Защита детей от домашнего насилия и жестокого обращенияжестокого | Трунтаева Елена Александровна. Работа №297853
Автор: Трунтаева Елена Александровна
Как защитить детей от жестокого обращения.
Воспитание ребёнка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоёмкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребёнка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка.
Защити детей от насилия и жестокого обращения.
Воспитание ребёнка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоёмкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребёнка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка.
Положение ребёнка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребёнок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.
Ситуация ещё более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье, сегодня крайне важный вопрос, который требует серьёзного подхода.
Как влияет физическое наказание на жизнь ребёнка в целом.
физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- угрозы в адрес ребёнка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренное ограничение общения ребёнка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
- отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
- неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции;
- нежелательный ребёнок;
- умственные или физические недостатки ребёнка;
- «плохое» поведение ребёнка.
Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, ещё больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приёмных родителей.
Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребёнка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Сведения о фактах жестокого обращения с ребёнком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребёнка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
- состояние здоровья и внешний вид ребёнка (опасное для жизни ребёнка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребёнка и др.);
- особенности поведения ребёнка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
- низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребёнка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
- отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребёнок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
- задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
- заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Все выявленные семьи делятся на семьи группы риска и семьи, где дети находятся в социально опасном положении.
К семьям первой категории относятся конфликтные семьи. Сложные взаимоотношения между супругами в таких семьях часто приводят к тому, что они много времени уделяют выяснению отношений друг с другом, а дети в это время остаются без должного внимания и заботы. Как семьи группы риска, специалистами также рассматриваются «внешне благополучные семьи», в которых, несмотря на внешние признаки благополучия, ребёнок не чувствует себя комфортно, что негативно сказывается на его психическом здоровье.
Учёт детей, проживающих в семьях группы риска, ведётся учреждениями образования, которые посещают дети. Ситуация контролируется социально-психолого-педагогическими службами этих учреждений. Сотрудники данных служб регулярно посещают семьи на дому, осуществляют профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями. Целью проводимой деятельности является предотвращение жестокого обращения с детьми. Не менее раза в полугодие результаты деятельности с ребёнком и его семьей анализируются, вносятся изменения в план работы, делаются выводы о целесообразности снятия семьи с учёта в случае улучшения микроклимата в семье либо о переводе семьи в категорию учёта №2.
По семьям второй категории составляется межведомственный план защиты прав ребёнка. После проведения психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление проблем в конкретной неблагополучной семье, специалистами социально-психолого-педагогических служб учреждений образований составляется индивидуальный план помощи семье и детям, планы коррекционно-реабилитационной работы с привлечением педагога-психолога, социального педагога, медицинской сестры, а также специалистов социально-педагогических центров, работников инспекции по делам несовершеннолетних, учреждений культуры, социальной защиты и других учреждений.
Родители помните!
• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полтцию.
• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.