Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях" | Силаева Екатерина Владимировна. Работа №302724

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

  Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

«Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: как сохранить здоровье детей»

В настоящее время актуальна проблема сохранения здоровья населения, в том числе детей дошкольного возраста. Постоянные вирусные инфекции подрывают иммунитет ребенка. Поэтому с каждым разом, когда ребенок болеет, его ослабленному организму сложно справиться с недугами.

В связи с повышенной заболеваемостью детей дошкольного возраста, особенно вирусами ОРВИ в зимний период, государство взяло под личный контроль работу дошкольных образовательных учреждений по здоровьесбережению воспитанников.

Действительно, здоровье выступает главной ценностью жизни и находится на первой ступени иерархии потребностей человека. В свою очередь, фактором роста и развития ребенка, а также особым условием воспитания дошкольников является привычка к здоровому образу жизни. Учитывая это, становится понятно, почему вопросы сохранения и укрепления здоровья не теряют свою значимость на протяжении уже длительного времени, а привитие дошкольникам привычки к ведению здорового образа жизни стало важнейшим направлением государственной политики [6].

Федеральный закон «Об образовании в РФ», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, ФГОС ДО, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» № 2.4.1.3049 содержат основные положения в рамках данного направления.

В п.1 «Демографическая политика и политика народосбережения» раздела III «Развитие человеческого потенциала» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжение Правительства от 17.11.2008 № 1662-р основной акцент делается «на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни». Концепция определяет одно из направлений образовательной политики государства – охрана здоровья дошкольников [4].

ФГОС ДО также относит к основной задаче современного российского дошкольного образования охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, привитие им основ здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью является основной задачей.

Кроме того, Стандарт установил ряд требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, результатом реализации которых будет создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников [3].

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством политика государства направлена не только на сохранение здоровья воспитанников, но и на активное формирование у них и их семьи основ здорового образа жизни. Пропаганда здорового образа жизни тесно связана с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания [4].

Здоровый образ жизни определяется целым комплексом условий, таких как медико-гигиенические, социально-экономические и экологические, к которым относятся:

Правильный (рациональный) распорядок дня;

Правильное питание;

Двигательная активность;

Соблюдение правил гигиены.

Отношение ребенка к здоровому образу жизни определяется его общей культурой, ценностями и привычками.

Систематичность и целенаправленность воспитания и образования способствуют развитию навыков здорового образа жизни [1].

Формирование здорового образа жизни должно происходить как в дошкольном учреждении, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.

Т.к. здоровье предполагает полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, поэтому в настоящих условиях необходимо применение здоровьесберегающих технологий.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической науке недавно, но уже получило массовое внимание. Его изучением занимаются известные российские педагоги Н.С. Смирнов, В.Д. Сонькин, О.В. Петров и др. В своих исследованиях они говорят о том, что здоровьесберегающие технологии способствуют духовному, эмоциональному, интеллектуальному, личностному и физическому здоровью всех субъектов образования [5].

В дошкольном учреждении выделены следующие их виды:

1. Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножения здоровья в соответствии с медицинскими требованиями.

2. Основными оздоровительными мероприятиями являются:

-соблюдение санитарных правил и норм, касающихся санитарно-эпидемиологического режима и создания гигиенических условий жизнедеятельности детей;

-организация здорового сбалансированного питания и витаминизация, а также обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;

-проведение лечебно-профилактической работы с детьми и персоналом;

-физическое воспитание детей.

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии направлены на воспитание валеологической культуры, так называемой культуры здоровья с целью формирования у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни, накопления знаний о здоровье и развития умений беречь его. Отличительный признак данных технологий состоит в том, что они предполагают использование психолого-педагогических приемов, методов, а также подходов к решению возникающих проблем.

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка способствуют:

-обеспечению у него эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;

-обеспечению социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

5. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов. Заботливое и внимательное отношение взрослых к ребенку благоприятно сказывается на его здоровье и физическом развитии. В этом аспекте существует некоторая закономерность: педагог, который занимается сохранением здоровья ребенка, сама должен быть здоров и иметь валеологические знания. Также он не должен быть переутомлен работой, ему необходимо объективно оценивать свои возможности, достоинства и недостатки, непосредственно связанные с педагогической деятельностью.

6. Валеологическое просвещение родителей. Идея данного вида здоровьесберегающих технологий состоит в том, что главным воспитателем ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта [1].

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях направлены на обеспечение адаптации ребенка в социуме, реализацию потребностей детей в двигательной активности, в эффективном развитии двигательных и физических качеств. Физическое и психологическое состояние воспитанников зависит не только от условий в детском саду, но и от атмосферы в семье, от культуры и ценностей. Поэтому реализация государственной политики в области охраны здоровья должна осуществляться совместными усилиями дошкольных учреждений и родителями воспитанников.

Список литературы

Акимова Л.А. Использование

здоровьесберегающих

технологий в образовании / Л.А. Акимова. - 

Оренбург: ОГПУ, 2016 - 158 с.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 15.05.2013 № 26 «Об утверждении

СанПин

2.4.1.3049-13 «

Санитарно

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета, № 6133(157), 19.07.2013.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (

Минобрнауки

России) «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155 // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

Распоряжение Правительства от 08.08.2009 № 1121-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства от 17 ноября 2008 № 1662-р

Об

утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

Смирнов Н.К. Руководство по

здоровьесберегающей

педагогике / Н.К. Смирнов. - 

М.: АРКТИ, 2008. - 288 с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета, № 5976(303), 30.12.2012.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×