Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Занятие во 2 классе по теме "Дифференциация звуков В-Ф, Вь - Фь" | Лисман Ирина Владимировна. Работа №297751

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лисман Ирина Владимировна
Конспект логопедического занятия расчитан для обучающихся 2 класса  с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР 3 уровня. В занятии делаеся акцент на звуки В и Ф . Даётся характеристика этих звуков, выделение звуков в разных позициях (начало, середина, конец слова), развитие мелкой моторики(Су - Джок, песочный стол). От звука плавно переходим к букве. Занятие проходит в игровой и увлекательной форме. Используются разные методы обучения. Ребята с увлечением выполняю все задания, запланированные  специалистом. 

Конспект логопедического занятия в группе учащихся 2класса с ОНР «Дифференциация  звуков  В-Ф, Вь - Фь».

Цель: формирование умения учащихся дифференцировать звуки [в]-[ф],[в’]-[ф’] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

образовательные: 

уч

ить

различать звуки [

в

] - [

ф

]

, [

в’

]

-

[

ф’

] изолированно, в слогах, словах и предложениях

, закрепить

знания о механизме образования данных звуков

, развивать умение соотносить звуки [

в

] - [

ф

] с буквами

В

и

Ф

.

коррекционно-развивающие: 

развивать артикуляционн

ую

моторику

;

развивать

фонематическо

е

восприяти

е

, фонематический слух

,

слухоречевую память,

логическое мышление

, произвольное внимание

; развивать навыки звукобуквенного анализа;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитательные

:

 

воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов

, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно

и в группе

.

Ход занятия:

Организационный момент

.

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наше занятие принесет нам радость от общения друг с другом.

 II. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, нам необходимо сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала вспомним и покажем, правильно говорить, делать артикуляционную гимнастику.

1. «Улыбка»

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.

2. «Заборчик».

А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед

3. «Футбол»

Собираем мы без спешки,

Словно белочка, орешки.

Упираем язычок

Влево право, на бочок.

4. «Заборчик».

 

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

 

III.  Сообщение темы занятия.

- Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадки.

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко, с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей).

 Ночью в рощах и лесах 
Уханье наводит страх, 
Страшен дикий крик и силен, 
Так кричит огромный …(Филин).

- Скажите, о ком были загадки? (о птицах)

- Какой первый звук в слове воробей?

- Какой первый звук в слове филин?

- Догадались, какие мы сегодня звуки и буквы будем учиться различать?  (Звуки [в] - [ф]. Буквы ВЭ и ЭФ.)

-Да, ребята, сегодня мы будем учиться различать звуки В-Ф.

IV. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие).

- Ребята, придвиньте зеркала. Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [в], [ф].

- Когда мы произносим звуки [в] и [ф] какие органы артикуляции участвуют? (губы, зубы и язык)

- В каком положении находится нижняя губа? (Нижняя губа касается передних верхних зубов)

- А верхняя губа? (верхняя губа поднята.)

- Зубы сомкнуты или между ними есть щель? (Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)

- В каком положении при произнесении звуков [в] и [ф] находится язык? (Спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.)

- Ребята, при произнесении звуков [в] и [ф] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)

- Молодцы, ребята! Получается ,что звуки [в], [ф] какие? (согласные).

 V.  Характеристика звуков [в], [ф].

- Давайте охарактеризуем звуки [в], [ф].

- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)

- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)

- Почему? (Голосовые связки дрожат.)

- Ребята, что можно ещё сказать о звуке В? (мягкий, твердый)

- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)

- Давайте скажем, чем звуки В-Ф похожи? (согласные, могут быть твёрдые, мягкие)

- Назовите в чём их отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой).

- Почему? (При произнесении  звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)

  VI.   Развитие фонематического восприятия. Упражнение «Ножки-ладошки».

Звук в похож на звук ветра, а звук ф – на течение фонтана. Поднимите картинки с изображением ветра или фонтана.

ва, фа, фи, во, эф, фё, фи, ви, корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона

-Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [B], а когда услышите звук [Ф] – топните одной ногой.

Слова: футболка, жираф., ваза, вагон, фрукты, сова, кофта, валенки.

- А теперь задание усложняется, мы будем различать мягкие звуки [B’] и [Ф’] (раздаются зеленый колокольчик и листочек)

-Что обозначает зеленый колокольчик? (звонкий мягкий звук B’)

- Что обозначаем зеленым листочком? (глухой мягкий звук Ф’)

Когда услышите звук [B’] – поднимаете колокольчик, а когда [Ф’] листочек.

- Приготовились и слушаем внимательно:

Филин, веник, ковер, кофе, вишня, кефир.

V II. Речевая разминка.   

- Повторяете за мной  чистоговорки:

Ва-ва-ва вот высокая трава.
Фа-фа-фа – у невесты фата.
Ве-ве-ве – васильки в траве.

Фе-фе-фе – У Феди кофе.
Вы-вы-вы – глазки у совы.
Фы-фы-фы – фыркают ежи.

V III. Нахождение слов со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце).

- Ребята, первое задание такое, вам необходимо разложить слова в 2 столбика. В первый столбик слова со звуками [В]- [B’], в второй с [Ф] -[Ф’]. Вы по очереди выходите к доске, берете слово, называете какой здесь звук и крепите его магнитом в нужный столбик. А потом определяете, где находится звук в начале, в середине или в конце слова.

Слова: лифт, варежки, флаг, морковь, шкаф, дверь, портфель.

IX. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем. ( Логоритмика Железновых «У жирафа»).

  X. Игра «Что лишнее?».

Найди лишнее слово (по наличию звуков [в] или [ф]):

кофта, ворота, фонарь, шарф  (ворота)

сова, диван,  ваза, фрукты рукты)

волк, филин, ворона, тыкваилин)

жираф, волна, шкаф, фартук (волна)

  XI.  Упражнение «Закончи предложение» .

Инструкция: Сейчас мы будем читать предложение, и вставлять подходящее слово.

(две картинки «сова» и «софа»)

- Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено? (сова, софа)

В лесу мы видели…сову.

Мама купила мягкую…софу.

Невеста надела белую…фату.

Ваня купил в аптеке ..вату.

XII. Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф.

- Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой ВЭ.)

- На что похожа буква ВЭ? Из скольких частей состоит буква ВЭ. (Буква ВЭ состоит из трёх частей.)

Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой ЭФ.)

- На что похожа буква ЭФ? Из скольких частей состоит буква ЭФ. (Буква ЭФ тоже состоит из трёх частей.) 

- Кто хочет показать букву ВЭ в алфавите? Какая она по счету?

-Покажите букву ЭФ.

- Давайте, выложим из пуговиц буквы ВЭ и ЭФ.

XIII. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются». На счет «раз -два -три-четыре-пять» соединяются сначала большие пальцы обеих рук, затем указательные и т. д.

« Палец-пальчик». Со словами «палец -палец-палец-пальчик» каждый палец руки, начиная с указательного, поочередно присоединяются к большому пальцу.

X IV. Формирование навыков письма. Работа по карточкам.

- Ребята, а теперь следующее для вас задание. Нужно среди всех букв найти и обвести в кружок все буквы ВЭ, а все буквы ЭФ зачеркнуть.

XV. Игра «Собери слова».

Ребята, вы должны собрать слова,  добавляя слоги: - вы или – фы (дети выходят к доске и соединяют слоги)

шка-…,  тык- …,   голь-…,  бук-…,  тра-…,  шар-…

XVI. Звуковой анализ.

- У меня для вас последнее, самое трудное задание. Ребята, я очень люблю сладости. А какие мы сейчас прочитаем:

Варенье, зефир, халва, конфеты, вафли.

- Сначала прочитайте слова с буквой ВЭ, теперь слова с буквой ЭФ.

- Какое слово мы не прочитали? (вафли)

- Как вы думаете, что особенного в слове вафли? (В нем буквы вэ и эф)

- Сейчас мы будем составлять звуковую схему этого слова.

- Сколько букв в этом слове?

- А звуков? (один ребенок выходит к доске и чертит 5 клеточек)

Давайте выложим квадратиками слово вафли.

- Какой первый звук в этом слове? Согласный или гласный?

- Какой согласный твердый или мягкий?

- Каким цветом обозначается твердый звук?

(Аналогично разбираются все звуки в этом слове и учащиеся по очереди выходят к доске и раскрашивают клеточку соответствующим цветом ).

XVII. Итог занятия.

- Вспомним, какие звуки мы учились различать? Чем отличаются звуки [B]-[Ф], [B’]-[Ф’] Вы очень хорошо справились с заданиями!

XVIII. Рефлексия.

- У вас на партах лежат смайлики. Вам нужно выбрать тот смайлик, который вам больше подходит.

- Если вы узнали на занятии что-то новое, чему-то научились, и занятие для вас прошло интересно, прикрепите улыбающийся смайлик на доску.

 - Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит грустный смайлик на доску.

Ученики прикрепляют смайлики на доску.

-Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие. Молодцы, ребята!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×