Занятие в средней группе по гендерному воспитанию | Медведева Кристина Сергеевна. Работа №307596
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) является создание условий для его личностного развития, социализации и индивидуализации.
Под «гендером» понимается социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе. Гендерное воспитание – процесс формирования у детей представлений о роли мужчины и женщины в семье и обществе в целом. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, где общие цели одинаковы для мальчиков и девочек, но различны личностные характеристики.
Вопрос о гендерном воспитании в настоящее время начал приобретать
актуальность, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о
необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста. Дело в том, что к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, а к семи годам у него формируется гендерная устойчивость, т.е. осознание того, что принадлежность к полу сохраняется независимо от ситуации и желаний ребенка.
(Социольно-коммуникативное развитие) Девочки и мальчики
Цель: развивать гендерныепредставления у детей, о проявлениях половых различий, особенностях внешности, одежды, о строении человека.
Задачи:
учить детей видеть внешнее сходство и различие междумальчиками и девочками, закрепить знание о круге увлечений, интересов в различных видах деятельности ребят в зависимости от пола;
учить детей быть внимательными друг к другу,воспитыватьдоброжелательное отношение междудевочками и мальчиками;
учить составлять образымальчика и девочкииз шаблонов и геометрических фигур;
развиватьумение классифицировать предметы одежды и предметы трудовой деятельности мужчин и женщин;
воспитыватьу детей культуру взаимоотношений полов, понимание роли мужчины и женщины в семье.
Образовательные области: Познавательноеразвитие, речевое,социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа:
• Беседа с мальчиками Мальчики защитники слабых
• Беседа с девочками Девочки — хозяйки и помощницы
• Рассматривание одежды мальчиков и девочек;
• Укрепление у детей чувства взаимной симпатии и дружбы.
Методы и приемы: беседа, дидактическая игра, специально-организованная проблемная ситуация, подвижная игра.
Оборудование:
бумажная мужская и женская одежда, кукла-мальчик, кукла-девочка, предметы труда.
картинки – злого волшебника, принца и принцессы,мальчиков и девочек.
картинка, где изображена семья(мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
клей, кисточки, геометрические фигуры для образадевочки и мальчика, альбомные листы.
маски для д/игрыПчелы и шмели
музыка Ю. Чиркова, слова Я. Хелинского Из чего же сделаны нашимальчишки, из чего же сделаны наши девчонки?
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель: Заходите, заходите, друг друга за руки возьмите,
Мы построим ровный круг, что же мы увидим вдруг?
Собрались здесь вседрузья: девочки и мальчики – дружная семья!
Сегодня я предлагаю вам узнать друг о друге больше. Для начала давайте поиграем с вами в игруЗнакомство. Вы будете передавать друг другу мяч, называть свое имя и говорить, ктовы:мальчик или девочка.
Посмотрите, ребята, в нашей группе есть не просто дети, амальчики и девочки. Сели на места (1. Какой должна быть девочка: доброй, заботливой, аккуратной, красивой, хозяйственной. Каким должен быть мальчик: смелым, сильным, ловким, добрым, защитником.)2. Чем мальчики и девочки различаются?(Про внешний вид) 3. Во что любят играть?
Воспитатель: А о своей любимой игрушке и игре девочки сейчас расскажут:
Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает, только на руки берёшь.
И хоть слёз у куклы нету, плачет девочка моя:
- Мама, мама! Где ты, где ты? Ну, а мама – это я.
Воспитатель: А о своей любимой игрушке и любимой игре, мальчики тоже расскажут и покажут:
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли, вправо влево – чистота!
Волосы ерошит ветер, мы шофёры – хоть куда!
Ребята, а вы хотели бы узнать, чем похожи всемальчики и девочки? Все дети любят сказки, потому, что в них происходят разные чудеса. Вы хотите попасть в сказку? Тогда я предлагаю вам отправиться в сказочную странуМальчиков и Девочек. Чтобы оказаться в сказке, нужно закрыть глаза, повернуться на месте и сказатьПовернись, покружись, в сказке окажись!Вот мы и в сказке.
(Показ красочных картинок и рассказ сказки)
В одной сказочной стране жилиМальчики и Девочки. Жили они весело и дружно. В этой стране повсюду царил мир, согласие, взаимопонимание и любовь.Мальчики были смелые и ловкие, адевочки добрые и заботливые. Но однажды над страной пролетал злой волшебник. Задумал он разлучить их. И поставил междумальчиками и девочками высокую стену. Ребята, давайте поможем им соединиться, чтобы они опять были вместе? Но для этого нам нужно выполнить сложные задания, которые приготовил для нас злой волшебник.
1-е задание, которое приготовил злой волшебник - это загадки – обманки. (Если согласны с утверждением отвечают – Да! Да! Да! Если же не согласны – Нет! Нет! Нет!)
1.Девочкилюбят играть в куклы!
2.Мальчикилюбят играть в машины!
3.Девочкилюбят забивать гвозди!
4.Мальчики любят носить бусы!
5.Девочкилюбят играть в футбол!
6.Мальчикилюбят завязывать банты!
7.Девочки и мальчики любят есть конфеты!
8.Девочки и мальчикилюбят получать подарки!
Воспитатель: А вот еще одно непростое задание длянас: злой волшебник перемешал всю одежду и теперь совсем непонятно, какая одежда длядевочек, а какая длямальчиков. Хотите в этом разобраться? Тогдадевочкивыбирают одежду для куклы Даши, амальчики для куклы Саши. (Детям предлагают силуэтыдевочки и мальчика, вырезанные из картона, и достаточное количество для всех детей одежды из бумаги)
2. Проводится д/играОдень куклу –мальчика и куклу – девочку.
Воспитатель:Мальчики, вам больше нравятсядевочкив брюках или платьях? Почемудевочки ходят в брюках? (для физкультурных занятий, похода, поездки, потому, что в такой одежде удобно). А каждый день – красивее в платье. Самые красивые девочки – все в платьях, а мальчики – в брюках.
Злой волшебник понял, что мы умеем хорошо отгадывать загадки, различаем одежду длядевочек и мальчиков, и теперь он хочет посмотреть, как мы с вами умеем играть.
3. Проводится п/играПчелы и шмели.
Цель: Игра учит детей выразительным образным движениям, соответствующим представлению о мужском и женском поле.
Ход игры: Распределить на две команды -девочек и мальчиков.Девочки изображают пчелок, они передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжаниюпчелы:в – з – з – з, амальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки. По сигналувоспитателядети меняются ролями.Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат, словно большиешмели:ж –ж –ж, адевочкиизображают красивые цветы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, злой волшебник оставил нам еще картинку. Что на ней изображено?(картинка семьи)У каждого из вас тоже есть своя семья(папа, мама, брат, сестра)И у каждого из них есть свои обязанности по дому. Папа выполняет мужскую работу, мама – женскую. Но чтобы выполнить эти обязанности, им необходимы инструменты. Вот злой волшебник решил опять нас запутать и смешал все инструменты.
4. Ваша задача разложить в синюю корзину, инструменты, которые нужны папе, а в красную, которые нужны маме.
Воспитатель: У нас с вами осталось последнее испытание. Нужно из геометрических фигур составить образымальчика и девочки,и тогда стена разрушиться, имальчики и девочкиснова будут вместе и будут дружить и играть вместе.
5. Художественно – эстетическая деятельность. АппликацияМальчик и девочка.
Цель: Закреплять умение различатьмальчиков и девочек по внешнему виду. Учить составлять образымальчика и девочкииз шаблонов и геометрических фигур.Развиватьаккуратность при работе с клеем, творчество и самостоятельность.
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные у вас получилисьмальчики и девочки. Вот мы и выполнили все задания злого волшебника. Как вы думаете, стена рухнула? Конечно, мы же справились со всеми заданиями. Теперьдевочки и мальчикивсегда будут вместе и будут дружить. Ну а теперь пришла пора нам возвращаться обратно. Для этого закройте глаза, повернитесь на месте искажите:Повернись, покружись, в группе снова окажись.
Литература: Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. М: ТТЦ Сфера. – 2006 г.