Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Здоровьеформирование как базовая компетенция педагога физической культуры | Мой кабинет. Работа №354054

Дата публикации:
Автор:
Описание:

На современном этапе развития российского общества возрастает значение формирования здоровья подрастающих поколений. Такой подход становится приоритетной ценностью государственной социально-экономической политики. Формирование физической культуры и культуры здоровья – социальный заказ общества учреждениям образования и дополнительного образования, физкультурно-спортивным детско-юношеским организациям.

ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЕ КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.Н. Шлыкова
На современном этапе развития российского общества возрастает значение формирования здоровья подрастающих поколений. Такой подход становится приоритетной ценностью государственной социально-экономической политики. Формирование физической культуры и культуры здоровья – социальный заказ общества учреждениям образования и дополнительного образования, физкультурно-спортивным детско-юношеским организациям.
Для того чтобы выполнение этого заказа, наконец, приобрело позитивные тенденции, то есть чтобы школы и вузы заканчивали здоровые выпускники, необходим комплексный и системный подход к организации здоровьеформирования в образовательном пространстве, в педагогической деятельности.
Во-первых, администрации учреждений образования, директора и завучи школ должны исходить в своей деятельности по планированию работы школы, вуза и др. из того, что базовой целью этой работы является здоровьесбережение. Учить и воспитывать в ущерб здоровью беспринципно и, в конечном итоге, невыгодно для государства. Учить больных (особенно с нервно-психическими заболеваниями и отклонениями) и невоспитанных детей и молодых людей гораздо труднее и менее эффективно, чем здоровых. А потому как бы ни пытались некоторые преподаватели утверждать, что их задача – учить (как говорят иногда: Я лекцию прочитал, а дальше не моё дело), - нет, настоящий, да и просто эффективный учитель только тот, кто ставит своей целью содействие в самореализации личности учащегося (студента) через образование и самообразование его, основанные на прочном фундаменте воспитанности и здоровья.
Таким образом, забота о здоровье, воспитание и образование в ракурсе самоактуализации личности – триединая цель, сверхзадача и проблема, которую должны решать педагоги, все работники образования, родители. Более того, это социальная, государственная проблема. Поэтому дело директора школы (ректора) совместно со специально назначенным организатором по оздоровительному направлению в работе образовательного учреждения планировать комплексное её решение. Первое и главное – постоянный контроль умственных нагрузок учащихся. Здоровьесберегающие технологии, методы, приёмы, средства и формы работы должны быть направлены на уменьшение домашних (особенно письменных) заданий, цель которых часто - в облегчении проверки учителем. Только уменьшив перегрузки, можно увеличивать физкультурные занятия, иначе у детей явно не будет времени, а соответственно и желания, заниматься ими.
Оздоровительный блок занятий и дел может включать в себя: уроки физической культуры; общие обязательные физкультурные занятия (например, одна физкультурная перемена в смену; еженедельный кросс класса; школьный кросс раз в четверть и т.п.); спортивные секции по выбору; спортивные соревнования и олимпиады; хореографические занятия; спортклуб; ежедневное функционирование спортплощадки или стадиона бесплатно для школьников (студентов); оздоровительные занятия в бассейне; врачебный мониторинг; руководство и координацию всех видов деятельности.
Во-вторых, преподаватели всех дисциплин учреждений образования в своём арсенале организации педагогического процесса должны владеть здоровьесберегающими технологиями.
Здоровьеформирующие технологии – это те или иные системы организации учебно-воспитательного процесса, в которых:
- основная цель образования (развитие и самоактуализация учащихся) не вступает в противоречие с базовой потребностью личности в охране и укреплении здоровья;
- сверхзадачей любого занятия, предмета (курса), любых взаимоотношений учреждения образования и учащихся является сохранение физического, психического и духовного здоровья субъектов педагогической деятельности;
- специально создаются гигиенические, психогигиенические и педагогические условия для сохранения, коррекции и укрепления здоровья.
Но если в профессиограммах преподавателей математики, истории, других предметов забота о здоровье учащихся может быть выражена здоровьесберегающей компетенцией (владение личностно центрированным, фасилитаторским подходами, технологиями выхода из конфликтов, создания ситуаций успеха, медико-биологическим просвещением и т.п.), то роль учителя физической культуры в деле сохранения и укрепления здоровья детей и молодёжи поистине уникальна.
Таким образом, в-третьих, ключевой фигурой в достижении основной цели политики государства в области физической культуры и спорта (оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения) является учитель физической культуры.
Поскольку во всех государственных министерских и региональных программных документах в иерархии целей предмета Физическая культура на первое место ставится оздоровление учащихся, естественно, что работа педагога по этому предмету должна оцениваться не по спортивным достижениям отдельных воспитанников, а по мониторингу состояния здоровья и физического развития всех его подопечных (в положительной динамике). Цель и смысл педагогической деятельности преподавателя физической культуры – оздоровление учащихся (студентов) средствами своего предмета.
Именно к такой деятельности должен подготовить педагогический вуз своих выпускников – будущих учителей физической культуры. Для этого необходимо:
- ориентировать спортивные дисциплины и их методики на мотивирование здорового образа жизни, формирование ценностных приоритетов (и престижности) здоровья и физического совершенства, на использование двигательных умений и навыков как средств оздоровления, самосовершенствования, самореализации в социуме;
- конкретизировать практикоориентированную направленность спортивной медицины, лечебной физкультуры, гигиены физкультуры и спорта, спортивного массажа и самомассажа, врачебного контроля;
- включить в психологические и педагогические курсы вопросы и темы по здоровьесбережению учащихся и учителей;
- использовать педагогическую практику как учебно-тренировочное и контрольное пространство для отработки навыков и проверки уровней готовности студентов к здоровьеформирующей деятельности;
- разработать и включить в учебный план спецкурс Профилактика и укрепление здоровья учащихся на уроках и во внеурочной деятельности учителя физической культуры в общеобразовательной школе.
Итогом целенаправленной творческой работы педагогов физкультурных факультетов и вузов должна быть выработанная холистическая характеристика – здоровьеформирующая компетенция в составе профессиограммы будущего учителя. Вообще, компетенция – это не новое наименование экзаменационных вопросов по дисциплине, а выжимка из всей учебно-методической подготовки студента на протяжении его обучения в вузе по тому или иному направлению его профессиональной деятельности (спортивному - владению содержанием, спецификой и методикой своего предмета; психолого-педагогическому; организаторскому; здоровьесберегающему, или здоровьеформирующему). Выработка такой компетенции предполагает естественную структуру, заключающую в своей целостности личностно-смысловой, когнитивный и процессуальный (деятельностно-методический) компоненты.
Здоровьеформирующая компетенция в профессиограмме учителя физической культуры общеобразовательной школы – это профессионально-личностная характеристика, отражающая:
- ценностные убеждения в жизненной важности и приоритетности здоровья и здорового образа жизни, роли физической культуры в сохранении и укреплении здоровья;
- психолого-педагогическую направленность личности учителя на помощь в укреплении здоровья учащихся и на непрерывное самообразование в области здоровьеформирования;
- знания, умения, навыки, технологии по оздоравливающему влиянию преподаваемых школьникам физических упражнений, спортивных игр, видов борьбы и т.д.;
- психолого-педагогические знания, умения, навыки по медико-биологической, психолого-педагогической, социальной диагностике проблем и достоинств учащихся; по организации взаимоотношений с ними на уроках и во внеурочное время; по проектированию программ оздоровления и индивидуальной помощи детям и подросткам; помощи в составлении, реализации и коррекции программ самосовершенствования школьников;
- здоровый образ жизни самого учителя.
Модель (и алгоритм) здоровьеформирующей деятельности педагога физической культуры включает в себя:
- всестороннее изучение исходных возможностей и проблем учащихся (медико-биологическое, социально-психолого-педагогическое диагностирование);
- проектно-прогностическую работу (мотивация, помощь в самосовершенствовании, планирование спортивной и физкультурно-оздоровительной групповой и индивидуальной работы с конкретными детьми по конкретным проблемам);
- реализацию планируемой деятельности;
- мониторинг промежуточных результатов (диагностирование, соревнования, конкурсы, фестивали и т.п.);
- рефлексивно-оценочный этап;
- коррекцию деятельности, новое планирование с учётом анализа результатов мониторинга.
Самостоятельность, творческий характер, свободное владение психолого-педагогической, спортивной и здоровьеформирующей компетенциями – вот качества педагога физической культуры, необходимые современной школе, российскому обществу.
Литература
1. Визитей Н.Н. Физическая культура и здоровье спортсмена (философско-антропологический аспект проблемы)/ Н.Н. Визитей// Теория и практика физической культуры. – 2008. - №2. – С. 3-8.
2. Гликман И.З. Фундаментальное образование и здоровье школьников/ И.З. Гликман// Инновации в образовании. – 2007. - №8. – С. 85-96.
3. Горелов А.А. Теоретические основы физической культуры: Курс лекций/ А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков. – Белгород: ЛитКараВан, 2009.
4. Гостев Р.Г. Проблема здоровьеформирования в реформировании российского физкультурного образования/ Р.Г. Гостев, А.И. Григорьев, А.В. Лотоненко// Культура физическая и здоровье. – 2008. - №2(16). – С. 3-10.
5. Филимонова С.И. Перспективы пространства физической культуры и спорта в проекте государственного образовательного стандарта третьего поколения/ С.И. Филимонова// Культура физическая и здоровье. – 2007. - №3(13). – С. 3-8.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×