Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки | Паркачева Наталья Александровна. Работа №351207

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Здоровьесберегающиетехнологии –это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Урок музыки сам по себе – здоровье сберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Оздоровительные моменты, применяемые мною на уроке музыки – это физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.Целью оздоровительных моментов является отдых центральной нервной системы, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. Начинаю урок в начальной школе всегда с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем.

На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. Это дает возможность выразительно исполнять песни, различные по характеру.

Здоровьесберегающие технологии

Музыкальная терапия;

Сказкотерапия

;

Ритмотерапия

;

Арттерапия

.

Игротерапия

Музыкальная терапия;

Сказкотерапия

;

Ритмотерапия

;

Арттерапия

.

Игротерапия

Музыкальная терапия

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. (Векипедия)

Музыкотерапия используется как в процессе слушания музыки, так и в процессе непосредственно самих упражнений. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции.

Для снятия стресса или, наоборот, активизации эмоциональной сферы личности ребенка я использую музыку для релаксации, а также записи звуков природы (шум моря, леса, грозы и т.д.). Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Ведь известно, что когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, остальное – во внутренние органы.

Упражнение «Шум моря».

Учащиеся слушают звуки моря, а затем я предлагаю им «подышать», как море. Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки. А потом выдыхаем «Ш». Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.

Сказкотерапия

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. (Викепедия)

Сказкотерапия используется прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Сказкам свойственны тайны и волшебство, что помогает ребенку более открыто и заинтересованно вживаться в предложенные образы.

Упражнение «Снегурочка».

Я читаю детям отрывок из русской народной сказки «Снегурочка». После этого предлагаю им «превратиться» в снегурочек. Они стоят, не двигаясь, с закрытыми глазами, прислушиваются к ощущениям в теле. Затем, по моему сигналу, дети начинают чуть-чуть моргать ресничками, открывают глаза, водят ими вправо-влево. Затем делают глубокий вдох носом, наблюдают за тем, как воздух входит в ноздри, как они дышат. Затем «снегурочки» улыбаются, медленно поворачивают головы, разводят в стороны руки, делают шаги.

 

Ритмотерапия

Ритмотерапия - это система особых упражнения под музыку и ритм с использованием лексического материала, танцевальных, двигательных упражнений и движений. Способствует развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение, формирует плавность движений, пластичность движений, умение владеть своим телом

Включаемые в структуру урока музыки в начальной школе танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека, и не только развивают фантазию и творческое воображение детей, но и снимают и физическое напряжение.

Упражнение «Цапля».

Учащиеся поют любой звук и стоят как можно дольше на одной ноге, разведя руки в стороны как крылья. Это упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы ног.

Терапия изобразительным искусством (арттерапия)

Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве. Популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации. Выражает эмоциональное состояние рисующего.(Векипедия)

Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры, но и в арт-терапии.

Произведения изобразительного искусства, используемые мной на уроках музыки, имеют не только образовательный, но еще и арт-терапевтический характер.

Упражнение «Ковер-самолет».

В этом упражнении я предлагаю детям полетать на ковре-самолете вместе с Иваном Царевичем. Учащиеся рассматривают репродукции картин В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке» и «Ковер-самолет». Под спокойную музыку они закрывают глаза и представляют себя Иваном Царевичем или Царевной, дети «летят» в воздухе на ковре-самолете. Я по очереди дотрагиваюсь до них, и они рассказывают, что видят внизу, под собой, вверху, не страшно ли им лететь, холодно или тепло, легко ли дышится, хочется взлететь еще выше или спуститься на землю.

Очень многие виды арт-терапии перекликаются между собой. В этом и состоит особенность арт-терапии – интегрируя виды искусства, помочь учащимся снимать психологическое напряжение на уроках, повысить интерес детей к урокам музыки, начиная с младшего возраста.

)

Игротерапия

Игротерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры (Векипедия ) Отечественные психологи Выготский, Эльконин считают игру неотъемлемой частью жизни ребёнка, она привносит положительные эмоции в процесс обучения.

Игровые технологии широко использую на уроках музыки и пения, так как они вносят элемент соревнования, делают ребят собранными, внимательными.

На уроках музыки применяю дидактические музыкальные игры для развития музыкального слуха, чувства ритма, определения музыкальных жанров.

Очень нравятся ученикам игры «Веселые лягушата»,   «Узнай песню по ритму»

«Веселые лягушата».

Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.

«Узнай песню по ритму»

Отхлопываю ритм одной из песен, разученных в классе. По предложенному ритмическому рисунку, учащиеся пытаются определить, какая песня была задумана.

 

Уровневая дифференциация

Сущность дифференцированного обучения заключается в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности.

Выделяют два типа дифференциации:

внешняя дифференциация,

внутренняя дифференциация .

В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов учащихся, их способностей к тому или иному роду музыкальной деятельности.

В основе внутренней лежит учет особенностей учащихся, влияющих на эффективность усвоения учебного материала, это:

· социально-демографические признаки (пол, возраст, национальность, семья)

· социально-психологические признаки (потребности, уровни понимания)

· индивидуально-личностные признаки (память, внимание, мировосприятие, уровни общего развития)

· биоэнергетические признаки (низкая, высокая энергетика)

 

Информационно компьютерные технологии (ИКТ)

Использование технологий коррекционно-развивающего обучения на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся с особенностями здоровья, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету «Музыка и пение».

Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения  позволяет добиваться хороших результатов.

Для учителя использование ИКТ является необходимыми формами, средствами обучения, воспитания и воздействия на ребенка.  Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×