Здоровьесберегающий компонент на уроках в начальной школе | Шамина Ольга Александровна. Работа №345560
Аннотация. В статье рассматривается роль и значение здоровьесберегающего компонента на уроках в начальной школе. Описаны основные методы и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе обучения. Приведены примеры упражнений и методик, способствующих снижению утомляемости, профилактике зрительного и физического напряжения, а также развитию положительного отношения к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, здоровье учащихся, физическая активность, профилактика утомляемости, здоровый образ жизни.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Шамина Ольга Александровна, учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 1228 " Лефортово" г. Москвы
Аннотация. В статье рассматривается роль и значение здоровьесберегающего компонента на уроках в начальной школе. Описаны основные методы и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе обучения. Приведены примеры упражнений и методик, способствующих снижению утомляемости, профилактике зрительного и физического напряжения, а также развитию положительного отношения к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, здоровье учащихся, физическая активность, профилактика утомляемости, здоровый образ жизни.
Здоровье школьников является важной составляющей образовательного процесса, особенно в начальной школе, когда организм ребёнка подвержен высоким нагрузкам, связанным с адаптацией к новым условиям обучения. Внедрение здоровьесберегающего компонента на уроках направлено на сохранение здоровья учащихся и формирование у них навыков здорового образа жизни. Это не только помогает детям сохранить физическое и психоэмоциональное здоровье, но и способствует повышению учебной мотивации и успеваемости.
Физкультминутки и динамические паузы являются основными методами, направленными на снятие утомления и напряжения во время уроков. Длительное нахождение в статичной позе и необходимость концентрации могут приводить к быстрой утомляемости младших школьников. Для профилактики утомления и поддержания работоспособности учитель может организовывать короткие физкультминутки каждые 15-20 минут. Например, упражнения для рук, ног, спины и шеи позволяют снять мышечное напряжение и улучшить кровообращение. Это помогает детям вернуться к учебной деятельности с новыми силами и сохранять внимание на протяжении урока.
Организация правильной рабочей позы и соблюдение гигиенических норм также играют важную роль в сохранении здоровья школьников. Учитель должен следить за тем, чтобы дети сидели правильно, с поддержкой спины, чтобы учебные материалы были на удобном расстоянии, а рабочее место было хорошо освещено. Это помогает предотвратить проблемы с осанкой и зрением. Например, при письме важно, чтобы свет падал с левой стороны для правшей и с правой для левшей, что снижает напряжение на глаза и улучшает видимость.
Профилактика зрительного напряжения — ещё один важный элемент здоровьесберегающего компонента. Уроки в начальной школе часто связаны с работой с текстом, как на доске, так и в тетрадях, что может вызывать утомление глаз. Учитель может использовать методы смены видов деятельности, чтобы снизить нагрузку на зрение, а также предлагать упражнения для глаз. Например, простые упражнения, такие как «посмотри вдаль — посмотри близко» или «массаж глазных яблок», помогают снять напряжение и поддерживать здоровье глаз.
Правильное распределение учебной нагрузки является важным аспектом здоровьесберегающих технологий. Учитель должен учитывать физиологические особенности младших школьников и строить уроки таким образом, чтобы чередовались виды деятельности — от более сложных к менее интенсивным. Например, после работы с текстом можно предложить ученикам более активные задания, требующие движений, или творческую работу. Это помогает снизить утомляемость и улучшить концентрацию внимания.
Включение игровых элементов и активных методов обучения также способствует сохранению здоровья школьников и повышению их учебной мотивации. Учитель может использовать подвижные игры, соревновательные задания или работу в группах, чтобы сделать учебный процесс более динамичным и интересным. Например, при изучении нового материала можно предложить детям выполнить задания в формате игры, где они будут перемещаться по классу, обсуждать задания с одноклассниками и одновременно работать над развитием учебных навыков. Это помогает не только снизить физическое напряжение, но и улучшить эмоциональное состояние учащихся.
Формирование навыков здорового образа жизни — ещё один важный элемент здоровьесберегающего компонента в начальной школе. Учитель может интегрировать темы, связанные с правильным питанием, гигиеной, физической активностью и профилактикой болезней, в различные уроки. Например, на уроках окружающего мира можно обсуждать важность свежего воздуха и прогулок, на уроках физкультуры — говорить о значении регулярных занятий спортом, а на занятиях по чтению — анализировать рассказы, связанные с темами здоровья. Это помогает детям формировать осознанное отношение к своему здоровью и закладывает основы для ведения здорового образа жизни.
Психоэмоциональная поддержка школьников также играет важную роль в сохранении здоровья. Учитель должен создавать благоприятную атмосферу на уроках, где дети будут чувствовать себя комфортно, уверенно и безопасно. Поддержка и положительное отношение к успехам учащихся, обсуждение возникающих проблем и стрессов способствуют снижению уровня тревожности и улучшению эмоционального состояния школьников. Например, учитель может практиковать короткие беседы о самочувствии детей, предложить методы саморегуляции, такие как дыхательные упражнения, которые помогают справляться со стрессом и усталостью.
Таким образом, внедрение здоровьесберегающего компонента на уроках в начальной школе способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Использование физкультминуток, правильной организации рабочего места, профилактики зрительного напряжения, правильного распределения учебной нагрузки и интеграции тем здорового образа жизни помогает детям не только успешно справляться с учебной деятельностью, но и развивать навыки, необходимые для поддержания здоровья в будущем.
Список литературы
Жандаулетова
В. И.,
Клеймёнова
Л. А. Решение проблем
здоровьесбережения
младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО. Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. Белгород. 2014. С. 144.
Пупынина
Н. А.
Здоровьесберегающие
технологии в современной начальной школе // Вектор научно-технологического развития России с учетом глобальных трендов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 сентября 2022г.