Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников | Вершинина Елена Васильевна. Работа №350875. Номер работы: №350875
Аннотация. В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья младших школьников в процессе обучения. Подробно описаны методы и приёмы, которые способствуют снижению нагрузки, формированию правильной осанки, улучшению психологического и эмоционального состояния детей. Приведены примеры упражнений, подвижных игр и специальных приёмов, которые помогают поддерживать физическое и психоэмоциональное здоровье учащихся начальной школы.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, младшие школьники, здоровье, физическое развитие, психоэмоциональное благополучие, учебный процесс, профилактика, здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
Вершинина Елена Васильевна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 22» г. Нижневартовск
Аннотация. В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья младших школьников в процессе обучения. Подробно описаны методы и приёмы, которые способствуют снижению нагрузки, формированию правильной осанки, улучшению психологического и эмоционального состояния детей. Приведены примеры упражнений, подвижных игр и специальных приёмов, которые помогают поддерживать физическое и психоэмоциональное здоровье учащихся начальной школы.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, младшие школьники, здоровье, физическое развитие, психоэмоциональное благополучие, учебный процесс, профилактика, здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие технологии стали важной частью современной системы начального образования, учитывая, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки и состоянием здоровья. В условиях возрастания учебных нагрузок, большого объёма информации и высоких требований к успеваемости перед педагогами стоит задача не только обеспечить качественное усвоение знаний, но и сохранить здоровье детей. В начальной школе важно создать условия, способствующие гармоничному физическому, психическому и социальному развитию учащихся, чтобы не перегружать их растущий организм и предотвратить возможные стрессы и напряжения.
Одним из ключевых аспектов здоровьесберегающих технологий является организация учебного процесса с учётом возрастных особенностей младших школьников. Например, на уроках необходимо чередовать виды деятельности – теоретические задания, практические упражнения и небольшие активные перерывы. Введение «минуток здоровья» или «физкультминуток» каждые 10-15 минут позволяет детям немного отдохнуть, переключить внимание и снять напряжение с мышц. Например, «Зарядка для глаз» включает простые упражнения: учащиеся смотрят вверх и вниз, по сторонам, делают круговые движения глазами. Такие упражнения снимают усталость с глаз и помогают предотвратить проблемы со зрением.
Другой важный аспект – соблюдение правильной осанки. При длительном сидении за партой спина и мышцы шеи испытывают значительное напряжение, что может привести к проблемам с позвоночником. На занятиях полезно проводить специальные упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета и поддержание правильной осанки. Пример такого упражнения – «Мы – деревья»: дети стоят, вытягивают руки вверх и представляют, что они тянутся к солнцу. Это упражнение помогает укрепить мышцы спины и расслабить позвоночник, снимая статическое напряжение, возникающее при длительном сидении.
Создание благоприятного психоэмоционального климата на уроке также является неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и спокойно, что значительно снижает риск стресса. Педагогу следует уделять внимание положительному подкреплению, поддержке и мотивации учащихся, создавая атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Один из эффективных методов – это «эмоциональная разгрузка» с помощью коротких игровых элементов, песен или стихов, которые позволяют детям расслабиться и переключить внимание. Например, игра «Кто громче хлопнет» или «Отгадай загадку» помогает быстро и весело снять напряжение, а также укрепляет чувство уверенности и коллективизма.
Организация учебного пространства также играет важную роль. Класс должен быть хорошо освещён, чтобы снизить нагрузку на глаза, а парты – соответствовать росту и физиологическим особенностям детей, чтобы поддерживать их правильную осанку. Важно учитывать и температурный режим: помещение должно быть регулярно проветриваемым, а влажность воздуха – в пределах нормы. Учитель также может использовать визуальные материалы, такие как постеры с рекомендациями по здоровью, правилам осанки, дыхательным упражнениям, которые напоминают детям о необходимости заботиться о своём здоровье.
Подвижные игры и физические упражнения, интегрированные в учебный процесс, помогают поддерживать физическую активность и интерес к урокам. Например, в рамках урока математики можно провести игру «Математический бег». Учитель раздаёт карточки с задачами, и дети, решив пример, бегут к учителю для проверки. Это позволяет не только укрепить знания, но и добавить активность на занятии, что способствует улучшению кровообращения и активизации мозговой деятельности.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя и профилактические беседы о здоровом образе жизни, что способствует формированию у детей правильного отношения к своему здоровью. В ходе таких бесед учитель рассказывает о правилах гигиены, важности правильного питания, режиме дня и необходимости физических нагрузок. Например, в рамках проекта «Я и моё здоровье» учащиеся могут создать плакаты или презентации о том, что нужно делать для поддержания здоровья, и представить их классу. Это помогает детям осознать важность регулярного ухода за своим организмом и формирует ответственный подход к своему здоровью.
Также можно внедрять элементы дыхательной гимнастики, которая помогает улучшить работу дыхательной системы и способствует расслаблению. Например, упражнения «На вдохе – цветок, на выдохе – облачко», где дети представляют, что нюхают цветок и потом медленно выдыхают, воображая облачко, помогает детям успокоиться и снять нервное напряжение. Такие дыхательные упражнения особенно полезны в конце урока, когда дети устают, так как они помогают восстановить дыхание и привести в норму эмоциональное состояние.
Работа с родителями – важная составляющая реализации здоровьесберегающих технологий. Учитель может проводить родительские собрания, направленные на повышение информированности о здоровом образе жизни и привлечение внимания родителей к созданию благоприятных условий для здоровья детей дома. Например, на собрании можно обсудить важность полноценного сна, питания, организации рабочего места дома, что поможет повысить осведомлённость родителей и позволит им поддерживать инициативы педагога в школе. Совместные усилия учителя и родителей способствуют созданию единой системы, поддерживающей здоровье ребёнка и формирующей у него правильные привычки.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью работы педагога начальной школы и включают целый комплекс приёмов и методов, направленных на формирование у детей позитивного отношения к своему здоровью, навыков саморегуляции, профилактику заболеваний. Введение таких технологий позволяет значительно улучшить физическое и психоэмоциональное состояние младших школьников, что способствует успешному усвоению учебного материала, поддержанию интереса к занятиям и развитию гармоничной личности. Учителю важно помнить, что забота о здоровье детей – это не только их физическое благополучие, но и успешная учебная деятельность, а также основа для их будущего здорового и активного образа жизни.
Список литературы
Жураева
К. К.
Роль
здоровьесберегающих
технологий в повышении успеваемости учащихся начальной школы // Достижения науки и образования. 2018. №15 (37).
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
rol
-
zdoroviesberegayuschih
-
tehnologiy
-
v
-
povyshenii-uspevaemosti-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly
Киселева
Ж. И.
, Валетов
М. Р.
, Шляпникова
В. В.
Физкультминутки как элемент
здоровьесберегающих
технологий и средство закрепления программного материала // АНИ: педагогика и психология.
2020. №3 (32). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fizkultminutki-kak-element-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-i-sredstvo-zakrepleniya-programmnogo-materiala
Кузнецов Б. В.,
Шуткин
С. Н., Ипполитов В. В. Физкультминутки и
физкультпаузы
, как малые внеурочные формы занятий физической культурой // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы.
2015. №1 (6). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fizkultminutki-i-fizkultpauzy-kak-malye-vneurochnye-formy-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy
Маркова Р. И.,
Шеховцова
Л. Д., Прокофьева И. В.,
Секишева
Т. А.
Здоровьесберегающие
технологии в процессе обучения в начальной школе [Электронный ресурс] / Р. И. Маркова // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 92-94.