Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Защита социального проекта "Музей в школьном портфеле" | Шукина Людмила Владимировна. Работа №354343

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Социальный проект на тему "Музей в стареньком портфеле" был реализован в рамках Всероссийской акции "Я гражданин России", целью которого было формирование интереса к истории родной школы средствами музейной педагогики. Задачами проекта были: исследование и изучение истории школы, школьных принадлежностей; документирование истории школы путем выявления, сбора, изучения,  и хранения музейных предметов и др.       В данной публикации представлено выступление команды на защите проекта.

Всероссийская акция «Я гражданин России»

 

Защита социального проекта

«Музей в стареньком портфеле»

 

(Слайд 1)

 

1. Со страной шагая в ногу,

В акции «Я – гражданин!»

Социальные проекты

Смело в жизнь мы воплотим!

 

2.Ведь проблем вокруг так много-

Школа, экология, друзья…

Их решить, чтоб жить нам лучше,

Может кто, если не я?

 

Песня на мотив «Жираф»

Есть на свете место очень шумное,

Где уроков целых 6 подряд.

Это наша школа Воробейнская-

Здесь немного учится ребят. (Слайд 2)

 

Припев: До чего же, до чего же,

Всем нам хочется, братцы,

О своем проекте рассказать вам.

До чего же хочется, братцы,

О своем проекте рассказать вам.

 

Время проведем вполне приятно мы,

Вместе будем петь и танцевать.

И в музее нашем школьном

Экспозицию о школе нам б создать!

 

- (Слайд 3) Учащиеся Воробейнской средней общеобразовательной школы представляют социальный проект «Музей в стареньком портфеле»!

 

(Слайд 4) Цель проекта: Формирование интереса к истории родной школы средствами музейной педагогики.

 

Задачи проекта:

Исследование

истории школы, школьных принадлежностей

путем сбора, изучения музейных экспонатов

.

Объединение усилий педагогов, обучающихся, родителей, общественности, направленных на пополнение школьного музея экспонатами.

Создание экспозиции в школьном музее «Летопись школьных лет».

Освоение новых инновационных форм музейной работы.

 

(Слайд 5) 1 этап. Мы выбираем проблему!

 

На первом этапе работы над проектом наша инициативная группа, занимаясь выявлением проблем микросоциума, определила, что по результатам анкетирования 45% всех опрошенных выступают за создание в школьном музее экспозиции «Летопись школьных лет», в то время как по остальным проблемам микросоциума голоса распределились следующим образом:

 

благоустройство и озеленение пришкольного участка-

15%;

 

организация досуга и молодежи-

15%;

 

благоустройство классных комнат-

25%.

 

 

Да, проблемы, так проблемы,

Но одной прониклись мы,

Больше всех она задела

Наше сердце и умы.

 

 

(Слайд 6)-Актуальность проблемы:

Всё, что изучается в школе, - это культурный опыт прошлого. Говорят, что без прошлого нет будущего. Происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг - успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Ниточкой между прошлым и настоящим служит школьный музей!

 

-Именно поэтому в нашей школе несколько лет назад был создан музей, где уже собрано достаточно много материала и экспонатов, которые были собраны во время поисковых экспедиций по селам нашего района. Но, к сожалению, в нем недостаточно экспонатов, посвященных истории родной школы, школьным принадлежностям прошлых лет. А ведь наша школа имеет богатую и интересную историю, берущую начало с 1886 года! Интересны судьбы директоров, учителей, выпускников школы. И нам хотелось бы рассказать об этом следующим поколениям. (Слайд 7)

 

-Проблем так много сложных перед нами стало,

Но выбор делать нам не в первый раз!

Решили память о родимой школе

Оставить будущим ученикам в наказ!

 

2 этап. Мы исследуем проблему! (Слайд 8)

Для того, чтобы приступить к реализации проекта, нам необходимо было собрать и проанализировать информацию.

 

Цель нашу дружно обсудили,

План действий мы оговорили.

На группы быстро поделились,

Со сроками определились.

 

На втором этапе работы над проектом мы занялись сбором информации, работая в 4 группах: «Социологи», «Аналитики», «Правоведы», «Эксперты».

 

(Слайд 9) Группа «Эксперты» обратилась к компетентным специалистами для получения взвешенной, аналитической информации. Мы встречались и беседовали с администрацией нашей школы: директором Сахаровой Г. Л., Советником директора Сахаровой В.В. Они поддержали нашу инициативу, признав, что проблема действительно существует.

Кроме того, в качестве экспертов в рамках проекта «Школьный музей» РДШ выступили сотрудники ведущих музеев страны, которые дали исчерпывающую информацию по организации музейной работы в школе.

 

(Слайд 10) Правоведы изучили нормативно- правовую базу избранной проблемы:

Закон Российской Федерации

«О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 № 15-ФЗ.

«О деятельности музеев в общеобразовательных учреждениях»

Письмо Министерства образования РФ от 12 марта 2003 г. № 28-51 -181/16

Методические рекомендации

«О создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно- воспитательные функции музейными средствами»

(Приложение к письму Министерства просвещения России от 08.07.2020 №06-735

)

Российской Федерации законы о музеях мы прочли -

Много интересного нашли.

Делаем мы дело людям служащее,

Если память в жизни есть- есть и будущее!

 

Изучив нормативно-правовые документы, регулирующие музейную деятельность, мы убедились, что можем заниматься данной проблемой.

 

(Слайд 11) Социологи опросили 50 респондентов , представителей различных социальных групп и возрастов. Большинство из них (80%) поддержали инициативу создания в школьном музее экспозиции, посвященной истории школы, ее бывшим учителям, выпускникам.

(Слайд 12) Что касается тематики экскурсий, то 60% опрошенных интересуют экскурсии, посвященные школьным принадлежностям советского периода.

(Слайд 13) Аналитики занялись изучением информации по данной проблеме в СМИ (Интернет, газеты, журналы), знакомились с опытом решения подобной проблемы. Нами были проанализированы публикации по вопросам музейной работы и ее инновационным формам в сети Интернет, «Учительской газете», «Брянской Учительской газете» и газете «Жирятинский край».

 

В этих газетах

Найдем мы всегда

Очерки, фото, рассказы людей

Про свой необычный школьный музей!

 

Мы узнали, что в последнее время идет поиск инновационных форм музейной работы, одной из которых является «Музей в чемодане». В рассмотренных СМИ познакомились с опытом решения данной проблемы.

В результате бесед с компетентными специалистами, проведения социологического опроса, изучения законодательных материалов СМИ, сети Интернет, литературы, мы выяснили, что определенная нами на 1 этапе тема актуальна, и нам нужно больше уделить внимания историческому прошлому школы. Для ее разрешения необходимо было продумать собственные пути разрешения проблемы.

 

(Слайд 14 ) 3 этап. Мы планируем.

Цель: разработать собственный план действий по реализации проекта.

 

Для осуществления проекта разработали план действий.

Что мы можем сделать, чтобы создать экспозицию, посвященную истории школы? Что мы должны сделать, чтобы активизировать музейную работу?

Авторы лучших идей приняли участие в Параде идей, где представили и защитили свои идеи:

Экспедиции по сбору экспонатов, их изучение.

Изучение архивных данных по истории школы.

Создание витрины «Школьные принадлежности советского времени»

Оформление стенда «Учителями славится Россия…»

Создание уголка, посвященного пионерской организации

Разработка цикла экскурсий с учётом возрастных особенностей обучающихся с использованием технологии «Музей в чемодане».

Разработать тематическое занятие по школьным принадлежностям советского времени

«Музей в стареньком портфеле»!

 

 

Мы идеи подавали, чтобы образ получить,

Тот, который намечали, в результате получить.

После долгих обсуждений набросали быстро план-

Он пришелся всем по нраву,

И «зеленый свет» ему был дан!

 

 

лайд 15) «Музей в чемодане»- это одна из инновационных, интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами. Эта форма работы сегодня активно внедряется в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Все экспонаты можно трогать, ощущать, в ходе мероприятия постоянно ведется диалог. Благодаря её мобильности, можем также активно использовать для организации выездных выставок, проведения экскурсий в соседних школах, тематических занятий с дошкольниками.

 

(Слайд 16) Ожидаемые результаты:

Получение целостной картины по истории развития родной школы и ее традиций.

Созданная тематическая экспозиция

«Летопись школьных лет»,

посвященная истории школы, бывшим учителям и директорам школы, пионерской и комсомольской организациям школы, школьным принадлежностям прошлого.

Развитие организаторских, творческих способностей обучающихся, овладение ими навыками поисковой и исследовательской деятельности, навыками профессионального самоопределения.

Использование материалов музея на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях и родительских собраниях на основе инновационной технологии

«Музей в чемодане»

.

 

(Слайд 17) 4 этап. Мы действуем!

 

-Итак, теперь можно действовать смело!

Очень быстро работа у нас закипела.

 

Кипела работа все ночи и дни:
Ходили, просили, беседы вели,

Экспонаты собрали, оформили стенды,

(Слайд 18) Экскурсии с портфелем мы провели.

 

(Слайд 19) Много ценного находим-

Каждый житель помогает,

Для хранения в музее-

Уже места не хватает.

 

Все страницы школьной истории:

Фотографии, факты – всё здесь.

С малой папки все начиналось,

А теперь сколько стендов уж есть!

 

Выполняя соцпроект наш,

Мы старались, как могли.

И, конечно, много акций

Самых разных провели!

 

(Слайд 20)- В Брянском архиве узнали о здании,

Где началось в селе образование,

Крестьянских детей обучение и воспитание.

 

(Слайд 21) Того уж здания, к сожалению, нет,

С 1963 года в новом здании школы

Ученья пробивается свет.

 

лайд 22)Мы в музее поиграем, порисуем, сделаем макет,

И споём, и потанцуем, выполним проект,

 

- Исследовательскую работу музей поможет написать,

Каждый уголок многое нам может рассказать.

 

(Слайд 23 )-Свой проект мы социальный

Представляли всем вам здесь,

Вот итог работы нашей:

Экспозиция о школе

И у нас в музее есть!

 

-Школьный музей – это детства привет,

Юности ласковый взгляд;

И хоть дороги в прошлое нет,

Мечтаем вернуться назад:

 

-Предлагаем путешествие в прошлое совершить,

Ведь не зная истории, трудно прожить.

 

(Гость из прошлого)

 

(Слайд 24)-Подводя итоги работы над проектом, мы сделали для себя важные выводы:

Главное: МЫ создали экспозицию, посвященную истории школы.

Для этого:

Мы- собрали 112 экспонатов!

МЫ- провели …экскурсий и тематических занятий!

МЫ- овладели технологией «Музей в чемодане»

МЫ- овладели разными видами деятельности (работа со СМИ. проектирование, проведение социологических исследований, обработка нормативных документов)

Мы- научились работать в группе, брать интервью, вести социальную переписку и деловые беседы.

 

Наш проект:

-объединил школьников, учителей, родителей, жителей села в решении проблемы сохранения исторической памяти.

- показал, что для решения проблемы иногда требуется лишь желание и объединение усилий для ее решения.

-получил высокую оценку общественности.

 

 

-Наш музей – это наше богатство,

По крупицам собиралось оно.

Наше общее школьное братство

Сохранить обязалось его!

 

Слайд 25. Спасибо за внимание!

 

 

 

«Гость из прошлого» (мальчик в школьной форме)

 

-Добрый день, ребята. Я тоже ученик, но только из далекого прошлого, когда в школу ходили ваши бабушки и дедушки. У меня очень красивая форма, но она отличается немного от вашей. А также у меня красивая октябрятская звездочка. Я пришел к вам со стареньким портфелем. Хотите в него заглянуть? Что же лежало внутри портфеля у ваших бабушек и дедушек такого, чего нет у нас?

 

-Пенал ...Каких только пеналов нет в наших магазинах: и больших и маленьких, с полным набором канцелярских товаров и без... В нашем портфеле вы видите пенал 80-х годов прошлого века, с такими пеналами ходили скорее не бабушки, а ваши мамы.

 

-В пенале, который вы видите, лежат обычные шариковые ручки. Такими писали ваши мамы, а вот бабушки писали совсем другими ручками — перьевыми.

 

-Ручка была деревянная со стальным наконечником, куда вставлялось специальное пёрышко. Перья были разные по размеру и форме и носили интересные названия, например, «казачок» или «лягушка», «звездочка».

Писать ими было очень сложно, поэтому когда дети приходили в первый класс, они учились писать сначала простым карандашом.

В школе был специальный предмет, который назывался чистописание.

Только после того, как ученик научился писать аккуратно и красиво карандашом, ему разрешалось писать чернилами, и только тогда он мог взять в руки перьевую ручку.

 

-Но для того, чтобы писать этими ручками, необходимо было специальное приспособлениечернильница -непроливайка. Эта чернильница внутри устроена так, что если её наполнить чернилами и случайно опрокинуть, чернила из неё не выльются. Такая чернильница стояла у каждого школьника на парте, и дежурный по классу перед уроком должен был наливать в неё чернила.

 

-При письме этой ручкой, конечно, не обходилось без клякс. Тогда на помощь приходила вот такая бумажка, а называлась она промокашка. Она была нужна также, чтобы промокнуть написанный текст, чтобы он не расплылся, когда переворачиваешь страничку тетради.

 

-А еще в портфеле наших дедушек и бабушек лежали счеты - механическое устройство, которое очень просто устроено, но было незаменимо  для  решения примеров. Счёты – это рама с нанизанными на спицы костяшками по 10 штук на каждой. Рассмотрите счеты из нашего портфеля. Ребята в школе учились считать, передвигая по спицам костяшки, при сложении костяшки придвигали, при вычитании – убирали.

 

-А это первые учебники школьника во все времена - Букварь и Азбука. Посмотрите, как выглядели буквари, по которым учились ваши бабушки и мамы.

 

-Трафарет — мечта школьника 1980-х годов. С его помощью рисовали стенгазеты, объявления и многое другое

 

 

-Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей.

На обратной стороне печатались правила поведения школьников,

таблица умножения или слова песен:

«Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок»,

«То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», «Гимн СССР».

 

- Копировальная бумага - ксерокс того времени. Это - тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения копии документа при письме карандашом, шариковой ручкой или печати на пишущей машинке

- Советская «флешка» — канцелярская папка, которая перекочевала в школу из советских контор. Папки форматом поменьше использовали исключительно для дневника и тетрадей.

 

-Думаю, наш старенький школьный портфель рассказал вам много интересного!

 

 

- Приходите к нам в музей,

Мы порадуем гостей:

Квест, игра и мастер-класс-

В общем, весело у нас!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×