Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе: как поддерживать активность и внимание детей | Старикова Елена Александровна. Работа №350782. Номер работы: №350782
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные методы и приёмы использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе, которые способствуют поддержанию внимания и активности учащихся. Специфика работы в условиях школы-интерната предполагает применение особых методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, обучение их навыкам здорового образа жизни, а также поддержание эмоционального благополучия и мотивации. Автор анализирует педагогические подходы, используемые для предотвращения переутомления и повышения эффективности образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, активность, внимание, школа-интернат, здоровье, образовательный процесс.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ АКТИВНОСТЬ И ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ
Старикова Елена Александровна, учитель начальных классов
КГОБУ Пограничная КШИ, Приморский край пгт. Пограничный
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные методы и приёмы использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе, которые способствуют поддержанию внимания и активности учащихся. Специфика работы в условиях школы-интерната предполагает применение особых методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, обучение их навыкам здорового образа жизни, а также поддержание эмоционального благополучия и мотивации. Автор анализирует педагогические подходы, используемые для предотвращения переутомления и повышения эффективности образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, активность, внимание, школа-интернат, здоровье, образовательный процесс.
Современные образовательные учреждения всё чаще сталкиваются с необходимостью внедрения здоровьесберегающих технологий, особенно в начальной школе, где физическое и эмоциональное состояние детей играет ключевую роль в успешном усвоении учебного материала. В школе-интернате эта потребность становится ещё более актуальной, так как дети проводят значительную часть времени в закрытых помещениях и нуждаются в особой поддержке для сохранения активности и сосредоточенности. Здоровьесберегающие технологии направлены на создание благоприятной образовательной среды, минимизацию стресса и профилактику утомляемости, что, в свою очередь, положительно влияет на успеваемость и общую успеваемость.
Основные направления применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе
1. Создание комфортной среды
Здоровьесберегающая образовательная среда начинается с комфортной организации учебного пространства. В классе должна быть поддержана оптимальная температура, вентиляция, и освещение. Регулярное проветривание, достаточное естественное освещение, а также использование эргономичной мебели способствуют тому, что дети чувствуют себя более комфортно, что снижает усталость и повышает способность сосредотачиваться на уроках. Особое внимание стоит уделить акустике в классе — избыточный шум снижает концентрацию внимания.
2. Динамические паузы и физкультминутки
Одним из наиболее эффективных способов поддержания активности и внимания детей являются динамические паузы и физкультминутки. Исследования показывают, что дети в начальной школе могут сосредотачиваться на одном виде деятельности примерно 15-20 минут, после чего внимание рассеивается, и они начинают уставать. Кратковременные физкультминутки — это комплекс простых упражнений, направленных на активизацию кровообращения и снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата. Примеры таких упражнений включают растяжку, лёгкие прыжки или упражнения с элементами игры. Педагог может использовать игровые упражнения, такие как «Тяни-толкай», «Коснись цвета», чтобы поддерживать интерес детей.
3. Чередование видов деятельности
Для поддержания активности и предотвращения утомления важно чередовать виды деятельности на уроках. Например, после решения задач или чтения детям можно предложить рисование, лепку или небольшую дискуссию, что позволит сменить фокус внимания и сохранить интерес к учебному процессу. Это чередование активизирует различные зоны мозга, даёт возможность переключиться и «отдохнуть» в процессе. Важно учитывать, что чередование деятельности также способствует развитию мелкой моторики и общей координации, что положительно сказывается на общем здоровье детей.
4. Интерактивные методы обучения
Современные образовательные технологии, такие как интерактивные доски, проекторы и компьютерные игры, помогают сделать обучение более увлекательным и удерживать внимание детей. Например, использование мультимедийных презентаций или обучающих видео стимулирует визуальное восприятие и поддерживает активность. Интерактивные методы — это не только технологии, но и задания, требующие командного взаимодействия и коллективного обсуждения. Групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков, улучшает эмоциональное состояние детей и помогает разнообразить учебный процесс.
5. Технологии релаксации и эмоциональной разгрузки
Эмоциональное благополучие детей — одна из основ здоровьесберегающих технологий. Важно помнить, что дети в начальной школе подвержены влиянию стрессовых факторов и могут испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Применение методов релаксации, таких как дыхательные упражнения, упражнения на визуализацию или короткие медитативные паузы, помогает детям снять стресс и улучшить общее самочувствие. Например, перед контрольной работой можно провести несколько дыхательных упражнений, чтобы помочь детям настроиться на учебный процесс и снять возможное напряжение.
Особенности работы с детьми в условиях школы-интерната
В школе-интернате дети проводят много времени вне дома, поэтому роль учителя и воспитателя особенно велика. На педагога ложится ответственность не только за академическое обучение, но и за создание условий, благоприятных для психологического и физического здоровья ребёнка. В таких условиях важными элементами становятся:
Организация досуговой деятельности: чередование занятий с активными играми, прогулками на свежем воздухе и участием в творческих мероприятиях.
Работа с родителями и педагогами: обмен информацией о состоянии ребёнка, выявление его потребностей и обеспечение комплексной поддержки.
Психолого-педагогическое сопровождение: регулярные встречи с психологом, групповая работа для развития социальных навыков, упражнения для снятия напряжения и выражения эмоций.
Результаты применения здоровьесберегающих технологий
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс положительно влияет на успеваемость, поведение и физическое состояние детей. Наблюдения показывают, что дети, занимающиеся с учётом здоровьесберегающих методов, более активны и внимательны на уроках, реже испытывают переутомление и тревожность. Создание благоприятной среды и применение разнообразных методик способствуют более глубокому и качественному усвоению знаний.
Здоровьесберегающие технологии — это важный элемент современного образовательного процесса, который помогает обеспечить гармоничное развитие ребёнка, поддерживает его активность и способствует укреплению здоровья. Учитель начальных классов, особенно в условиях школы-интерната, играет важную роль в создании безопасной и поддерживающей образовательной среды, где дети могут учиться, развиваться и сохранять своё здоровье. Применение рассмотренных в статье методик помогает не только поддерживать высокий уровень внимания и активности учащихся, но и формировать у них устойчивые навыки здорового образа жизни, которые сохранятся на многие годы.
Список литературы
Жураева Кундуз Кузиевна Роль здоровьесберегающих технологий в повышении успеваемости учащихся начальной школы // Достижения науки и образования. 2018. №15 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-povyshenii-uspevaemosti-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly
Морозова Раиса Васильевна, Малоземова Ирина Ивановна Методические особенности формирования валеологической культуры младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-formirovaniya-valeologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov
Сокаев Хасан Михайлович, Глухарев Александр Николаевич Моделирование здоровьесберегающего обучения - необходимое условие успешности образовательной организации // БГЖ. 2019. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-zdoroviesberegayuschego-obucheniya-neobhodimoe-uslovie-uspeshnosti-obrazovatelnoy-organizatsii