Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Занятия по развитию речи на основе фольклора с использованием пальчиковых игр | Легкова Людмила Ивановна. Работа №351370

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена важности развития речи у детей средней группы дошкольного возраста через использование фольклора и пальчиковых игр. В статье рассматривается, как фольклор (песни, потешки, загадки, считалки) способствует речевому развитию детей, развивает их память, внимание, воображение и общую культуру речи. Также подчеркивается роль пальчиковых игр как эффективного метода развития моторики, координации движений и речи. В статье приведены примеры игр и упражнений, а также рекомендации для воспитателей по их организации в процессе обучения.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольники, фольклор, пальчиковые игры, потешки, загадки, считалки, музыкальные игры, моторика, координация движений.

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

 

Легкова Людмила Ивановна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад "Изюминка ", Ростовская область, г. Красный Сулин

Аннотация. Статья посвящена важности развития речи у детей средней группы дошкольного возраста через использование фольклора и пальчиковых игр. В статье рассматривается, как фольклор (песни, потешки, загадки, считалки) способствует речевому развитию детей, развивает их память, внимание, воображение и общую культуру речи. Также подчеркивается роль пальчиковых игр как эффективного метода развития моторики, координации движений и речи. В статье приведены примеры игр и упражнений, а также рекомендации для воспитателей по их организации в процессе обучения.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольники, фольклор, пальчиковые игры, потешки, загадки, считалки, музыкальные игры, моторика, координация движений.

 

Развитие речи у дошкольников — одна из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду. Они активно развивают навыки общения, учат новые слова, развивают грамматический строй речи, а также начинают осваивать более сложные формы общения. Для достижения успешных результатов в развитии речи важно создавать такие условия, которые стимулируют интерес ребенка к слову и развивают его творческое воображение. Одним из эффективных методов являются занятия на основе фольклора с использованием пальчиковых игр.

1. Влияние фольклора на развитие речи детей

Фольклор — это богатое наследие народной культуры, которое включает в себя потешки, загадки, считалки, народные песни, прибаутки и поговорки. В фольклоре содержится яркий образный язык, часто используются рифмованные и звуковые игры, что помогает ребенку воспринимать и запоминать новые слова и выражения.

Фольклорные произведения имеют несколько важных характеристик, которые способствуют развитию речи у детей:

Яркость и образность. Народные песни, потешки, загадки насыщены яркими образами, что развивает у детей ассоциативное мышление и воображение. Например, в потешках используются такие выражения, как "Петя-воробей", "Слоненок на лужайке", что способствует созданию у детей образных представлений и помогает расширять словарный запас.

Рифма и ритм. Множество произведений фольклора построено на рифмах и ритмических структурах, что положительно влияет на развитие слуха и памяти. Постепенно ребенок начинает понимать структуру речи, а рифмованные строки запоминаются легче.

Повторяемость. Сказки, загадки и потешки часто повторяются, что помогает детям быстрее усвоить новые слова, улучшить артикуляцию и речь в целом. Повторение способствует закреплению материала в памяти и развитию речи на автоматическом уровне.

Развитие эмоций и интонации. Работая с фольклорными произведениями, дети учат выражать эмоции через интонацию, что важным образом влияет на развитие их личностных качеств, а также помогает формировать осознанность в процессе общения.

2. Пальчиковые игры как метод развития речи

Пальчиковые игры — это метод, который активно используется в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики, координации движений и речи. Суть пальчиковых игр заключается в использовании пальцев и ладоней для выполнения различных движений, которые сопровождаются словами, песнями или стихами.

Почему пальчиковые игры важны для развития речи:

Развитие мелкой моторики. При выполнении пальчиковых игр активно работают мышцы пальцев, что способствует развитию мелкой моторики. Это, в свою очередь, положительно влияет на развитие речи, так как многие исследования показывают, что развитие моторики и речи у детей тесно взаимосвязаны.

Координация движений. В пальчиковых играх часто используются сложные движения, такие как сгибание и разгибание пальцев, удерживание объектов, что способствует улучшению координации движений. Эта координация напрямую связана с развитием речи, поскольку она помогает детям легче контролировать свои речевые органы (язык, губы и т. д.).

Выражение эмоций через движение. Пальчиковые игры помогают детям не только развивать речь, но и научиться выражать свои чувства через действия. Дети учат связывать слова и движения, что формирует у них способность к более глубокому эмоциональному восприятию и выражению через речь.

Развитие ритмичности. Пальчиковые игры часто сопровождаются рифмованными текстами, что помогает детям развивать чувство ритма, что в дальнейшем улучшает их артикуляцию и интонацию.

3. Примеры пальчиковых игр с элементами фольклора

Включение фольклорных элементов в пальчиковые игры помогает детям легче воспринимать материал и связывать его с реальными образами и персонажами. Вот несколько примеров пальчиковых игр, которые можно использовать на занятиях по развитию речи в средней группе:

1. "Ладушки" (пальчиковая игра и песенка).

В руках — ладошки,

А в ногах — ножки.

Ручки поднимем,

Ручки опустим.

Ладушки, ладушки,

Где были? Где были?

В лесу! В лесу!

Дома! Дома!

В этой игре дети выполняют простые движения с руками, сопровождая их текстом, что развивает координацию и ритм.

2. "Как у нас на пальцах?" (пальчиковая игра с развитием речи).

Как у нас на пальцах?

На большом — зверюшка,

На указательном — колечко,

На среднем — кузнечик,

На безымянном — кошка,

На мизинце — птичка.

Дети выполняют движения, представляя, какие зверушки или предметы могут быть на каждом пальце. Игра развивает не только речь, но и воображение.

3. "Петушок".

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

На крыле — клевер,

На хвосте — перо.

Дети показывают движения пальцами, представляя себе, как петушок кукарекает, а затем поднимают пальцы как перо или гребешок.

4. Рекомендации для воспитателей

Использование повторений. Фольклорные произведения (потешки, загадки, считалки) часто требуют повторений, что способствует запоминанию и закреплению материала. Повторение помогает детям развивать память и внимание, а также улучшает их восприятие речи.

Интерактивность. Важно включать в занятия элементы взаимодействия, например, когда дети не только повторяют за воспитателем, но и самостоятельно показывают движения или создают свои рифмованные строки.

Эмоциональная включенность. При работе с фольклором и пальчиковыми играми важно создать эмоционально насыщенную атмосферу. Это поможет детям лучше воспринимать материал и учить их выразительности речи.

Регулярность занятий. Регулярные занятия с пальчиковыми играми и фольклорными произведениями помогают детям развивать устойчивые речевые навыки и улучшать речевую активность в целом.

Занятия по развитию речи на основе фольклора с использованием пальчиковых игр являются эффективным методом, который способствует комплексному развитию детей. Эти занятия не только улучшают речь, но и развивают внимание, память, воображение, координацию и эмоциональную сферу ребенка. Работа с фольклором и пальчиковыми играми помогает воспитателям создать атмосферу творчества, вовлекающую детей в активную речевую деятельность, а также поддерживает их интерес к языку и культуре с самых ранних лет.

 

Список литературы

Баина М. А. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР // Экономика и социум. 2017. №12 (43).

Гасникова Е. Е. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки. 2024. №3 (72).

Голуб Л. М., Аббасова Л. И. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Теория и практика современной науки. 2018. №5 (35).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/palchikovye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-grammaticheskoy-storony-rechi-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз