Занятия физкультурой с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. | Чихирев Руслан Алексеевич. Работа №311458
В статье автор рассматривает вопросы эффективности практических занятий физической культурой с детьми ОВЗ и инвалидностью, описывает реализуемый комплекс упражнений по физической культуре, который является одним из способов развития коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ. Главной проблемой ребенка с ОВЗ является его частичная мобильность, ограниченный контакт с окружающими его людьми, но благодаря занятиям физической культурой происходит успешная адаптация.Занятия в группе проходят по программе «Физическая культура». В основу программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у воспитанников с умеренной, тяжелой умственной отсталостью.
Занятия физической культурой с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Чихирев Р.А.,
воспитатель ГБУ ЦССВ «Юнона»,
г. Москва
9167125054@mail.ru
Аннотация: В статье автор рассматривает вопросы эффективности практических занятий физической культурой с детьми ОВЗ и инвалидностью, описывает реализуемый комплекс упражнений по физической культуре, который является одним из способов развития коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, физическая культура, адаптация, дыхательная гимнастика, пилатес, статическая и суставная гимнастика, коррекция, тренировка, индивидуальный подход, аутогенная тренировка, мышечное расслабление.
Главной проблемой ребенка с ОВЗ является его частичная мобильность, ограниченный контакт с окружающими его людьми, но благодаря занятиям физической культурой происходит успешная адаптация.
Занятия в группе проходят по программе «Физическая культура». В основу программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у воспитанников с умеренной, тяжелой умственной отсталостью. В программу вошли следующие комплексы: упражнения с элементами дыхательной гимнастики, упражнения для формирования вертикального положения головы, упражнения для укрепления мышц шеи, упражнения для развития и тренировки реакций опоры и равновесия рук, упражнения для укрепления мышц рук, спины, ног, брюшного пресса, упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок верхних конечностей, упражнения для формирования поворотов туловища, в положении лежа, упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок нижних конечностей, упражнения для тренировки гибкости позвоночника и др.
При организации индивидуального занятия обязательно учитывается: строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; оптимальная двигательная активность детей, чтобы каждое предыдущее занятие было связано с последующим и составляло систему занятий; соответствие возрасту и уровню подготовленности детей; имеющееся оборудование.
Физические упражнения на проводимых занятиях, с помощью которых корригируются двигательные нарушения воспитанников, являются мощным стимулятором всей их жизнедеятельности организма. Развивается функционирование нервной системы. Происходит укрепление иммунитета. Осуществляется общая коррекция психосоматического состояние подопечного. Конечно, в основе реализуемого оздоровительного комплекса занятий выступает на первое место требования в его строго регламентированности с учетом медицинских показателей для детей с ОВЗ. В регулярности проведения таких занятий. Все физические нагрузки строго дозированы. Однако, все упражнения носят, как правило статический характер для снижения возможного травматизма.
Особое внимание уделяется индивидуальному подходу, который помогает реализовать:
-компенсацию недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие);
-коррекцию нарушения в движении (координацию ориентировки в пространстве, равновесие);
-устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости);
-активацию познавательной деятельности и речевых способностей ребёнка с ОВЗ.
Занятия имеют свою структуру:
1.Подготовительный этап (организация внимания, подготовка организма, разминка);
2.Основной этап (отработка новых и закрепление ранее полученных навыков);
3.Завершающий этап (релаксация, расслабление и подведение итогов).
Используемые способы проведения занятий по физической культуре:
Фронтальный-все дети одновременно выполняют одно упражнение (ходьба).
Поточный-подопечные поочередно приступают к выполнению упражнения (прохождение степ-платформы и массажного коврика).
Групповой-
участники формируются в группы в зависимости от физической подготовки при выполнении упражнения (ползание лёжа).
Индивидуальный
– занятия с каждым
из детей отдельно при выполнении упражнения (упражнения на растяжку).
Изучив структуру занятий, основные положения в индивидуальном подходе в работе с ребёнком обратимся к изучению наработанного, практического опыта в таблице №1.
Таблица №1
№
Название упражнения
Краткое описание проводимого упражнения
1
Приветствие
Педагог приветствует детей. Дети приветствуют педагога
2
Шеренга
Педагог выстраивает детей в шеренгу. Каждый из воспитанников поочерёдно произносит своё имя и занимает положение на матах для дальнейшего безопасного выполнения упражнений
3
Ходьба по кругу, по прямой
Педагог демонстрирует упражнение и определяет направление движения для детей. Они повторяют за ним его команду
4
Пальчиковая разминка
Педагог демонстрирует свои пальцы рук. Поочередно сжимая и разжимая кулак с максимальным напряжением в пальцах. Подушечками пальцев осуществляет массаж пальцев левой и правой руки. Воспитанники повторяют все его команды. Каждое своё действие проговаривают совместно
5
Разминка кистей рук
Педагог сжимает кисти рук в замок перед собой. Волнообразными движениями имитирует волну. При выполнении этого упражнения дети проговаривают все свои действия. Дополнительно могут имитировать звуки, исходящие от волны на море
6
Движения корпусом с мячом сидя и лёжа
Педагог предлагает детям на выбор различного цвета и веса мячи. Все участники присаживаются на маты. Располагаются так, чтобы не прикасаться к друг другу. Совместно с педагогом повторяют команды: «Поднимите мяч в верх. Опустите мяч в вниз. Поверните корпус с мячом в право и в лево». Дети проговаривают выполняемые команды и могут вести порядковый счёт: «Раз, два, три, четыре».
7
Перешагивание через степ-платформу
Педагог показывает безопасный способ перешагивания через степ-платформу. Обязательно страхует ребёнка. Все команды воспитанник проговаривает совместно с педагогом: «Подними левую ногу. Поднимаю правую ногу. Встаю на платформу. Опускаю правую ногу. Опускаю левую ногу. Встаю ногами на мат».
8
Ходьба по массажному коврику
Педагог расстилает массажный коврик. Демонстрирует способ прохождения по нему. Воспитанники при поддержке взрослого проходят по спортивному снаряду. Необходимо, чтобы дети делились своими впечатлениями и эмоциями при выполнении упражнения.
9
Ходьба на четвереньках
Педагог предлагает детям опуститься на четвереньки и начать одновременное движение по часовой, а потом против часовой стрелки по матам. Особое внимание уделяется правильности выполнения упражнения, которое практически стимулирует все системы жизнедеятельности организма.
10
Захват и удержание предметов (гантели, мячи, воображаемая штанга) различными способами
Педагог предлагает выполнить статическое упражнение лёжа. Дети, используя спортивный инвентарь (гантели, мячи) или даже без оного (воображаемая штанга) по команде от груди подымают на их вдох, напрягают мышцы рук, а на выдох начинают считать совместно с инструктором от одного до пяти. Закончив счёт, они опускают руки и расслабляются на 10-15 секунд.
11
Покачивание на спине с согнутыми ногами
Упражнение выполняется лёжа на спине. Педагог помогает детям подогнуть ноги к животу и прилагает усилия, чтобы они начали самостоятельно покачиваться. Движения носят маятниковой характер. По завершении упражнения следует расслабление.
12
Покачивание на животе с выгибанием спины
Упражнение выполняется лёжа на животе. Прогибаясь назад, дети руками осуществляют захват ступней своих ног и начинают совершать маятниковые движения. Педагог контролирует правильность выполнения и одновременно страхует детей.
13
Ползание по матам.
Педагог указывает дистанцию и определяет того, кто самостоятельно сможет её проползти, а остальным оказывает физическую поддержку при выполнении этого упражнения.
14
Дыхательная гимнастика.
Быстрый вдох. Длительный выдох с произношением математического счёта: «Один, два, три, четыре…». Воспитанники должны как можно больше произнести слов на выдохе.
15
Расслабление
Педагог предлагает детям лечь на спину. Сделать глубокий вдох и закрыть глаза. Начиная счёт до десяти, он просит воспитанников тихим голосом представить себя на берегу теплого моря, где им очень хорошо и приятно. По завершения счёта все открывают глаза и возвращаются к режиму бодрствования.
16
Подведение итогов
Педагог выстраивает всех участников и произносит приветствие. Отмечает успехи своих подопечных, он объявляет о том, что занятие окончено.
Список литературы:
1.Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. Изд. 2-е/ Е.В. Клочкова.-М.: Теревинф, 2016.-288с.
Интернет ресурсы.
https://fond.predanie.ru/blago/340740/
https://kudo.ru/federation/kudo-dobro/
https://kudodobro.ru/
https://fond.predanie.ru/blago/340740/
https://vk.com/kudo_dobro
http://www.youtube.com/watch?v=RLAMlzkvGCY
http://www.youtube.com/watch?v=8AFRaAV1-xA
http://www.youtube.com/watch?v=h-zeaz-sBhI