Занятия в детском фольклорном ансамбле «Звонница» МУДО «Центр дополнительного образования для детей» Октябрьского района г. Саратова. | Крутоголова Ирина Викторовна. Работа №250797
Автор: Крутоголова Ирина Викторовна
Основная задача создания фольклорного ансамбля – это знакомство с огромным наследием русской культуры, дать почувствовать духовную связь с далёкими и близкими предками; дать возможность почувствовать ощущение при непосредственном участии в народных праздниках, на концертных площадках; уметь сценически воспроизводить народную песню; научиться простой песенной хореографии.
МУДО Центр дополнительного образования для детей
Октябрьского района г. Саратова.
(из опыта работы педагога дополнительного образования Крутоголовой И.В.)
Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Мир музыкальных звуков окружает ребёнка с самого рождения. И на протяжении всего периода жизни, в недалёком прошлом, можно было наблюдать, как дети обращались к солнцу, радуге, дождю и ветру, как правило, не проговаривая, а пропевая свои заклички. Можно и сейчас услышать дразнилки, считалки, сложные скороговорки. Исполняются многие песенки различными персонажами в сказках: поёт колобок, поют козлята и волк, поёт лиса, петушок и др. Популярны у детей и простые колыбельные песенки. Такое незатейливое пение воспитывает у ребёнка чувство ритма, рифмы, развивает музыкальный слух, память, тренирует неокрепший голос, развивает лёгкие, дыхание. Так как большинство закличек, приговорок, дразнилок поются полным открытым голосом, то это способствует оздоровлению развивающегося организма ребёнка. Песенки помогают детям интересно провести игру, организовать её. Припевки иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей. Как правило, песенки сопровождаются движениями, ритм фиксируется хлопками, притопами, прыжками.
Традиционный детский фольклор формировался у деревенских детей. Это было связано с сельскохозяйственным трудом, бытом деревни, природой и животным миром. Собирая грибы и ягоды, ребята нередко напевали множество приговорок, чтобы грибы и ягоды нашлись, не прятались от них. В жарких областях России, где летом необходимы и желанны дожди, дети пели множество закличек дождю, а в северных областях чаще звучали заклички солнцу и ветру.
Детский фольклор можно разделить на несколько жанров. Наиболее обширный – календарный, включающий в себя: колядки, веснянки, заклички (обращения к различным явлениям природы). Большое распространение получил потешный фольклор, включающий в себя прибаутки, небылицы, дразнилки, которые помогают развеселить, потешить себя и своих сверстников. Ведущее место в детском творчестве занимает игровой фольклор, разделяющийся на драматическое обыгрывание, музыкальное сопровождение спортивных игр и хороводные песни с обыгрыванием сюжета. На примере моей работы с фольклорным ансамблем Звонница можно проследить эстетическое и образовательное развитие детей.
Основная задача создания фольклорного ансамбля – это знакомство с огромным наследием русской культуры, дать почувствовать духовную связь с далёкими и близкими предками; дать возможность почувствовать ощущение при непосредственном участии в народных праздниках, на концертных площадках; уметь сценически воспроизводить народную песню; научиться простой песенной хореографии.
Фольклорный ансамбль Звонница существует 2 года. В современных условиях трудно набрать группу такого направления, так как с фольклорным песенным творчеством дети знакомы очень поверхностно. В связи с этим, надо особое внимание уделять прослушиванию детей. В своей практике я применяю полный охват учащихся. Чтобы они имели представление в чём суть народного пения, я быстро разучиваю для распевания с группой лёгкую интересную песенку. Дополнительно это даёт возможность наблюдать за детьми, выделять наиболее эмоциональных. Общая распевка даёт время для раскрепощения детей и облегчает проведение индивидуального прослушивания. Сразу на прослушивании рассказываю о целях и задачах фольклорного ансамбля.
Основная задача создания фольклорного ансамбля – это знакомство учащихся с важной частью огромного культурного наследия. Проявить у детей интерес к народной песне.
Главным звеном занятий является распевание. Оно включает: упражнения на дыхание, звукообразование и звуковедение, отрабатывает дикцию и артикуляцию. Постепенно включается и двухголосие.
Уже при распевании важное место должна занимать индивидуальная работа, позволяющая добиваться уверенности каждого певца, его ответственности. Одновременно с этим выявляются индивидуальные качества певцов для подбора репертуара сольного исполнения.
В течение года проводятся несколько больших праздничных мероприятий. Из них для фольклорного ансамбля являются наиболее интересными три праздника: святочные посиделки с гаданиями, проводы Масленицы.
На таких мероприятиях в полной мере удаётся показать связь фольклора с жизненными обстоятельствами и природой.
Русский фольклор насчитывает более пятидесяти музыкальных песенных жанров. Перед руководителем стоит задача рассказать о наиболее обширных и значимых жанрах, показать музыкальные образцы в исполнении известных коллективов, а также записи экспедиций в различные области России и деревни родного края.
Ещё одна важная часть работы – это хореография. Для участников эти занятия очень интересны и с познавательной точки зрения, а также с высоким эмоциональным настроем.
Сольное исполнение – вершина песенного исполнения, особенно пения без сопровождения. Обязанность руководителя тщательно подобрать репертуар с учётом вокальных и сценических данных ребёнка, его возрастных особенностей и диапазона голоса.
Тематический материал может быть самым различным, однако, это должны быть образцы народного творчества.
С каждым годом всё меньше и меньше остаётся людей, которые непосредственно знакомы с фольклором и могут воспроизводить его песенные образцы. Следовательно, большая ответственность лежит на фольклористах, которые должны обеспечить существование этого, ставшего популярным в наше время, редкого жанра.
HYPER13PAGE HYPER15
1