Запуск речи у неговорящих детей | Миллер Мария Андреевна. Работа №348654
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы и методы, направленные на запуск речи у неговорящих детей. Особое внимание уделено роли учителя-дефектолога в процессе коррекции речевых нарушений и создании условий для развития речевой активности. Обсуждаются современные методики стимуляции речевой деятельности, а также значимость комплексного подхода, включающего работу с родителями и другими специалистами.
Ключевые слова: запуск речи, неговорящие дети, дефектолог, речевые нарушения, стимуляция речи, дошкольный возраст.
ЗАПУСК РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Миллер Мария Андреевна, учитель-дефектолог
МАДОУ ПГО "Центр развития ребёнка - детский сад №70", г. Полевской
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы и методы, направленные на запуск речи у неговорящих детей. Особое внимание уделено роли учителя-дефектолога в процессе коррекции речевых нарушений и создании условий для развития речевой активности. Обсуждаются современные методики стимуляции речевой деятельности, а также значимость комплексного подхода, включающего работу с родителями и другими специалистами.
Ключевые слова: запуск речи, неговорящие дети, дефектолог, речевые нарушения, стимуляция речи, дошкольный возраст.
Запуск речи у неговорящих детей — одна из важнейших задач, стоящих перед специалистами в области коррекционной педагогики. Неговорящий ребенок может испытывать трудности не только с вербальной коммуникацией, но и с общей когнитивной и эмоциональной сферой. Это может привести к задержкам в социальном и психическом развитии, что подчеркивает необходимость раннего вмешательства и целенаправленной работы.
Для того чтобы запустить речь у ребенка, учитель-дефектолог должен комплексно оценить состояние ребенка, выявить возможные причины задержки речевого развития, такие как нейрофизиологические проблемы, нарушения слуха, интеллектуальные особенности, а также учитывать эмоционально-волевую сферу. Важным этапом в работе с неговорящими детьми является диагностика, которая позволяет определить уровень развития понимания речи, состояние слухового восприятия, наличие невербальной коммуникации и реакцию ребенка на обращение к нему.
Один из основных подходов к запуску речи у неговорящих детей — это использование методов стимуляции речевой активности. Это методы, направленные на активизацию познавательных процессов, развитие мотивации к общению, а также создание условий для появления первых слов и фраз. Одним из таких методов является игротерапия, которая особенно важна в дошкольном возрасте. Через игровые ситуации дети легче включаются в коммуникацию, развивают интерес к звукам, словам и их значению. Игровые упражнения с повторением звуков, слогов и слов позволяют детям начать осознавать структуру речи, учат их использовать голос для выражения своих потребностей и желаний.
Существенным компонентом в работе с неговорящими детьми является использование специальных игровых и технических средств. Например, широко применяются логопедические тренажеры, карточки с изображениями предметов и действий, программы для развития слухового восприятия и артикуляционной моторики. Использование наглядных материалов позволяет детям связывать зрительные образы с речевыми единицами, что способствует формированию первых элементов речи.
Не менее важную роль играет развитие моторики, особенно мелкой моторики, которая тесно связана с речевой деятельностью. Дефектологи часто используют различные упражнения для пальцев и рук, поскольку развитие мелкой моторики стимулирует активизацию зон мозга, ответственных за речь. Это могут быть упражнения с мелкими предметами, рисование, лепка, работа с конструктором и другие виды деятельности, способствующие координации движений.
Кроме того, большой вклад в запуск речи у неговорящих детей вносят дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Многие дети, имеющие задержки в речевом развитии, сталкиваются с трудностями в произнесении звуков из-за недостаточной артикуляционной активности. Дыхательная гимнастика помогает развивать контроль над дыханием, необходимый для произнесения звуков, а упражнения для губ, языка и щек способствуют укреплению мышц, отвечающих за произношение.
Также следует учитывать важность эмоционального контакта с ребенком. Часто у неговорящих детей нарушена не только вербальная коммуникация, но и эмоциональная связь с окружающими. Поэтому одним из первых шагов на пути к запуску речи является создание доверительной и комфортной атмосферы, в которой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Это может включать тактильный контакт, использование невербальных способов общения, таких как жесты, мимика, звуковые реакции. Важно поддерживать эмоциональный отклик на любые попытки ребенка взаимодействовать с окружающими.
Одним из эффективных способов работы с неговорящими детьми является методика поэтапного обучения речи. Суть этого метода заключается в постепенном усложнении задач: от простых звуков и слогов к словам, от слов к коротким фразам. Каждая успешная попытка должна подкрепляться положительной реакцией взрослых, что усиливает мотивацию ребенка к продолжению речевой деятельности.
Комплексный подход, основанный на взаимодействии различных специалистов (дефектологов, логопедов, психологов) и родителей, также является ключевым элементом успешного запуска речи у неговорящих детей. Родители играют важную роль в поддержке речевого развития, так как речь должна стимулироваться и за пределами занятий с дефектологом. Рекомендации по проведению домашних упражнений и игр, направленных на развитие речи, помогают закрепить навыки, полученные на занятиях.
Таким образом, запуск речи у неговорящих детей — это длительный процесс, требующий комплексного и систематического подхода. Важно использовать разнообразные методы и приемы, включая игровые, моторные, дыхательные и артикуляционные упражнения. Большую роль играют также эмоциональная поддержка, позитивное подкрепление и сотрудничество с родителями. Только при соблюдении всех этих условий можно добиться успешного запуска речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволит им в дальнейшем развиваться и успешно адаптироваться в социальной среде.
Список литературы
Лалова
Т. О.
Эффективные методы запуска речи у неговорящих детей
// Вестник науки. 2024. №6 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-metody-zapuska-rechi-u-negovoryaschih-detey (дата обращения: 24.10.2024).
Логопедический тренинг по запуску речи: Система работы с неговорящими детьми 3–7 лет: учебно-методическое пособие / Г. А.
Османова
, О. Г. Ивановская, М. С. Юрова. — Санкт-
Петербург :
КАРО, 2022. — 176 с
.
Никитенко, А. В. Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей / А. В. Никитенко, Е. А. Фролова. —
Текст :
непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI
Междунар
. науч.
конф
. (г. Пермь, апрель 2015 г.). —
Пермь :
Меркурий, 2015. — С. 218-222. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7603/ (дата обращения: 24.10.2024).
Тараканова О. Н. Консультирование родителей неговорящих детей // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konsultirovanie-roditeley-negovoryaschih-detey (дата обращения: 24.10.2024).