"Зависимость: в плену иллюзий" | Беленькова Ольга Ивановна . Работа №363186
Зависимость -это коварный враг, который постепенно подчиняет себе жизнь человека, лишая его свободы выбора, здоровья и счастья.Это не просто вредная тпривычка, а серьезное хроническое заболевание, поражающее как тело так и разум. Виды зависимости: существует множество видов зависимости, но их можно разделить на две основные категории.
Зависимость: в плену иллюзий
Зависимость – это коварный враг, который постепенно подчиняет себе жизнь человека, лишая его свободы выбора, здоровья и счастья. Это не просто вредная привычка, а серьезное хроническое заболевание, поражающее как тело, так и разум.
Что такое зависимость?
Зависимость – это навязчивая потребность в определенном веществе или деятельности, которую человек не может контролировать, несмотря на осознание негативных последствий. Она характеризуется компульсивным поведением, потерей контроля и абстинентным синдромом (ломкой) при прекращении употребления или выполнения действия.
Существует множество видов зависимости, но их можно разделить на две основные категории:
• Химические зависимости: Связаны с употреблением психоактивных веществ (ПАВ), таких как алкоголь, наркотики, табак, лекарственные препараты. Эти вещества изменяют химические процессы в мозге, вызывая эйфорию или облегчение, что приводит к формированию сильной тяги.
• Нехимические (поведенческие) зависимости: Связаны с навязчивыми действиями, такими как азартные игры, интернет-зависимость, шопоголизм, трудоголизм, зависимость от еды, секс-зависимость. Эти действия стимулируют центры удовольствия в мозге, приводя к аналогичной зависимости, как и при употреблении ПАВ.
Зависимость формируется постепенно, проходя несколько стадий:
1. Экспериментирование: Первый опыт употребления вещества или совершения действия. Человек может испытывать любопытство, желание расслабиться или соответствовать ожиданиям окружающих.
2. Регулярное употребление/выполнение: Действие начинает повторяться, становится привычным способом справляться со стрессом или получать удовольствие.
3. Толерантность: Организм привыкает к веществу или действию, и для достижения прежнего эффекта требуется увеличивать дозу или интенсивность.
4. Зависимость: Возникает неконтролируемая тяга (компульсия), человек теряет контроль над своим поведением и испытывает абстинентный синдром при попытке прекратить употребление или выполнение действия.
5. Хроническая зависимость: Зависимость становится образом жизни, разрушая физическое и психическое здоровье, социальные связи и финансовое благополучие.
Формированию зависимости способствуют различные факторы:
• Генетическая предрасположенность: Наличие зависимых в семье повышает риск развития зависимости у потомков.
• Психологические факторы: низкая самооценка, депрессия, тревожность, стресс, травмы, одиночество, отсутствие цели в жизни.
• Социальные факторы: давление сверстников, влияние СМИ, доступность ПАВ, неблагополучная обстановка в семье, социальная изоляция.
• Биологические факторы: Нарушения в работе нейромедиаторов (дофамина, серотонина), ответственных за удовольствие и мотивацию.
Зависимость оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизни человека:
• Физическое здоровье: разрушение внутренних органов, хронические заболевания, передозировки, повышенный риск инфекций, преждевременная смерть.
• Психическое здоровье: депрессия, тревожность, психозы, снижение когнитивных функций, суицидальные мысли и попытки.
• Социальная сфера: конфликты с семьей и друзьями, потеря работы, социальная изоляция, проблемы с законом, бедность, бездомность.
Предотвратить зависимость гораздо легче, чем ее лечить. Основные направления профилактики:
• Повышение осведомленности: информирование о вреде ПАВ и зависимостей, развеивание мифов, обучение навыкам сопротивления давлению.
• Развитие здоровых стратегий: обучение способам справляться со стрессом и эмоциями без употребления ПАВ или навязчивых действий (спорт, творчество, общение с друзьями, медитация).
• Укрепление социальных связей: поддержка здоровых отношений в семье и с друзьями, участие в общественной деятельности, развитие социальных навыков.
• Развитие самооценки и уверенности в себе: помощь в осознании своих сильных сторон, постановке целей и достижении успеха.