Здоровьесберегающий подход к изучению нового материала на уроках математики | Балашова Елена Алексеевна. Работа №343561. Номер работы: №343561
Аннотация. В статье рассматриваются принципы и методы внедрения здоровьесберегающего подхода на уроках математики при изучении нового материала. Особое внимание уделяется значению сохранения здоровья учеников в образовательном процессе и способам организации уроков, направленных на снижение психоэмоционального и физического напряжения учащихся. Описаны основные приемы и техники, помогающие создать благоприятные условия для восприятия нового материала, а также рекомендации для учителей по внедрению здоровьесберегающих технологий в математическое образование.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, математика, обучение, психоэмоциональная нагрузка, физическое здоровье, образовательный процесс.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Балашова Елена Алексеевна, учитель математики
МБОУ «Базинская ООШ им. Героя Советского Союза Н.В. Сутягина»
Аннотация. В статье рассматриваются принципы и методы внедрения здоровьесберегающего подхода на уроках математики при изучении нового материала. Особое внимание уделяется значению сохранения здоровья учеников в образовательном процессе и способам организации уроков, направленных на снижение психоэмоционального и физического напряжения учащихся. Описаны основные приемы и техники, помогающие создать благоприятные условия для восприятия нового материала, а также рекомендации для учителей по внедрению здоровьесберегающих технологий в математическое образование.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, математика, обучение, психоэмоциональная нагрузка, физическое здоровье, образовательный процесс.
Современная школа сталкивается с проблемой поддержания и укрепления здоровья учеников, особенно в условиях растущих образовательных требований. Уроки математики, как один из наиболее интенсивных предметов по когнитивной нагрузке, требуют особого подхода, направленного на уменьшение негативного влияния на здоровье учащихся. Здоровьесберегающий подход к обучению новому материалу помогает снизить стресс, улучшить усвоение знаний и повысить учебную мотивацию.
Изучение нового материала на уроках часто сопровождается повышенной умственной нагрузкой, что может вызвать усталость и сниженное внимание у учеников. Здоровьесберегающий подход помогает избежать перегрузок, обеспечивает равномерное распределение учебной нагрузки и создает комфортные условия для восприятия информации.
Основные задачи здоровьесберегающего подхода на уроках математики включают:
Снижение психоэмоционального напряжения. Математика требует высокой концентрации и логического мышления. Задача учителя — минимизировать стресс через правильную организацию занятия, использование разнообразных методов обучения и поддержание позитивной атмосферы в классе.
Предупреждение физической усталости. Долгое сидение за партой без движения негативно сказывается на физическом состоянии учеников. Важно организовать урок так, чтобы у детей была возможность двигаться и сменять виды активности.
Создание комфортной образовательной среды. Учащиеся лучше усваивают новый материал в условиях, когда чувствуют себя психологически комфортно. Это включает использование технологий, помогающих снизить когнитивные перегрузки, такие как визуальные материалы и интерактивные упражнения.
Для предотвращения усталости и сохранения внимания учеников на протяжении всего урока рекомендуется чередовать виды деятельности. Например, после объяснения нового материала можно провести короткую физкультминутку или предложить ученикам решить несколько практических задач.
Интерактивные методы, такие как групповые обсуждения, работа с компьютерными программами или использование интерактивных досок, помогают снизить напряжение и сделать процесс обучения более интересным. Вовлеченность школьников в активную деятельность способствует лучшему усвоению материала.
Проводить физкультминутки на уроках математики особенно важно. Они помогают снять напряжение с мышц и улучшить кровообращение, что в свою очередь положительно влияет на умственную активность. Кроме того, регулярные упражнения для глаз помогают предотвратить зрительное утомление, особенно при работе с доской или учебными пособиями.
Создание позитивной атмосферы на занятиях помогает снизить уровень стресса. Учитель может использовать юмор, предложить детям творческие задания или провести игру, чтобы разбавить напряжение при изучении нового материала.
Визуальные материалы, такие как схемы, графики, диаграммы и таблицы, облегчают восприятие сложных математических понятий. Визуализация помогает ученикам быстрее и легче понимать новый материал, снижая когнитивную нагрузку.
Существуют некоторые принципы организации урока математики с учетом здоровьесберегающих технологий. Педагогу следует планировать урок таким образом, чтобы сложные теоретические вопросы чередовались с более легкими практическими заданиями. Это позволяет избежать перегрузки и сохранить концентрацию внимания учащихся. Все ученики воспринимают новый материал с разной скоростью. Учителю важно учитывать уровень подготовки каждого обучающегося и предоставлять им задания соответствующей сложности. Это позволит избежать стресса и создаст условия для эффективного обучения. Активное участие школьников в учебном процессе способствует снижению психоэмоционального напряжения и улучшает усвоение материала. Преподаватель может вовлекать учеников в обсуждение, просить их самостоятельно формулировать выводы или решать задачи в парах и группах.
Для успешного внедрения здоровьесберегающего подхода педагогам следует придерживаться определенных рекомендаций. Во-первых, важно регулярно использовать физкультминутки. Даже короткие физические упражнения могут значительно снизить уровень усталости и повысить активность учеников. Также создание благоприятной атмосферы на уроке включает заботу о психоэмоциональном состоянии школьников. Учитель должен поддерживать доброжелательный тон общения и мотивировать учеников через позитивное подкрепление. Кроме того, необходимо включать в уроки интерактивные и творческие задания. Чередование различных видов деятельности помогает поддерживать интерес к предмету и снижать когнитивную нагрузку. А предоставление дифференцированных заданий позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя комфортно и успешно справляться с учебными задачами.
Таким образом, здоровьесберегающий подход к изучению нового материала на уроках математики способствует созданию комфортной и безопасной образовательной среды, что помогает учащимся лучше усваивать информацию и развивать математические навыки без перегрузок. Использование таких технологий повышает интерес к предмету, снижает уровень стресса и делает процесс обучения более продуктивным.
Список литературы
Курбатова, А. С.,
Ягин
, В. В. Проблема
здоровьесбережения
в современной российской школе [Электронный ресурс] / А. С. Курбатова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.
URL
:
http
://
www
.
scienceeducation
.
ru
/
ru
/
article
/
view
?
id
=24977
Ларионова, И. С. Здоровье как витальная ценность [Текст] / И. С. Ларионова.
- М., 2014. - 190 с.