Название статьи:
Здоровьесберегающие технологии как способ сохранения психологического здоровья | Любовь Юрьевна Левченко. Работа №325571
Дата публикации:
08.12.2023
Автор:
Любовь Юрьевна Левченко
Описание:
В статье рассматривается проблема сохранения и укрпления психологического здоровья, раскрываются понятия "психическое" и "психологичекое" здоровье, указаны основные факторы и способы становления психологичесакого здоровья участников образовательного процесса, а также перечислены коррекционно-развивающие эффекты следующих оздоровительных технологий: пальчиковой, дыхательной, артикуляционной, глазодвигательной, кинезиологической гимнастик, элементов самомассажа (аутомануальный комплекс), стретчинг-технология (растяжки), а также психологическая и эмоциональная релаксация.
Здоровьесберегающие технологии как способ сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса
Л.Ю. Левченко
г. Таганрог
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. Именно поэтому, в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования особое значение отводится здоровьесберегающим технологиям, психолого-педагогическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
В книге И. В. Дубровина Психическое здоровье детей и подростков определено понятие психическое здоровье как нормальная работа отдельных психических процессов и механизмов, а термин психологическое здоровье относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа, умению адаптироваться в коллективе сверстников и взрослых. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.
Не секрет, что в современной популяции детей наблюдается большое разнообразие психофизиологических, психосоматических, нервно-психических и других симптомов, говорящих об ухудшении состояния здоровья дошкольников. По данным Института материнства и детства 84% детей рождаются с родовой травмой. Как итог, у большинства современных детей в той или иной мере проявляются различные нарушения: сосудистые проблемы, снижение иммунитета, искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, быстрая эмоционально-психологическая истощаемость, детские неврозы и психосоматические проблемы.
Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивается как соответствующее нормативному, а по наблюдениям специалистов ДОУ ребёнок:
не может качественно усвоить обучающую и развивающую программу,
легко отвлекается,
раздражается,
его внимание быстро истощается,
ребёнок имеет вялую осанку,
неспособен к нагрузке, предусмотренной возрастными нормативами
имеет речевое недоразвитие или дисфункциональное речевое развитие.
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех физиологических и психических систем детского организма.
Именно поэтому, организуя развивающую и здоровьесберегающую среду в детском саду нам необходимо задуматься, не лишаем ли мы детей важного фактора здоровья и формирования психики и личности, когда постоянно одёргиваем их Не вертись! Не прыгай! Сядь и сиди спокойно!.
Головной мозг человека наиболее активно развивается до 7ми – 10ти лет, и всё, что будет заложено и сформировано до этого возраста далее и будет развиваться.
Техники здоровьесбережения и психомоторного развития стимулируют созревание функциональных структур головного мозга ребёнка, позволяют сформировать здоровую физиологическую базу для его успешного развития и школьного обучения.
Задачи ФГОС ДО, реализуемые в ДОУ:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
Формирование общей культуры личности детей, формирование предпосылок учебной деятельности;
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО;
Формирование социокультурной среды;
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей).
Понятие здоровьесберегающей технологии
Здоровьесберегающая технология - это технология, направленная на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника и воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья.
Здоровьесберегающая среда – это благоприятная среда для жизни и деятельности человека, а также окружающие ее общественные, материальные и духовные условия, которые положительно влияют на здоровье человека.
Здоровьесберегающая среда ДОУ включает:
Санитарно-гигиенические условия;
Организационно-педагогические условия;
Психолого-педагогические условия;
Задачи здоровьесбережения в ДОУ
Оптимизация санитарно-гигиенических условий процесса организации жизнедеятельности детей, обучения и воспитания;
Выбор целесообразных форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности;
Гуманизация взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса;
Активизация двигательной деятельности
Предотвращения умственного и физического перенапряжения детей;
Предупреждение стрессовых состояний;
Повышение адаптационных возможностей детского организма;
Выбор целесообразных инновационных технологий и мониторинг качества образовательных услуг.
Психологическую работу строю со всеми участниками образовательного процесса: с детьми с ОВЗ, родителями дошкольников и педагогами ДОУ.
Цель работы:
сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников с ОВЗ, коррекция нежелательных личностных проявлений; осуществление психопрофилактической, просветительской, консультативной работы педагога-психолога с родителями воспитанников, педагогами;
В основе системы работы с детьми с ОВЗ лежит идея использования на занятиях собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры, а также профилактика эмоционального неблагополучия, охрана психологического здоровья дошкольников, укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома, удовлетворение их эмоциональных потребностей, осуществление поддержки, выявление с психологом, родителями, педагогами причин психологической дисгармонии каждого ребёнка, обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний и поведения с помощью специальных упражнений, приемов и методов.
Мною разработана система коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР Знай-ка. Комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме. В процессе занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР специально направляю активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для него форме – игре. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности и т.д. Без этих навыков ребёнку трудно будет адаптироваться в школьном коллективе.
В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР использую следующие здоровьесберегающие технологии
Пальчиковая гимнастика
Самомассаж (аутомануальный комплекс)
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Глазодвигательная гимнастика
Кинезиологическая гимнастика
Стретчинг-технологии (растяжки)
Психофизиологическая и эмоциональная релаксация
Коррекционно-развивающий эффект технологии Пальчиковая гимнастика:
Мелкие разнообразные скоординированные движения пальцев рук напрямую взаимодействуют с высшими психическими функциями ребёнка: косвенно воздействуют на его внимание, мышление, пространственное восприятие, координацию движений, стимулируют воображение, зрительную и двигательную память.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Самомассаж (аутомануальный комплекс):
Самомассаж является необходимым повседневным мероприятием для профилактики психосоматических заболеваний и общей гармонизации организма дошкольника.
Самомассаж стимулирует работу подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за активацию, тонус и энергетизацию всего организма ребёнка.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Дыхательная гимнастика
С помощью дыханияможно не просто следить за своими эмоциями, но и управлять ими.
Научив ребёнка правильно дышать и контролировать своё дыхание, мы тем самым включаем у него функции произвольной саморегуляции.
Ребёнок научается контролировать свои действия и своё эмоционально-психологическое состояние.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Кинезиологическая гимнастика
Кинезиологические упражнения:
развивают мозолистое тело, синхронизируя работу полушарий;
повышают стрессоустойчивость, снижают утомляемость;
улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания
развивают мелкую и крупную моторику;
формируют пространственные представления;
повышают способность к произвольному контролю.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Глазодвигательная гимнастика:
Глазодвигательная гимнастика улучшает общую энергетику мозга ребёнка, так как активизирует ядра черепных нервов.
Глазодвигательные нервы находятся в содружестве с языковыми, тем самым стимулируя развитие и речевого аппарата ребёнка.
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия, улучшают способность к волевой саморегуляции и визуальной концентрации.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Стретчинг (растяжка)
Растяжки направлены на нормализацию и оптимизацию тонуса во всех группах мышц. Они снимают тоническое напряжение и таким образом активизируют необходимые
подкорковые структуры мозга.
Вовремя стретчинга запускается саморегуляция организма ребёнка, активизируются зоны мозга, отвечающие за творческое начало, проявление талантов и способностей.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Релаксация
Любое отклонение от оптимального мышечного тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития.
Технология Релаксация способствуют расслаблению, снятию психоэмоционального напряжения,
включает в себя:
Эмоциональную релаксацию
Физиологическую релаксацию.
В ходе проведения коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР были отмечены следующие изменения в их эмоционально-психологическом состоянии:
К концу 3-его месяца занятий по наблюдениям педагога-психолога значительно повысился уровень произвольного слухового и зрительного внимания детей, снизился уровень двигательной расторможенности.
Дети начали слышать воспитателей, быстрее отзываться на их просьбы, возросли навыки коллективной самоорганизации.
Динамика стала заметна и в состоянии мышечного тонуса детей: воспитанники начали лучше чувствовать своё тело и его перемещение в пространстве, стали более пластичными, гибкими, поворотливыми и лёгкими в своих движениях.
С точки зрения психологов, к факторам, формирующим психологическое здоровье, относятся:наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т.е. стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка (степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья).
Испытания – трамплин для личного роста! В целом положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования; умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка взрослых (родителей и педагогов).Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!
Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут: обучать положительному самоотношению и принятию других (т.е. формировать адекватную самооценку по принципу я-окей, ты-окей); обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих); формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка); уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.
Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей.
С этой целью провожу просвещение родителей по интересующим их вопросам: детско-родительских отношений, беседы, тематические консультации, круглые столы, родительские собрания в форме семейной гостиной, тренинги, анкетирование родителей, что позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении их детей. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: Адаптация детей к д/саду, Агрессивность у детей, Детские страхи, Тревожные дети, Возрастные особенности детей, Кризисные периоды и др. В каждой группе создан стенд Консультации педагога-психолога для родителей с тематическими консультациями. Провожу открытые занятия с детьми для родителей, совместные интеллектуальные викторины, праздники, КВН.
Основная работа с педагогами состоит в том, чтобы повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, способствовать коррекции психоэмоционального состояния у воспитателей (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).
В процессе реализации комплексной работы со всеми участниками образовательного процесса: дети имеют необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной учебной программы, родители получают не только теоретические знания, но и возможность использовать их на практике. Педагоги и родители отмечают, что просвещение с целью повышения психологической грамотности помогает им лучше понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка, учит правильно взаимодействовать с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, что в свою очередь способствует сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.
Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников с ЗПР возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является профессионализм и эмоциональное благополучие педагогов.
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
Л.Ю. Левченко
г. Таганрог
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. Именно поэтому, в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования особое значение отводится здоровьесберегающим технологиям, психолого-педагогическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
В книге И. В. Дубровина Психическое здоровье детей и подростков определено понятие психическое здоровье как нормальная работа отдельных психических процессов и механизмов, а термин психологическое здоровье относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа, умению адаптироваться в коллективе сверстников и взрослых. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.
Не секрет, что в современной популяции детей наблюдается большое разнообразие психофизиологических, психосоматических, нервно-психических и других симптомов, говорящих об ухудшении состояния здоровья дошкольников. По данным Института материнства и детства 84% детей рождаются с родовой травмой. Как итог, у большинства современных детей в той или иной мере проявляются различные нарушения: сосудистые проблемы, снижение иммунитета, искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, быстрая эмоционально-психологическая истощаемость, детские неврозы и психосоматические проблемы.
Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивается как соответствующее нормативному, а по наблюдениям специалистов ДОУ ребёнок:
не может качественно усвоить обучающую и развивающую программу,
легко отвлекается,
раздражается,
его внимание быстро истощается,
ребёнок имеет вялую осанку,
неспособен к нагрузке, предусмотренной возрастными нормативами
имеет речевое недоразвитие или дисфункциональное речевое развитие.
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех физиологических и психических систем детского организма.
Именно поэтому, организуя развивающую и здоровьесберегающую среду в детском саду нам необходимо задуматься, не лишаем ли мы детей важного фактора здоровья и формирования психики и личности, когда постоянно одёргиваем их Не вертись! Не прыгай! Сядь и сиди спокойно!.
Головной мозг человека наиболее активно развивается до 7ми – 10ти лет, и всё, что будет заложено и сформировано до этого возраста далее и будет развиваться.
Техники здоровьесбережения и психомоторного развития стимулируют созревание функциональных структур головного мозга ребёнка, позволяют сформировать здоровую физиологическую базу для его успешного развития и школьного обучения.
Задачи ФГОС ДО, реализуемые в ДОУ:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
Формирование общей культуры личности детей, формирование предпосылок учебной деятельности;
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО;
Формирование социокультурной среды;
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей).
Понятие здоровьесберегающей технологии
Здоровьесберегающая технология - это технология, направленная на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника и воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья.
Здоровьесберегающая среда – это благоприятная среда для жизни и деятельности человека, а также окружающие ее общественные, материальные и духовные условия, которые положительно влияют на здоровье человека.
Здоровьесберегающая среда ДОУ включает:
Санитарно-гигиенические условия;
Организационно-педагогические условия;
Психолого-педагогические условия;
Задачи здоровьесбережения в ДОУ
Оптимизация санитарно-гигиенических условий процесса организации жизнедеятельности детей, обучения и воспитания;
Выбор целесообразных форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности;
Гуманизация взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса;
Активизация двигательной деятельности
Предотвращения умственного и физического перенапряжения детей;
Предупреждение стрессовых состояний;
Повышение адаптационных возможностей детского организма;
Выбор целесообразных инновационных технологий и мониторинг качества образовательных услуг.
Психологическую работу строю со всеми участниками образовательного процесса: с детьми с ОВЗ, родителями дошкольников и педагогами ДОУ.
Цель работы:
сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников с ОВЗ, коррекция нежелательных личностных проявлений; осуществление психопрофилактической, просветительской, консультативной работы педагога-психолога с родителями воспитанников, педагогами;
В основе системы работы с детьми с ОВЗ лежит идея использования на занятиях собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры, а также профилактика эмоционального неблагополучия, охрана психологического здоровья дошкольников, укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома, удовлетворение их эмоциональных потребностей, осуществление поддержки, выявление с психологом, родителями, педагогами причин психологической дисгармонии каждого ребёнка, обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний и поведения с помощью специальных упражнений, приемов и методов.
Мною разработана система коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР Знай-ка. Комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме. В процессе занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР специально направляю активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для него форме – игре. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности и т.д. Без этих навыков ребёнку трудно будет адаптироваться в школьном коллективе.
В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР использую следующие здоровьесберегающие технологии
Пальчиковая гимнастика
Самомассаж (аутомануальный комплекс)
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Глазодвигательная гимнастика
Кинезиологическая гимнастика
Стретчинг-технологии (растяжки)
Психофизиологическая и эмоциональная релаксация
Коррекционно-развивающий эффект технологии Пальчиковая гимнастика:
Мелкие разнообразные скоординированные движения пальцев рук напрямую взаимодействуют с высшими психическими функциями ребёнка: косвенно воздействуют на его внимание, мышление, пространственное восприятие, координацию движений, стимулируют воображение, зрительную и двигательную память.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Самомассаж (аутомануальный комплекс):
Самомассаж является необходимым повседневным мероприятием для профилактики психосоматических заболеваний и общей гармонизации организма дошкольника.
Самомассаж стимулирует работу подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за активацию, тонус и энергетизацию всего организма ребёнка.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Дыхательная гимнастика
С помощью дыханияможно не просто следить за своими эмоциями, но и управлять ими.
Научив ребёнка правильно дышать и контролировать своё дыхание, мы тем самым включаем у него функции произвольной саморегуляции.
Ребёнок научается контролировать свои действия и своё эмоционально-психологическое состояние.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Кинезиологическая гимнастика
Кинезиологические упражнения:
развивают мозолистое тело, синхронизируя работу полушарий;
повышают стрессоустойчивость, снижают утомляемость;
улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания
развивают мелкую и крупную моторику;
формируют пространственные представления;
повышают способность к произвольному контролю.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Глазодвигательная гимнастика:
Глазодвигательная гимнастика улучшает общую энергетику мозга ребёнка, так как активизирует ядра черепных нервов.
Глазодвигательные нервы находятся в содружестве с языковыми, тем самым стимулируя развитие и речевого аппарата ребёнка.
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия, улучшают способность к волевой саморегуляции и визуальной концентрации.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Стретчинг (растяжка)
Растяжки направлены на нормализацию и оптимизацию тонуса во всех группах мышц. Они снимают тоническое напряжение и таким образом активизируют необходимые
подкорковые структуры мозга.
Вовремя стретчинга запускается саморегуляция организма ребёнка, активизируются зоны мозга, отвечающие за творческое начало, проявление талантов и способностей.
Коррекционно-развивающий эффект технологии Релаксация
Любое отклонение от оптимального мышечного тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития.
Технология Релаксация способствуют расслаблению, снятию психоэмоционального напряжения,
включает в себя:
Эмоциональную релаксацию
Физиологическую релаксацию.
В ходе проведения коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР были отмечены следующие изменения в их эмоционально-психологическом состоянии:
К концу 3-его месяца занятий по наблюдениям педагога-психолога значительно повысился уровень произвольного слухового и зрительного внимания детей, снизился уровень двигательной расторможенности.
Дети начали слышать воспитателей, быстрее отзываться на их просьбы, возросли навыки коллективной самоорганизации.
Динамика стала заметна и в состоянии мышечного тонуса детей: воспитанники начали лучше чувствовать своё тело и его перемещение в пространстве, стали более пластичными, гибкими, поворотливыми и лёгкими в своих движениях.
С точки зрения психологов, к факторам, формирующим психологическое здоровье, относятся:наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т.е. стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка (степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья).
Испытания – трамплин для личного роста! В целом положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования; умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка взрослых (родителей и педагогов).Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!
Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут: обучать положительному самоотношению и принятию других (т.е. формировать адекватную самооценку по принципу я-окей, ты-окей); обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих); формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка); уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.
Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей.
С этой целью провожу просвещение родителей по интересующим их вопросам: детско-родительских отношений, беседы, тематические консультации, круглые столы, родительские собрания в форме семейной гостиной, тренинги, анкетирование родителей, что позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении их детей. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: Адаптация детей к д/саду, Агрессивность у детей, Детские страхи, Тревожные дети, Возрастные особенности детей, Кризисные периоды и др. В каждой группе создан стенд Консультации педагога-психолога для родителей с тематическими консультациями. Провожу открытые занятия с детьми для родителей, совместные интеллектуальные викторины, праздники, КВН.
Основная работа с педагогами состоит в том, чтобы повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, способствовать коррекции психоэмоционального состояния у воспитателей (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).
В процессе реализации комплексной работы со всеми участниками образовательного процесса: дети имеют необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной учебной программы, родители получают не только теоретические знания, но и возможность использовать их на практике. Педагоги и родители отмечают, что просвещение с целью повышения психологической грамотности помогает им лучше понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка, учит правильно взаимодействовать с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, что в свою очередь способствует сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.
Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников с ЗПР возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является профессионализм и эмоциональное благополучие педагогов.
HYPER13PAGE HYPER15
2