Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ | Иванова Татьяна Петровна. Работа №349362. Номер работы: №349362
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Как? Ответы - в этой статье.
Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации
Иванова Татьяна Петровна
г-к Анапа
2024 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования здоровьесберегающей образовательной среды в образовательном учреждении. …………………..4
1.1. Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. ……………4
1.2. Школьные факторы риска. ……………………………………………...13
1.3.Нормативно – правовые основы формирования здоровьесберегающей образовательной среды. …………………………………………………….20
1.4.Управление процессом создания здоровьесберегающей среды. …… 21
Глава 2. Особенности формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды в образовательных учреждениях. ………………30
2.1.Условия формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды. ……………………………………………………30
2.2. Проблемы, связанные с формированием и развитием здоровьесберегающей среды и пути их решения. ………………………..32
Заключение ……………………………………………………………….35
Список использованных источников ……………………………………38
Введение
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии:
дифференцированное обучение;
рациональная организация урока;
создание благоприятного психологического климата;
нейрогимнастика;
коммуникативные игры;
арт - методы;
развитие мелкой пальцевой моторики;
когнитивные упражнения;
кинезиологические упражнения;
антистрессовая гимнастика;
зрительная гимнастика;
динамические паузы.
Глава 1. Теоретические основы формирования здоровьесберегающей образовательной среды в образовательном учреждении.
Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Целью использования новых технологий является проблема преодоления больного детства Задачи, которые стоят перед современным учителем для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
1. выполняя образовательную функцию, содействовать оздоровлению учащихся;
2. вовлекать родителей в оздоровление детей;
3. передавать знания по предотвращению отдельных болезней;
4. пропагандировать здоровый образ жизни;
5. совместными усилиями воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.
Анализ литературных источников показал, что в настоящее время существует несколько определений, связанных с понятиями “технология”, “образовательные технологии”, “здоровьесберегающие технологии”, “здровьесберегающие образовательные технологии”, “здоровьеформирующие технологии”, “здоровьесберегающая педагогика”, “здоровьесберегающие мероприятия”. Понятие определения “здоровьесберегающие технологии” появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина.
По определению В. В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому определению здоровьесберегающую технологию можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
По словам профессора Н. К. Смирнова, здоровьеформирующие образовательные технологии следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
Исследователь В. Д. Сонькин под здоровьесберегающими технологиями подразумевает благоприятные условия обучения ребенка в школе, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
Таким образом, понятие здоровьесберегающая технология относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
1. Главный принцип здоровьесберегающих технологий"Не навреди!"- ориентирует на создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
2. Принцип сознательности - нацеливает на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
3. Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
4. Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативности и творчества.
5. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:
1. Технология обучения, содействующая здоровью.
2. Рациональный режим обучения.
3. Сбалансированное питание.
4. Психологическая и социальная поддержка.
5. Рациональный двигательный режим.
6. Оптимальная учебная нагрузка.
7. Условия соответствующие СанПиНам.
8. Охрана психического здоровья.
9. Современные медицинские услуги.
Отсюда возникают основные задачи здоровьесберегающих образовательных технологийобучения, которые ставлю в своей работе на первое место:
поддержание в школьном коллективе благоприятного психологического микроклимата;
создание рационального режима организации образовательного процесса в школе, соблюдение гигиенических требований к нему;
организация оптимального двигательного режима, сбалансированного питания;
формирование здорового образа жизни как стиля поведения, стиля жизни, развитие навыков гигиенической культуры, иммунитета к вредным привычкам.
В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках можно выделить несколько направлений.
Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между учителем и обучающимися. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.
Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния обучающихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока.
Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока обучающиеся, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности обучающихся. Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика. (1 блок головного мозга – уровень непроизвольной регуляции энергоснабжения).
Вопросами проблемы формирования здоровьесберегающей среды занимались такие учёные как, Брехман И.И, Виленский М.Я, Вишневский В.А., Зайцев Г.К., Ирхин В.Н., Казин Э.М., Калачёв Г.А., Лищук В.А., Мосткова Е.В., Татарникова Л.Г.
Изучив и проанализировав их работы, можно сделать вывод, что термин здоровьесберегающая педагогика собирательный. Он включает в себя:
Педагогическую систему, основанную на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитать у учащихся и реализовывать при организации учебно-воспитательного процесса;
Образовательную систему, провозглашающую приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающую его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей;
Область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учётом интересов здоровья учащихся и педагогов.
Здоровьесберегающая педагогика базируется на здоровьесберегающих технологиях. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его безопасным для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье - через образование.
Здоровьесберегающая среда – среда, построенная на основных принципах здоровьесбережения, повышающих удовлетворенность жизнью, качество жизни, трудовой, интеллектуальный и нравственный потенциал человека1. На первый план выходят личностные достижения каждого ребенка.
Действенность здоровьесберегающей среды обеспечивается реализацией следующих условий:
социально-педагогических - вариативность содержания образования, выбор здоровьесберегающей образовательной технологии, создание комфортных условий жизнедеятельности ученика с учетом его социального статуса;
медико-педагогических - обеспечение физической, физиологической, психической и психологической адекватности ребенка к постоянно меняющейся окружающей среде в школе, обучение познанию детей самих себя, своего здоровья, умению проводить профилактику собственных заболеваний;
санитарно-гигиенических - создание и соблюдение правил режима питания, труда и отдыха, содержания помещений в чистоте;
организационных - разработка и реализация содержания и структуры управления образовательной и оздоровительной работой в школе.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов (в их неразрывной взаимосвязи).
Здоровьесберегающие образовательные технологии — совокупность приемов, форм, методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. К таковым относят:
- здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии;
- здоровьесберегающие образовательные технологии;
- здоровьесберегающие медицинские технологии;
- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.
В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями;
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
В основе здоровьесберегающих технологий в образовании лежит идея сбережения здоровья обучающихся, что само по себе является элементом права на здоровье.
Сбережение здоровья обучающихся как один из ведущих принципов государственной политики в сфере образования раскрывается в законе РФ Об образовании. Жизнь и здоровье человека рассматриваются в качестве приоритетных направлений деятельности государства. Охрана здоровья обучающихся относится к компетенции государственных органов Российской Федерации, субъектов РФ, осуществляющих Управление в сфере образования.
Образовательное учреждение, в свою очередь, несет ответственность за создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса определяется, в том числе, документами, закрепляющими существенные моменты его построения.
Документы определяют существенные условия построения учебного процесса в целях сохранения здоровья обучающихся. Например, к ним можно отнести:
- установление единого максимально допустимого количества часов в неделю с учетом ее продолжительности для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения;
- включение в максимально допустимую нагрузку обучающихся часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах с соблюдением требования о том, что обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую;
- построение школьного расписания уроков с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся отдельно для обязательных и факультативных занятий;
- планирование факультативных занятий в дни с наименьшим количеством обязательных уроков;
- организация 40-минутного перерыва между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий;
- ограничение продолжительности уроков в школах до 40 минут;
- соблюдение требования обучения младших школьников в первую смену при сменном режиме работы учебного заведения;
- ограничение длительности непрерывного применения в учебном процессе технических средств обучения до установленных норм (в среднем 15-20 минут);
- обеспечение условий восстановления работоспособности обучающихся в течение дня путем установления нормативной продолжительности, максимальном использовании свежего воздуха, подвижных игр;
- применение методов профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения, к которым относят ограничением по плотности учебной работы на уроках по основным предметам до 80% и проведение на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз;
- удовлетворение биологической потребности школьников в движении путем включения предметов двигательно-активного характера;
- организация домашних заданий с учетом возможностей их выполнения и учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Для осуществления эффективной реализации данных программ необходима целенаправленная подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием. Соблюдение таких принципов как здоровое воспитание, здоровое обучение, здоровая организация, здоровое развитие выявило сегодня развитие процесса сохранения здоровья в образовательной среде по двум направлениям: создание школ здоровья, где средства здравоохранения являются частью системы образовательного учреждения и создание школ со здоровьесберегающими технологиями, где, опираясь на возможности самого образовательного учреждения, происходит выявление путей, способов, методик поддержки и охраны здоровья учащихся.
Противоречие, которое выявилось в ходе анализа возросших учебных нагрузок, уменьшения двигательной активности детей, приводящей к гиподинамии и нарушениям осанки, между приоритетом здоровьесберегающей педагогики и неразработанностью в педагогической науке и практике здоровьесберегающих технологий, указывает на необходимость расширения исследований в этой сфере, обобщения опыта применения таких технологий в сфере образования и выработку нормативных положений их реализации.
Разработка здоровьесберегающих технологий должна предусматривать создание условий для обеспечения физического благополучия (обеспечение нормального физического развития и совершенствования телесных функций), духовного благополучия (обеспечение нормальной психической деятельности, создание условий для достижения душевного комфорта) и социального благополучия (нормальные условия жизни, исключение социальных стрессов, связанных с недостатком средств существования, социальная комфортность).
Грамотное решение этой задачи позволит решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.
Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования.
1.2. Школьные факторы риска.
Исходя из анализа научных источников школьных факторов риска, можно сделать вывод что, здоровье понимается как состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни. Здоровье - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма ученика. Современная школа с её повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний.
Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим. Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те факторы (школьные факторы риска — ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.
К числу ШФР относятся:
Стрессовая педагогическая тактика.
Интенсификация учебного процесса.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Нерациональная организация учебной деятельности.
Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни.
Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона — ребенок. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности — еще один источник стресса. А если учесть, что этот страх усиливается не столько от реальной несостоятельности ребенка, сколько от осознания того, что избежать конфликтной ситуации, избавиться от нее у ребенка нет никакой возможности, то нетрудно представить себе силу воздействия таких ситуаций. Результаты наших исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5—2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).
Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограничения времени в процессе любой деятельности. Доказано, что это сильнейший стрессорный фактор, и именно в ситуации ограничения времени, постоянного цейтнота школьник живет в течение 10 —11 лет школьного обучения. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка ощущать свою несостоятельность, испытывать недовольство взрослых и т.п. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Например, в практике современной школы успешность обучения часто определяется не качественными, а количественными (скоростными) показателями деятельности. Это, прежде всего, относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе. Данные психофизиологических исследований процессов формирования навыков письма и чтения, проводимых в течение многих лет в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что несвоевременное форсирование темпа письма и чтения не только не способствует формированию этих базисных навыков, а, наоборот, тормозит этот процесс и нарушает его психофизиологическую структуру. Использование в качестве критерия успешности формирования навыка чтения скоростных характеристик, превышающих 80-90 слов в минуту, противоречит психофизиологическим закономерностям восприятия информации. При чтении со скоростью свыше 80—90 слов в минуту часть информации ребенком просто не воспринимается. Кроме того, артикуляционные движения, производимые со столь высокой скоростью, ведут к значительному мышечному напряжению и утомлению, а для некоторых детей просто невыполнимы. Несмотря на это, в школе продолжается испытание секундомером, приводящее к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелейшим психическим расстройствам. Решение этой проблемы требует не только изменения положения ребенка в школе и, возможно, законодательной защиты его прав и здоровья, но и серьезного изменения профессиональной подготовки педагогов.
Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников. Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Ярким примером такого несоответствия может служить использующаяся в начальной школе методика обучения безотрывному письму. Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования костей кисти и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции графических движений. Эта методика нарушает психофизиологическую структуру письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений, искусственно (из-за задержки дыхания) создает гипоксию и т.п. Результат такого несоответствия — не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс школьных проблем, повышение тревожности, а нередко - неврозоподобные и невротические расстройства.
Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения (при поступлении в первый класс).
Еще один фактор, приводящий к резкому ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Интенсификация идет различными путями: первый — явный (открытый) — увеличение числа учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов) составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 ч в день, в основной школе 7,2-8,3 ч в день и в средней школе 8,6-9,2 ч в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9—10 ч в начальной, 10-12 — в основной и 13-15 ч в средней школе. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма и т.п. нарушения. Среди учащихся этих школ в 1,2-2 раза больше, чем в массовой школе (хотя и в массовой школе далеко не все благополучно), детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, патологией органов зрения, хронической патологией. По данным Министерства Здравоохранения РФ, результаты проверок школ альтернативного типа (негосударственные общеобразовательные учреждения) показали, что 80 % этих учреждении открыто без согласия с медиками, санитарной службой, размещены в условиях, не отмечающих санитарным правилам и нормам.
Есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. По данным того же министерства, в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательные области филология (на 49 %) и математика (на 62 %). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой образовательной области за последние 50 лет не уменьшились. Поэтому столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса, утомлению и переутомлению.
Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учесть индивидуальные особенности ребенка оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80 %). Число таких детей за годы обучения неуклонно растет. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 — психоневрологических отклонений, в 3 - патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья углубляются, усиливаются, становятся хроническими и комплексными. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
Однако до сих пор приходится убеждать педагогов, что напряжение, утомление и здоровье - взаимосвязанные процессы. Действительно, микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, замаскирована, а такие его проявления как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности часто принимают за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают идеальные условия для развития нервно-психических заболеваний.
С интенсификацией учебного процесса тесно связана нерациональная организация учебного процесса. Школьники всех классов в 80-90 % случаев недосыпают 1,5-2,0 ч, а сокращение ночного сна отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15-30 мин.
Проблема контроля за организацией школьной среды требует совместных решений Министерства Образования РФ и Министерства Здравоохранения РФ. Важно отметить, что в организации учебного процесса в школе нет мелочей, все значимо, все сказывается на состоянии и здоровье ребенка, также сказываются и гигиенические условия обеспечения учебного процесса, такие как:
условия освещённости;
воздушно-тепловой режим;
воздействие шума;
санитарно-гигиеническое состояние школы;
экологические факторы;
гигиенические требования к использованию видеоэкранных средств обучения;
организация питания школьников;
требования к школьной мебели.
Все эти условия регламентированы Санитарными правилами и нормами, но еще не реализованы в большинстве школ России.
Одним из вариантов нерациональной организации учебного процесса, нарушающим закономерности динамики работоспособности, является сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3 урока, концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день. Еще не отработаны варианты рациональной организации уроков с включением работы за компьютером.
Еще одним фактором риска является функциональная неграмотность педагога, работающего в школе. Он может блестяще знать свой предмет, но может не знать детей, их возрастные и индивидуальные особенности, их возможности. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс.
Можно ли полностью исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей? Несомненно, необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса.
Возможно, идущие сейчас реформы школы, программ и учебников создадут условия для изменения ситуации. Важно, чтобы это была не разгрузка той же программы при тех же технологиях и методиках, при том же подходе к ребенку, скорее всего ничего изменить не смогут.
Все вышеперечисленные школьные факторы риска можно разделить на две категории:
1. Корректируемые – действия которых можно в некоторых случаях урегулировать;
2. Устранимые – негативное действие которых можно снять или нейтрализировать.
Существует также категория неизбежных факторов риска. К ним относят эндогенные факторы (возрастные, половые, наследственные), а также экзогенные внешкольные факторы (экологические и экономические). Мы обязаны учитывать неизбежные факторы, но мы не имеем возможности на них воздействовать.
Итак, в комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влияния школьных факторов риска можно выделить три направления:
• научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и исследовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические основы здоровьесберегающей деятельности;
• прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы;
• организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
Исходя из вышеперечисленных школьных факторов риска, мы можем выделить следующие принципы здоровьесбережения в образовательном учреждении:
1. не навреди;
2. принцип поддержания интереса к двигательной и познавательной активности;
3. действенный приоритет здоровья;
4. принцип непрерывности и преемственности;
5. принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися;
6. принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
7. медико-психологическая компетентность учителя;
8. приоритет активных методов обучения;
9. принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье;
10. принцип контроля за результатами здоровьесберегающей деятельности.
1.3. Нормативно-правовые основы формирования здоровьесберегающей образовательной среды
Процесс здоровьесбережения в образовательных учреждениях России регулируется нормативными документами различного уровня: Конвенцией ООН О правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации Об Образовании, Законом Российской Федерации Об основных гарантиях прав ребенка, приказами, постановлениями, методическими письмами Министерства науки и образования России, Министерства здравоохранения России, органов местного самоуправления регионального и муниципального масштаба, локальными актами ОО.
В настоящее время в Российской Федерации разработана и действует широкая нормативно-правовая база для внедрения здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений.
В соответствии с Законом Российской Федерации Об образовании здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. C 2005 года на федеральном уровне в России реализуется приоритетный национальный проект Здоровье. В Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации указывается, что основными направлениями политики в области охраны здоровья должны стать формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умений и навыков здорового образа жизни.
В Концепции модернизации российского образования отмечено, что в целях создания необходимых условий достижения современного качества общего образования планируется провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет повышения удельного веса и качества занятий физической культурой.
Закон О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения подчеркивает, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Во всех нормативно-правовых документах подчеркивается, что одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений должно стать создание условий для увеличения двигательной нагрузки обучающихся с целью сохранения и укрепления их здоровья и жизненной активности.
1.4.Управление процессом создания здоровьесберегающей среды.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент - одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения. Опыт успешного внедрения подобных технологий в образовательный процесс учреждений, формирования адаптивной образовательной среды уже имеется и достаточно ярко обобщен в работах Гладышевой О.С., Галеевой Н.Л., Рапопорт И.К. Предложены технологии формирования моделей школ здоровья путем изменения как содержания образования и системы оценки качества знаний, так и путем изменения формы и статуса образовательного учреждения. Всё это требует долгосрочных программ и активной государственной политики, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья школьников. Можно выделить следующие признаки государственной заинтересованности в здоровье нации:
увеличения процента национального дохода на финансирование здравоохранения;
борьба за экологическую чистоту;
борьба с наркозависимостью;
поддержка массовых видов физической культуры: шейпинг, аэробика, забеги, проплывы;
формирование моды на двигательную активность, на закаливание, на здоровый образ жизни;
обеспечение возможности рационального питания.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования, в которых предусматривалось создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагалось проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
- реальной разгрузки содержания общего образования;
- использования эффективных методов обучения;
- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
- улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
- рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Все вышеуказанные позиции организовывались в школах России и на основе результатов их реализации в настоящее время разработаны и апробированы перспективные модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Особенно важны в решении проблем сохранения и укрепления здоровья, следующие задачи:
выявление причинно-следственных связей и разработка;
разработка новых научных моделей, технологий и их компонентов;
экспериментальное обоснование новых моделей здоровьесберегающей среды;
разработка средств и методических приемов экспертизы;
экспертиза любых педагогических нововведений;
просвещение учителей по вопросам здоровьесбережения;
просвещение родителей.
Не менее значимы и задачи школьной администрации:
соблюдение СанПиНов;
внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;
обеспечение переподготовки кадров;
организация системной работы по охране и укреплению здоровья, формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни;
создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;
влияние на социальные, экономические и психологические факторы;
организация контроля за динамикой состояния здоровья педагогов, учащихся.
Следует выделить и задачи учителя:
просвещение учащихся;
мотивация учащихся;
создание эффективного психологического климата в классе;
выбор адекватных средств и методов;
индивидуальный подход;
взаимодействие с семьей;
влияние на микросоциум;
привлечение к работе родителей;
фиксация проблем.
Особо подчеркнём задачи родителей:
создание условий для академических занятий ребенка;
создание условий для оздоровления ребенка;
формирование морали, социальных установок;
формирование мотивации;
передача культурных традиций;
взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
влияние на психологические внутришкольные факторы.
Есть свои задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья и у учащихся:
формирование собственной мотивации к здоровью;
формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
Школа может и должна заниматься изучением проблем здоровья, потому, что это — важнейшая категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Какой же должна быть школа со здоровьесберегающей средой?
Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека. В комплекс показателей должны быть включены оценка физического развития обучающихся и оценка их физической подготовленности, а также комплексная оценка состояния здоровья путём распределения школьников на группы здоровья. Систематически должны анализироваться показатели заболеваемости учащихся по количеству случаев и дней пропусков занятий по болезни.
Исследования различных подходов к решению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих проблем позволили определить основные направления деятельности, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях и ступенях его организации. В обобщенном и проверенном опытом многолетней работы варианте все направления деятельности можно сгруппировать следующим образом:
- создание модели экологически комфортной образовательной среды, влияние которой на состояние здоровья субъектов педагогического процесса не провоцирует (сдерживает) развитие патологических изменений;
- разработка и внедрение технологий реабилитации умственной и физической работоспособности в педагогическом процессе;
- формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного процесса на основе компетентностного подхода;
- внедрение мониторинговой системы результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности;
- разработка технологии здоровьесберегающего сопровождения учащихся в образовательном процессе.
Попытаемся раскрыть роль общеобразовательных учреждений, педагогических коллективов в реализации идеи здоровьесбережения, основная суть которой состоит в следующем:
Практически каждое общеобразовательное учреждение в наше время в качестве ключевых определяет следующие три следующие задачи: во – первых, не провоцировать ухудшении состояния здоровья каждого ученика, во – вторых, по мере возможности укреплять его и развивать, в – третьих, готовить ученика к здоровому образу жизни, воспитывая у него культуру здоровья.
Как показывают исследования, объективно педагогический коллектив осознает, что достичь этого возможно лишь при условии, если будет создана в образовательном учреждении здоровьесберегающая, здоровьеформирующая, здоровьеразвивающая образовательная среда.
В качестве ведущих условий создания такой среды должны выступать, во-первых, высокая компетентность в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса (учителей, руководителя школы, учеников и родителей). Вторым важнейшим условием является наличие ресурсных возможностей и умелое их использование руководителями образовательных учреждений в управлении.
Подчеркнем, что стремление к моделированию здоровьесберегающей среды и реализация этой задачи на практике определяются, прежде всего, характером отношения и степенью готовности управленцев, и не только завучей и директоров, но и каждого учителя к экологически целесообразной, грамотной деятельности.
В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать личностно-развивающее (гуманно-личностнное) образование, ведущий постулат которого – признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка. Поэтому с самого начала важно, чтобы педагоги, школьные психологи и педагогические консилиумы школы помогли каждому ученику познать себя и поверить в возможность успешного развития: к чему ребенок имеет склонность, особенности его памяти, внимания, темп образовательной деятельности, интересы, потенциал физического и физиологического развития и др.
Далее важно предоставить ученику право и организовать психолого-педагогическую и родительскую помощь при определении трех очень важных для его успеха в образовательном процессе выбора:
• выбор углубленного изучения предметов;
• выбор дополнительных элективных курсов;
• выбор уровня изучения дополнительных предметов, интересующих ученика.
Такой подход очень успешно осуществляется в школах, реализующих мультипрофильное обучение. Следующий шаг связан с разработкой учителями – предметниками или классными руководителями индивидуальной траектории обучения для каждого ученика, что обеспечивает наиболее полное удовлетворение от учебно-познавательной деятельности при получении образования. Индивидуальная траектория соответствует интересам и склонностям каждого учащегося, выстраивается в форме индивидуальных учебных планов, которые включают:
- обязательные учебные занятия;
- занятия по выбору;
- работа в кружках, секциях (внутри школы и вне её);
- занятия в библиотеке, работа с сетью Интернет;
- индивидуальная работа с педагогами, репетиторами;
- старшие школьники могут включать подготовительные занятия в вузах, которые они избирают для поступления.
План может включать и такие разделы, как характеристика школьника; самоопределение, способности, готовность к обучению; обязательные учебные предметы; необязательные (по выбору) учебные предметы; дополнительная работа
Итогом индивидуального учебного плана может служить портфолио ученика.
Очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности быть здоровым, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков здорового образа жизни задачу эту не решить. Важно, чтобы забота о собственном здоровье как основной жизненной ценности стала естественной формой поведения. Эта работа требует объединения усилий образования, здравоохранения, культуры. Необходима не просто координация деятельности образовательного учреждения в решении этой задачи, а комплексная целевая программа управления развитием мотивации здорового образа жизни (ЗОЖ) современного школьника. В термин здоровый образ жизни включается:
категория общего понятия образ жизни, включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни;
комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды;
активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека;
организация всех сторон своего бытия, позволяющая увеличить продолжительность жизни и повысить её качество;
поведение, позволяющее экономить время и деньги на услугах здравоохранения.
Школа является социальным, функциональным органом, который способствует рождению у человека опыта саморегуляции здоровой жизнедеятельности. Проведение системной целенаправленной работы по созданию комплексной психолого-педагогической поддержки формирования потребности в ЗОЖ учащихся ведет к серьезным изменениям в развитии школы, захватывая все уровни — от управления образовательным учреждением до отношений в классе.
Необходимо целенаправленное вооружение учителя технологиями общения, педагогического взаимодействия. Эти технологии также можно отнести к технологиям развивающего обучения, так как они не только обеспечивают необходимый положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания повышают качество коммуникативных компетенций ученика.
Зачастую причина учебного неуспеха ученика кроется не в перегрузке, и не в нелюбимом учителе, не в плохих учебниках, а в том, что даже при большом желании хорошо учиться далеко не каждый реальный школьник обладает достаточным для успешной учебы уровнем развития познавательных способностей.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения. Задумываешься над вопросом: какой ценой дается образование? Невольно становишься перед выбором: так все-таки, здоровье или образование? Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Эта проблема сегодня уже имеет решение. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его безопасным для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье через образование.
Здоровьесберегающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организованно так, чтобы включить учащихся в активную образовательную деятельность.
Научно-технические и социально-политические процессы, происходящие в современном обществе и естественным образом затрагивающие школу, приводят к тому, что запас знаний учащихся достаточно быстро устаревает. Это можно объяснить также невостребованностью многих конкретных знаний в жизни школьника. В такой ситуации процесс учения должен подчиняться не репродуктивному принципу запомнить - рассказать, а принципу самостоятельного поиска ответов. Цель такого обучения - научить учиться.
Умея самостоятельно добывать знания, ученик сможет успешно продолжить образование на любом уровне - от школы до вуза и далее. Но это в идеале, а педагогические реалии свидетельствуют, что далеко не все могут учиться самостоятельно и творчески, основная масса предпочитает традиционные способы учебы.
Положительные эмоции, пронизывая весь учебный процесс и всю сферу внеурочного общения подростка, способствуют повышению работоспособности школьника, раскрытию его резервных творческих возможностей, моральному удовлетворению и личностному гармоническому самовыражению и саморазвитию.
В большинстве своем педагоги игнорируют те рекомендации по использованию приемов и средств, таких как, например, сотрудничество, создание ситуации успеха, оказание эмоционального поощрения, поддержки, конструирование позитивных межличностных отношений и т.д. Именно эти педагогические приемы благоприятно влияют на общее состояние здоровья детей, работу адаптационных механизмов и существенно сдерживают негативные факторы школьной среды, на которые обращают внимание ученые-физиологи.
Не менее значимой проблемой является содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья детей, подростков, молодежи.
И, наконец, ведущим условием успешного практического решения проблемы здоровья в образовании мы рассматриваем профессиональную компетентность учителя, его личную культуру здоровья. Культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребенка к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Проведенные исследования показывают, что российское учительство можно отнести к категории наиболее неблагополучной части населения и по состоянию здоровья, и по образу жизни, и по состоянию культуры здоровья. Так у 75% педагогов общеобразовательных школ отмечаются проблемы с весом, общефизическим состоянием, рост хронических заболеваний, неудовлетворенное общее самочувствие, повышенная утомляемость. Более 50% учителей практически полностью игнорируют принципы и правила ведения здорового образа жизни, хотя достаточно хорошо осведомлены в области здоровья, знают и могут рассказать о различных здоровьесберегающих методиках, с удовольствием дают рекомендации, которым сами на практике не следуют. 35% стремятся к здоровому образу жизни, однако, приоритет здоровья уступает приоритету других социальных ценностей, например, работе.
Таким образом, здоровьесбережение как одно из основных направлений в работе школы даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом и при активизации как внутреннего, так и внешнего ресурсного потенциала.
Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков являются:
1) научно - методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
2) законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;
3) создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе;
4) использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
5) формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;
6) эффективное медицинское обеспечение в школе.
Глава 2. Особенности формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды в ОО.
2.1. Условия формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды.
Основными причинами ухудшения здоровья при обучении в школе является стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, а также низкая компетентность педагогов в вопросах здоровьесберегающей деятельности. Таким образом, при переходе школы на позиции сбережения здоровья предполагаются изменения в различных сферах работы образовательного учреждения, и педагоги являются ключевыми фигурами, способными осуществить их. Это требует от учителей ориентации на определённые ценностные смыслы как в личной, так и в профессиональной деятельности. Поэтому администрация школы, внедряя здоровьесберегающий подход в учебно- воспитательный процесс школы, в самом начале планирует подготовительный период, предполагающий профессиональную подготовку педагогического коллектива. В содержании такой подготовки можно выделить две стратегические задачи:
организация учебного процесса с минимизацией школьных факторов риска;
формирование у школьников ориентаций на здоровый образ жизни и культуру здоровья.
Что должно быть в школе?
Педагогический состав является готовым к преобразованиям в направлении здоровьсберегающей деятельности. В школе работает сплочённый профессиональный коллектив педагогов. В реализации данного проекта участвуют: заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, осуществляющие краеведческую, экологическую и туристическую деятельность; социальный педагог, профориентатор, преподаватель- организатор ОБЖ, учителя физической культуры, учителя эстетического цикла, специалист по охране труда и технике безопасности; медицинский работник, закрепленный за школой, все учащиеся общеобразовательного учреждения и их родители.
Для решения вопросов здоровьесбережения поставлены следующие задачи:
1. Необходимость создания Центра здоровья.
2. Разработка программы Здоровье; назначение координатора здоровьесберегающей программы со следующими должностными обязанностями:
- консультирование сотрудников школы при текущем и перспективном планировании деятельности педагогического коллектива по охране и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса;
- помощь учителям в создании рабочих образовательных программ, в интеграции проблем здоровья в контексты учебных предметов, посещение уроков и их последующий анализ с позиций здоровьесбережения;
- пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов;
- оказание помощи педагогическим работникам в освоении здоровьесберегающих инновационных программ и технологий;
- организация просветительской работы для родителей, приём родителей учащихся и их законных представителей по вопросам здоровья обучающихся;
- распространение опыта работы по вопросам оздоровительных технологий и здоровья учащихся участников образовательного процесса;
- участие в проведении работы по организации рационального питания школьников; осуществление контроля (совместно с медицинским работником) за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока;
- обеспечение выполнения директивных и нормативных документов по охране здоровья участников образовательного процесса;
- координация работы учителей и других педагогических работников по разработке и реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления обучающихся;
- контроль выполнения требований к режиму учебно-воспитательного процесса;
- осуществление руководством медико-социально-психолого-педагогическим консилиумом в школе;
- организация социологических опросов среди учителей, учащихся, родителей;
- анализ и при необходимости внедрение предложений по содействию программе, по её корректировке, изменениям;
- внесение предложений в организацию работы по оптимизации школьной среды, её санитарно-гигиенических, эстетических и психологических особенностях;
- внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса, участие в работе педагогического совета школы;
- осуществление взаимодействия с медицинским пунктом, детской поликлиникой, врачами-консультантами по конкретным вопросам (диспансеризация, профилактика травматизма и т.д.).
Показателями критерия результативности могут быть:
- увеличилось количество спортивных секций и количество учащихся, занятых в спортивно-оздоровительной работе; учащихся, посещающих спортивные секции;
- уменьшилось количество пропусков уроков учащимися по болезни;
- улучшились результаты участия школьников в школьных и районных соревнованиях;
- уменьшилось количество учащихся, нуждающихся в занятиях ЛФК, относящихся к специальным медицинским группам, освобожденных от уроков физической культуры;
- улучшились показатели здоровья учащихся по многим параметрам (показатели заболеваний эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезней глаза и его придаточного аппарата, болезней органов дыхания, болезней органов пищеварения, плоскостопия, нарушенной осанки);
- организованы методические дни, семинары, мастер-классы, научно-практические конференции и т. д.
Критерий удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса может включать: опросы и анализ взаимодействия ОУ с родителями и учащимися, выборочное анкетирование родительского состава по вопросу Анализ созданных условий для школьников.
2.2. Проблемы, связанные с формированием и развитием здоровьесберегающей среды и пути их решения.
Снижение двигательной активности остаётся одной из главных проблем здоровья учащихся. Это связано соследующими обстоятельствами.
Во-первых, вшколах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся, что недопустимо всоответствии снормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако, дети делают ежедневно уроки всреднем по35минут, а30% тратят навыполнение домашних заданий более 1часа. Более того, даже ввыходные дни учащиеся 1класса занимаются домашними заданиями. Рабочая неделя устаршеклассников— всреднем 50,5часов. Сравним это спродолжительностью рабочей недели увзрослого человека: она составляет 41час. Наглядно видно, скакой перегрузкой работают школьники.
Во-вторых, вшколе преобладают так называемые сидячие занятия: вучебном плане недостаточно предметов, связанных сдвижениями, сосменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд идр.). Первоклассники истаршеклассники ведут сидячий образ жизни: вшколе они все время проводят запартами, адома— перед телевизором икомпьютером. Дети снедостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются— много болеют.
В - третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается итехнологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению иписьму), иорганизации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность ипр.).
Особое беспокойство вызывает переход ученика изначальной школы в5класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, вкоторые попадает ребенок (увеличивающийся объем нагрузок, методы обучения, отсутствие единых требований кучащимся состороны учителей), ивозможностями школьника этого периода развития. Многие учителя даже неимеют представления отом, что время обучения в5-6классах совпадает спервым, самым острым, носкрытым отвнешнего взора, процессом полового созревания ребенка, ичто этот период его жизни связан снекоторым откатом вразвитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится зачастую резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует назамечания взрослых исверстников. Опасность здесь втом, что при неблагополучных условиях этап адаптации кновой ситуации обучения идет болезненно иможет затянуться. Значит, нужно изменять особенности организации обучения в5-6классах (особенно в5-ом), пересматривать содержание обучения, отрабатывать требования ксредствам обучения, втом числе кучебникам, осуществлять ихпреемственность сучебниками начальной школы. Необходима соответствующая нормативная база, новые методические письма, раскрывающие особенности детей этого возраста испецифику ихобучения вэтот особый возрастной период.
Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.), необходят стороной истаршеклассников.
Быстрое половое созревание иусловия социума, способствующие более раннему началу половой жизни, привели квозникновению нового для нашего общества явления— подросткового материнства, что негативно отражается как наздоровье незрелых вовсех отношениях матерей, так инарожденных ими детях.
Предметом беспокойства является организация детского досуга. Разрушились связи между семьей, школой иучреждениями дополнительного образования. Значительную часть времени дети проводят перед телевизором, компьютером. Недоступность для многих семей стадионов, плавательных бассейнов, спортивных секций ипр. снижает возможности компенсировать утомляемость детей инедостаточность двигательной активности. Нужно продумать возможные варианты включения школьника иего семьи вспортивную жизнь.
Сегодня учитель неготов крешению задач, связанных сохраной иукреплением здоровья, неосознает важность здоровьесберегающих методик, плохо знает возрастные психо-физиологические особенности школьника, проявляет беспокойство лишь тогда, когда ребенок из-за частых пропусков уроков поболезни начинает снижать свои учебные результаты. Вся эта печальная статистика говорит отом, что нужна реальная, продуманная система мер поизменению отношения общества икаждого его члена кпроблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение иукрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания ирассматривались влогике сохранения благополучия нации игосударства.
Необходимо наметить основные пути дальнейшего развития здоровьесберегающей среды в каждой школе:
- продолжить проведение семинаров с классными руководителями и специалистами, работающими в воспитательной системе школы по тематике здоровья; новым здоровьесберегающим технологиям, реально применимым в школе;
- продолжить работу по созданию мониторинга здоровья и его практического использования классными руководителями, проведения сравнительной оценки интегративных показателей здоровья учащихся, общей заболеваемости и хронической патологии, определение групп здоровья;
- более широкое привлечение специалистов для прочтения лекций обучающимся и сотрудникам школы;
- проведение общешкольной конференции по проблемам охраны здоровья учащихся (в конце года);
- продолжить привлечение учащихся к проблемам здорового образа жизни через научно-исследовательские проекты;
- проведение тематических классных часов по проблемам здоровья и здорового образа жизни;
- проведение уроков здоровья;
- подбор учителями научно-методической литературы по тематике Здоровый образ жизни и рациональное питание и создание медиатек;
- продолжение работы спортивных секций;
- проведение Дней здоровья раз в четверть.
Заключение
Завершая работу, стоит подчеркнуть, что:
Во-первых, здоровьесберегающая педагогика - это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся. Школа со здоровьесберегающей средой - прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность.
Во-вторых, исследование позволило определиться в научных и концептуальных основах и практической организации здоровьесберегающей образовательной среды в ОО:
выявлены следующие основы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:
использование эффективных методов обучения;
повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
формирование мотивации и потребности у педагогов к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе;
организации мониторинга состояния здоровья детей;
отказ от авторитарного стиля преподавания;
обеспечение переподготовки кадров;
улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха;
уделение большого внимания к здоровью педагогов (организация санаторно-курортного лечение, проведение индивидуальных консультаций с педагогами по их психологической разгрузке, нормализации эмоциональной сферы).
Показателем эффективности внедрения здоровьесберегающей программы в ОО являются следующие результаты:
- по результатам мониторинговых исследований наблюдается положительная динамика по отдельным показателям;
- в ОО создаются здоровьесберегающие условия для всех участников образовательного процесса;
- администрация, педагогический коллектив учреждений уделяют большое внимание формированию инициативы и самостоятельности учащихся, обеспечивают высокое качество образовательных услуг, контролируют объём и время выполнения учащимися домашнего задания, что, по мнению большинства родителей, положительно влияет на здоровье детей и подростков;
- в ОО ведётся большая работа по созданию системы для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, улучшению эмоционально-психологического климата и формированию коммуникативной культуры учащихся и педагогов;
- разработана система показателей и методического обеспечения проведения мониторинга результативности работы.
Итак, в процессе работы удалось:
определиться в научных и концептуальных основах и практической реализации организации здоровьесберегающей образовательной среды;
выявить состояние проблем организации здоровьесберегающей среды в ОО;
оценить эффективность реализации здоровьесберегающей образовательных программ;
определить недостающие условия для более эффективной организации здоровьесберегающей образовательной среды.
Таким образом, поставленные задачи решены, результаты позволяют определить оптимальные подходы к устранению выявленных слабых сторон организации здоровьесберегающей среды в образовательных организациях.
Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения, ставит передсобой непростую задачу. Чтобы сформировать культуру здорового образа жизни удетей, физкультурных минуток недостаточно. Эта работа требует вдумчивого подхода ипостоянного внимания напротяжении всей педагогической деятельности.
Список использованных источников
Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и преподавателей-организаторов курса “ОБЖ”. М., 1997.
Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
Веденеева С. А. Школа - территория здоровья. Роль интегрированных уроков ОБЖ, физкультуры, русского языка и литературы, географии в пропаганде здорового образа жизни [Текст] / С. А. Веденеева, Л. Н. Гришина, М. Б. Елистратова // Теория ипрактика образования всовременном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г.Санкт-Петербург,февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 3-5.
Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2006. – 61с.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь, 2002. – С. 6-16.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5 – 7 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 208 с.
Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
Маслов А.Г. Подготовки и проведение соревнований учащихся “Школа безопасности”: Учебно - методическое пособие. М., 2000
Мороз О.П. Группа риска. М., 1990.
Педагогика здоровья. М., 1990.
Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М.,1999.
Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
2