"Здоровьесберегающая деятельность педагога" | Акимова Галина Александровна. Работа №353213. Номер работы: №353213
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что « здоровье- это не все, но без здоровья все- ничто». В рекламных блоках СМИ предложения универсальных оздоравливающих средств занимают особое место. Зайти в аптеку становится таким же привычным делом, как зайти в булочную. Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.
О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
деятельность педагога.
Будьте добрыми, если захотите;Будьте мудрыми, если сможете;Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что здоровье- это не все, но без здоровья все- ничто. В рекламных блоках СМИ предложения универсальных оздоравливающих средств занимают особое место. Зайти в аптеку становится таким же привычным делом, как зайти в булочную. Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.
О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики- одной из самых перспективных образовательных систем двадцать первого века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Понятие здоровьесберегающая деятельность педагога появилась в педагогическом лексиконе в последние несколько лет. Данное понятие включает в себя умения учителя осуществлять деятельность по профилактике физического, психологического и социально- нравственного здоровья.
Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что …здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов.
Термин психологическое здоровье введен ВОЗ в 1979 году. Психологическое здоровье характеризуется:
стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой и миром,
стремлением к личностному росту,
саморазвитию и самосовершенствованию.
Таким образом, психологическое здоровье рассматривается как состояние психологического комфорта личности, способность к саморазвитию, к личностному росту.
Нравственность не просто присуща человеку, как телесное и психическое. Это называют или особым состоянием личности, или сформированным сознанием человека, которое ориентировано на Истину, Добро и Красоту и реализуется в предметно- целесообразной деятельности и общении. Нравственность- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами (по С.И.Ожегову).
Нравственное сознание- одна из сторон, образующих человеческое сознание. Включает в себя как эмоционально- волевые и познавательные компоненты. Нравственное сознание признается сердцевиной духовной жизни личности и общества и производит оценку поступков (своих и чужих) с точки зрения добра и зла.
Нравственные чувства- это эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. Нравственные чувства являются переживаниями, отражающими отношение человека к обществу, другим людям, самому себе на основе моральных ценностей. Нравственные чувства обусловлены мировоззрением- системой взглядов и убеждений человека.
Нравственное поведение- это образ действий субъекта в ситуациях, допускающих возможность выбора в рамках объективной необходимости, проявляемой в нравственной свободе личности. Предполагает согласование поведения с нравственными нормами и ценностями общества.
Социальное здоровье связывают с интеграцией индивида в социум, способностью успешного, конструктивного взаимодействия в социуме, что выражается в способности соотносить свои устремления с устремлениями других людей, бесконфликтно решать спорные ситуации, сотрудничать при выполнении совместной работы.
Профессиональное здоровье- это способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Состояние благополучия (в современном представлении- качество жизни) определяется реализацией базовых потребностей человека. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности урока может служить соответствие урока базовым потребностям и психофизиологическими возможностями ребенка, таким как:
Самоактуализация (уважение к себе, самоосуществление);
Уважение (одобрение, благодарность, признание);
3. Общение (привязанность, причастность к группе);
Безопасность (физическая, психологическая);
Физиологические (пища, сон, отдых, движение, кислород) ( по А.Маслоу).
Поэтому важной составляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность урока, т.е. соответствие образовательного процесса, состояния учебного помещения, а также учебных режимов требованиям СанПин. Следует отметить, что основания для тревоги в отношении соблюдения этих норм есть, т.к. уровень заболеваемости опорно- двигательного аппарата, снижение зрения и др. проблемы здоровья детей не позволяют утверждать обратное.
Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.
Недостаточное удовлетворение психологической и физической безопасности создает эмоциональный стресс. Стрессовая педагогическая тактика (несоответствие между школьными требованиями и психофизическими возможностями учеников, авторитарный характер взаимоотношений, традиционная система оценивания и т.д.) находятся на первом месте среди школьных факторов риска, формирует у учащихся дидактогенные неврозы.
Таким образом можно выделить следующие компоненты здоровьесберегающей направленности урока:
Личностная ориентированность;
Психологическая и физическая безопасность;
Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность;
Направленность на формирование здорового образа жизни.
Только в случае наличия этих компонентов здоровьесберегающей направленности урока может говорить о высоком профессионализме педагога в вопросах здоровьесбережения. В данном случае речь идет т здоровьесберегающей направленности урока по отношению к здоровью учащихся и к собственному здоровью педагога. Ведь без здорового преподавателя не будет и здорового подрастающего поколения.
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний(язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
миопия(близорукость);
ларингит;
синдром хронической усталости;
гиподинамия;
остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
сниженная двигательная активность; эмоциональная перенапряженность;
большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
использование авторитарного стиля руководства.
Школа поставила перед собой следующие цели, чтобы помочь:
создать комплекс рекомендаций по проблеме сохранения здоровья педагога
формировать у педагогов потребность к здоровому образу жизни
помочь учителю организовать свою деятельность в рамках рабочего дня без нанесения ущерба его здоровью.
Модель здорового педагога представляется нам таким образом:
Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:
лечебно-оздоровительные упражнения:
упражнения для позвоночника
упражнения для осанки
упражнения для шейного отдела позвоночника
следить за своим физическим здоровьем:
полноценное питание
достаточный сон
соблюдение правил личной гигиены
режим труда и отдыха
занятия спортом
соблюдать психоэмоциональное равновесие:
позитивное мышление
оптимизм
управление эмоциями
доброжелательное отношение к людям
любовь к себе
Наши рекомендации (их вы найдете в буклетах, которые мы вам раздали):
Начинайте каждый день с чувством радости.
Поддерживайте это состояние в течение дня.
Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
Питайтесь регулярно и разнообразно.
Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
Не переедайте на ночь.
Спите не менее 8-ми часов в сутки.
Занимайтесь физическими упражнениями.
Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
Любите свою душу и тело.
Старайтесь окружить их комфортом.
Не надейся на БогаИ не верь чудесам,Есть одна лишь подмога:Помоги себе сам.
Наша жизнь похожа на радугу, богатую палитрой красок. Правда, цвета каждый выбирает для себя сам. Как нам, взрослым, научить ребенка, недавно переступившего порог школы, различать оттенки цветов? Как объяснить, что неумение общаться с людьми, дурные привычки омрачают жизнь, окрашивают ее в черные тона?
Ответ на этот вопрос вы найдете в учебно- методическом комплекте Все цвета, кроме черного.
Автор и руководитель: Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, академик, директор Института возрастной физиологии РАО и Центра образования и здоровья Минобрнауки РФ.
Цель: формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни как таковой и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Задачи проекта: научить ребенка понимать себя, свое настроение, свои чувства, анализировать свои поступки, поведение и привычки, помочь найти интересное занятие, способное увлечь ребенка.
Дети научатся ценить свое здоровье, управлять своим настроением и отношениями с людьми, поймут, насколько важно правильно питаться и соблюдать режим дня.
Реализация программы может осуществляться классным руководителем, воспитателем, психологом образовательного учреждения.
Уникальность и универсальность программы в ее модульности (выделение часов без дополнительной нагрузки на ребенка).
Формы реализации программы;
интеграция в содержание базовых программ ( может использоваться в рамках учебных курсов Окружающий мир, ОБЖ, Естествознание, Литературное чтение);
отдельный курс за счет регионального школьного компонента- Уроки здоровья;
внеклассная работа в школе (классные часы, КТД, реализация проектов, работа объединений, клубов и т.д.);
работа в системе дополнительного образования (кружки, клубы);
работа в семье: совместная работа педагога с родителями.
Авторы предусматривают и комбинированный подход: одна часть – во внеклассной работе (классные часы, кружки, факультативы), другие рассматриваются на уроках.
Каждый педагог решает сам, где он видит место применения, формы и сроки реализации программы определяются педагогом с учетом детской (или подростковой аудитории) или важности той или иной темы для учащихся, их интереса к проблеме и т.д.
Результаты мониторинга учащихся свидетельствуют о положительном влиянии занятий, на которых выполнялись задания из рабочих тетрадей: учащиеся приобретают умения оценивать себя (свое состояние) и других людей, умения строить свои отношения и противостоять негативному давлению со стороны окружающих.
Важными аспектами работы в рамках каждого занятия являются:
Отсутствие четко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие, найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения;
Многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности общения;
Совместное обсуждение и решение заданий, способствующих воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива;
Индивидуальность- несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу, детям дана возможность осознать свою индивидуальность, понять особенности каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому- не такому, как я.
Особое направление работы- преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы, способность добиться поставленной цели. Важнейшая задача педагога- укрепление веры детей в свои силы, свои возможности, свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждения и анализа проблемы и выбор линии поведения, но и появляется возможность поиграть предлагаемую ситуацию с партнерами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.
Задания помогут каждому ребенку увидеть и понять мир других людей, непохожий на его собственный.
УМК направлен на реализацию следующих задач:
Формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
Расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
Формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
Формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления свом поведением, эмоциональным состоянием;
Развитием коммуникативных навыков;
Формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
Просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Работая по данному комплекту, мы, естественно, добавляем элементы оздоровительной среды, которые помогают нам в работе с детьми с особыми потребностями в образовании.
Элементы оздоровительной среды.
Контрастные коврики под ноги.
Парты с регулируемой высотой сидения и наклоном рабочей поверхности стола.
Введение в уроки физической культуры специальных комплексов упражнений для коррекции осанки и поз для детей со сколиозом.
Музыкотерапия.
Фитобар с оздоравливающими витаминизированными, седативными средствами (коктейль, чай).
Различные виды смены деятельности.
Уроки развития.
Гимнастика для глаз (по Базарному).
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Уголок природы.
2-3 оздоровительных минутки, направленных на коррекцию осанки, зрения, внимания в течение урока.
Гимнастика на коррекцию осанки и т.д.
Динамические паузы.
Говорящие стены.
Тематические классные часы.
Тематические родительские собрания, праздники, беседы.
Релаксация.
Подвижные игры на воздухе и совместные походы с родителями.
Интегрированные уроки по физической культуре и окружающему миру.
Организация питания.
Взаимодействия мед.работников и педагогов.
Взаимодействия с психологической и социальной службой школы.
Отрадно осознавать, что последние годы стали обращать внимание на детей с ОВЗ и у нас появилась возможность принимать участие в конкурсах различного уровня. Это и международный конкурс- игра Кенгуру, всероссийский конкурс- игра Русский медвежонок, городской фестиваль Радуга надежд, городская Спартакиада для детей с ОВЗ, где наши учащиеся занимают призовые места.