У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот голодает. Но хорошо известно: кто сыт, тому холод не страшен, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Мы можем устраивать для птиц маленькие бесплатные столовые во дворах и прямо у себя на балконах.
Педагог: А сейчас поговорим о том, что можно класть в кормушки. Важно! Если вы начали подкармливать птиц, то необходимо делать это всю зиму на одном и том же месте, так как птицы привыкнут и будут ждать вас именно там.
РИСОВАНИЕ птиц.
Педагог: Давайте мы с вами нарисуем зимующих птиц, которым нужна помощь. В рисунке вы должны донести людям то, что очень важно помогать птицам, особенно когда очень суровая и холодная зима. Ведь они для нас делают очень много полезного, уничтожая вредных насекомых и грызунов, тем самым сохраняя нам урожай.
Педагог: Молодцы ребята у вас получились отличные рисунки. Мы можем развесить на домах рядом с детским садом, чтобы жители нашего города думали и заботились о птицах.

4. Рефлексия.

Педагог: Ребята, назовите пожалуйста три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит нашу работу на следующем уроке. Давайте по очереди.
Ответы детей: (я хорошо отгадывал загадки, я знал много ответов на вопросы, мне понравилась физкультминутка. Я хотел бы больше рисовать).
Подведение итогов занятия.

- знание представителей зимующих птиц, обитающих в нашей республике;
- знать какую роль играют птицы в экосистемах.
Уметь:
- работать как самостоятельно, так и в команде;
- использовать, полученные ранее знания.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×