Здоровьесберегающая деятельность на уроках технологии | Горская Ирина Валентиновна. Работа №346153. Номер работы: №346153
Аннотация. В условиях современного образовательного процесса здоровье учащихся становится одной из приоритетных задач. Уроки технологии, собственно, призваны не только развивать творческие способности и практические навыки, но и способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. В данной статье рассматриваются основные аспекты здоровьесберегающей деятельности на уроках технологии, методы и приемы, которые могут быть использованы для создания комфортной и безопасной образовательной среды. Также обсуждаются преимущества организации такой деятельности, а также примеры реализации здоровьесберегающих технологий на практике.
Ключевые слова: Здоровьесберегающая деятельность, уроки технологии, здоровье учащихся, методы обучения, комфортная образовательная среда, психоэмоциональное состояние.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Горская Ирина Валентиновна, учитель труда
МБОУ Школа № 47 г.о. Самара
Аннотация. В условиях современного образовательного процесса здоровье учащихся становится одной из приоритетных задач. Уроки технологии, собственно, призваны не только развивать творческие способности и практические навыки, но и способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. В данной статье рассматриваются основные аспекты здоровьесберегающей деятельности на уроках технологии, методы и приемы, которые могут быть использованы для создания комфортной и безопасной образовательной среды. Также обсуждаются преимущества организации такой деятельности, а также примеры реализации здоровьесберегающих технологий на практике.
Ключевые слова: Здоровьесберегающая деятельность, уроки технологии, здоровье учащихся, методы обучения, комфортная образовательная среда, психоэмоциональное состояние.
Современные образовательные реалии предъявляют к педагогам высокие требования: от формирования знаний и навыков у учащихся до обеспечения их здоровья и безопасности. Уроки технологии, в частности, предоставляют множество возможностей для активного вовлечения детей в процесс творчества и практической деятельности. Важно учитывать, что в процессе обучения, особенно при работе с инструментами и материалами, потенциально могут возникать риски для здоровья. Поэтому внедрение здоровьесберегающей деятельности на уроках технологии является актуальной задачей для каждого педагога.
Здоровьесберегающая деятельность включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и развитие здорового образа жизни. Это не только занятия физической культурой, но и формирование правильных привычек, эмоционального и психоэмоционального комфорта. На уроках технологии охрана здоровья учащихся может реализовываться через:
Первоначальную оценку здоровья детей.
Организацию рабочей среды, способствующей снижению травматизма.
Применение методов активного обучения, которые не только снизят монотонность занятий, но и повысят интерес учащихся.
Правильная организация рабочего пространства – один из ключевых моментов для обеспечения здоровья учащихся. Учитель должен следить за тем, чтобы:
Мебель и рабочее место были эргономичными и правильными.
Инструменты и материалы, используемые на занятиях, были безопасными, а учащиеся были обучены основам безопасного обращения с ними.
Занятия проводились в хорошо проветриваемом помещении с оптимальной температурой и освещением.
Активные методы обучения помогают устранить пассивность учащихся и способствовать их вовлечению. На уроках технологии можно использовать различные подходы, такие как:
Проектная деятельность. Организация мини-проектов, в которых учащиеся работают в группах, способствуя развитию командного духа и взаимопомощи.
Практические занятия. Фокус на практических навыках через выполнение различных заданий способствует не только развитию технических навыков, но и закаливанию физического здоровья.
Игровые технологии. Использование игровых элементов в обучении может сделать процесс менее напряженным, более увлекательным и мотивирующим.
Здоровьесберегающая деятельность также включает в себя работу с психоэмоциональным состоянием учащихся. Важно создать атмосферу доверия и открытости в классе, что поможет уменьшить уровень стресса. Учитель может использовать различные методики для работы над эмоциональным состоянием, такие как:
Групповые дискуссии. Открытые разговоры о чувствах и впечатлениях помогают детям развивать эмоциональный интеллект и учат их управлять своими эмоциями.
Творческие задания. Поскольку уроки технологии сами по себе творческие, это дает возможность учащимся выражать себя, что способствует снятию напряжения и самовыражению.
Рассмотрим несколько примеров успешной реализации здоровьесберегающих технологий на уроках технологии:
Создание безопасных макетов. Учащиеся могут работать над созданием макетов, где они должны предусматривать окружение, оптимальное и безопасное для жизни. Это помогает им развивать экологическую осознанность.
Проектирование изделия с учетом здоровья. Учащиеся могут разрабатывать проекты, ориентированные на создание товаров, которые способствуют здоровому образу жизни, например, спортивные тренажеры, эргономичная мебель и т.д.
Социальные проекты. Учащиеся могут участвовать в социальных проектах, направленных на пропаганду здорового образа жизни в школе или сообществе. Это позволяет им применять полученные знания на практике и активно влиять на свою среду.
Таким образом, интеграция здоровьесберегающей деятельности на уроках технологии является важной составляющей современного образования. Учителя труда, используя разнообразные методы и подходы, могут создать такую образовательную среду, которая будет способствовать как развитию практических навыков, так и сохранению здоровья учащихся. Работа по улучшению здоровья детей должна стать неотъемлемой частью учебного процесса, что, безусловно, положительно скажется на качестве образования и общем развитии детей.
Таким образом, создание здоровьесберегающей среды, разнообразные методы активного обучения и работа с психоэмоциональным состоянием помогут педагогам не только обучить детей основам технологий, но и укрепить их здоровье. Задача каждого педагога – сделать процесс обучения не только эффективным, но и безопасным, комфортным и здоровым.
Список литературы
Андрющенко Елена Валерьевна Здоровьесберегающие технологии: создание психологического комфорта на уроке // Народное образование.
2014. №9 (1442). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ zdoroviesberegayuschie-tehnologii-sozdanie-psihologicheskogo-komforta-na-uroke
.
Ахраменко, Е. В.
Здоровьесберегающие технологии: здоровье учащихся / Е. В. Ахраменко. — Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 910-912. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24103/.
Смирнова Татьяна Владимировна
Здоровьесбережение
на уроках т
ехнологии // Концепт.
2018. №V7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n /zdoroviesberezhenie-na-urokah-tehnolo
.