Здоровьесберегающие технологии в ДОУ | Ильенко Ирина Владимировна. Работа №314679. Номер работы: №314679
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях ДОУ здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса .
В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования здорового организма, как одного из способов познания мира и ориентировки в нем. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение для ребенка – загадка, которую он непременно хочет разгадать, то есть проделать. Передо мной стоит задача – поддерживать и закреплять этот естественный интерес к движениям, организовывать жизнь детей так, чтобы они имели возможность удовлетворять потребность в движении, чтобы подобранные упражнения способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.
Опираясь на индивидуальные особенности ребенка, оцениваю его психическое состояние в первые дни посещения детского сада, осуществляя индивидуальный подход, планирую и регулирую совместно с психологом время пребывания ребенка в группе, составляю для детей щадящий и гибкий режим. Все свои наблюдения записываю в индивидуальную карту адаптационного периода у детей.
Здоровьесберегающиетехнологииоказывают большое влияние на физическое и психическое здоровьедетей. Они необходимы для сохранения здоровья ребенка. К даннымтехнологиямотносят различные видыгимнастик, которые я использую в работе с детьми: дыхательную, пальчиковую, подвижные игры; элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции. Большинство этих игр провожу под музыкальное сопровождение.
Час здоровья проводится ежедневно, после дневного сна. Для проведения часа здоровья используются различные картотеки (оздоровительной, бодрящей, дыхательной гимнастики), а также музыкальное сопровождение. Мной подобрана музыкальная копилка детских песен для проведения Часа здоровья.
Час здоровья включает в себя следующие компоненты (гимнастика после сна – бодрящая, корригирующая (4-5 минут во второй половине дня). Хождение босиком после сна по массажным коврикам. Выполнение упражнений с разными предметами – массажерами – самомассаж. Умывание прохладной водой, мытье рук).
Результативным средством организации современного образовательного процесса является технология Метод проектов. Использование метода проектов помогает активизировать познавательный интерес детей, развивает их психические процессы, делает нахождение ребенка в доме ребёнка интересным и увлекательным. Так как маленький ребенок за неимением большого жизненного опыта ещё не может самостоятельно выбрать проблему и пути её решения, то ведущую роль на себя берет воспитатель. Наблюдая за детьми, за их интересами педагог выявляет проблему и в совместной работе с детьми вместе ищут пути её решения. Маленький ребенок впериод адаптации скучает по дому, маме, он пока не способен кобщению сдругими детьми ипотому находится вугнетенном состоянии.
Главная задача педагога в работе по приобщению детей к здоровому образу жизни заключается в формировании разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками.
Для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей важно обеспечит эмоциональную и комфортное среду в группе т.к. эмоциональный настрой, бодрое настроение детей является важным для их здоровья, с этой целью создала центр здоровья, который оснащен спортивным инвентарем. Данный инвентарь используется как для подвижных игр, так и для утренней гимнастики, физических упражнений, закаливающих процедур.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Первоочередная задача, которую решает любое дошкольное учреждение это охрана и укрепление здоровья воспитанников. Для поддержания, укрепления и формирования осознанного отношения к занятиям физической культурой детей я в своей работе использую систему мероприятий, по которой работает наш дом ребёнка:
-Закаливающие мероприятия: босохождение на физкультуре и в группе; "широкое" умывание после пробуждения ( мытьё рук до предплечья и умывание прохладной водой);
-Лечебно - профилактические: профилактика простудных заболеваний; точечный массаж для профилакти ОРЗ в осенне - зимний период;
-Физкультурно - оздоровительные: утренняя гимнастика и физкультурные занятия; создание условий для обеспечения двигательной активности детей через подвижные, малоподвижные и другие игры в течение дня.
-создание такой обстановки, где дети чувствуют себя комфортно;
-культурно-гигиенические и закаливающие мероприятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-создание оптимальных санитарно-гигиенических условий.
Для профилактики ОРВИ и гриппа в период ослабления иммунитета, дети по желанию употребляют в пищу чеснок, лук (добавка в первые блюда ), зелень лука, выращенная в условиях группы. Дополнительными профилактическими методами являются: фитонцитотерапия( в течение дня дети дышат парами чеснока и лука, расположенными в нескольких местах группы. Использую комплекс санитарно - гигиенических процедур, где у детей совершенствуются навыки самообслуживания и культуры поведения, которые являются неотъемлемым компонентом формирования основ здорового образа жизни. При проведении гигиенических процедур использую разнообразный фольклорный материал, художественное слово.
Психическое здоровье - это показатель нормального функционирования нервной системы, которая связана с эмоциональной сферой человека. В доме ребёнка ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым, поэтому считаю, что благоприятная доброжелательная атмосфера, эмоциональная выразительность педагога, ласковые интонации, спокойный взгляд, внимание к изменению настроения ребенка и отношение к нему, как самоценной личности - всё это является одним из показателей создания у детей эмоционального комфорта и психологической защищённости. Также для положительного воздействия на детей использую игровые упражнения: Послушаем тишину комнаты, Поговорим шёпотом, слушание звуков природы ( журчание ручья, голоса птиц, шум дождя и др.). В результате проведения этих мероприятий дети показывают положительную динамику в повышении уровня развития физических качеств и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Вся проделанная работа дала положительный результат: дети физически окрепли.
Для реализации задач физического воспитания планирую двигательную активность детей, и регулирую её в течение дня. Чтобы заинтересовать детей, я использую нетрадиционные формы организации непосредственно-образовательной деятельности:
- занятия, состоящие из подбора подвижных игр;
- сюжетные занятия;
- комплексные занятия;
- занятие с музыкально ритмическими играми,
- игры-эстафеты.
Проводимые ежедневные физкультурные занятия помогают восполнить дефицит двигательной активности детей и хорошо влияют на развитие всего организма в целом. Особое внимание уделяю созданию условий для самостоятельной активности детей. Для этого в группе был создан центр здоровья, который оснащен спортивным инвентарем. Данный инвентарь используется как для подвижных игр, так и для утренней гимнастики, физических упражнений, закаливающих процедур. Используя индивидуальный подход в формировании двигательной активности детей важно знать и их физические особенности. Значимыми формами сохранения и укрепления здоровья детей считаю организацию спортивных праздников, досугов, развлечений, где дети получают положительные эмоции.