Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Здоровьесбережение в учебном процессе в начальной школе | Светлана Борисовна Смирнова. Работа №314727

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Сегодня одним из приоритетных направлений государственной

политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья

младших школьников. Об этой необходимости в современных условиях

заявлено в Федеральных государственных образовательных стандартах [51].

  В новых стандартах одной из ключевых идей является

формирование культуры здоровья младшего школьника.

Повлиять на   улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему     здоровью можно в том случае, если в школе будет создана  здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения,

использованы здоровьесберегающие технологии и будут выполняться  требования к условиям реализации образовательных программ и    просветительской работы с родителями [51].

 

Тема :

Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе младших школьников.

Сегодня одним из приоритетных направлений государственной

политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья

младших школьников. Об этой необходимости в современных условиях

заявлено в Федеральных государственных образовательных стандартах [51].

В новых стандартах одной из ключевых идей является

формирование культуры здоровья младшего школьника.

Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения,

использованы здоровьесберегающие технологии и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями [51]. «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В.А. Сухомлинский )

Актуальность:

Здоровье детей относится к приоритетным направлениям в сфере образования;

увеличилось число школьников, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья;

снизилась двигательная активность учеников.

Цель:

- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;

- сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Большую часть времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Существуют факторы риска, связанные с учебным процессом и определено их влияние на здоровье учащихся. По статистике Института возрастной физиологии РАО современная образовательная среда провоцирует факторы риска, с которыми связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей.

К школьным факторам риска относят стрессовые ситуации на занятиях и стрессогенная педагогическая тактика, необъективная оценка знаний, неадекватные требования к ученику;

недостаток физической нагрузки, что приводит к гиподинамии и ухудшению здоровья;

нарушение физиологических и гигиенических норм;

несоответствие учебной нагрузки возрасту обучаемых;

интенсификация образовательного процесса, что приводит к переутомлению;

неосведомленность педагогов, родителей и детей в вопросах охраны и укрепления здоровья;

невозможность индивидуального подхода к учащимся;

недостаточная популяризация культуры здоровья;

неправильная организация питания в учреждении.

Все эти факторы риска связаны с ежедневной рутиной ребенка — уроками, коммуникацией с учителем, нахождением в школьной среде. Поэтому заботиться о здоровье детей должны не только медики и психологи, но и педагоги. Поэтому одной из главных задач является организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий.

Первым, кто использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» считается Никита Константинович Смирнов, по мнению которого «учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач». Смирнов рассматривает здоровьесберегающие образовательные технологии, как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения».

Грамотно составленный урок с учетов возрастных особенностей детей начальной школы позволяет сохранить здоровье ребенка, улучшить его психоэмоциональное состояние, особенно, это важно для первоклассников в период адаптации в школе, формирует умение противостоять стрессам.

При подготовке к каждому уроку я продумываю его этапы с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Важна смена деятельности на уроке с учетом внимания детей, проведение физкультминуток, зрительной гимнастики, включение игровых моментов, направленных на снижение усталости. Во время оргмомента стараюсь создавать положительный настрой на урок: включение эмоционального стишка, пожелание удачи друг другу, рукопожатие, улыбка.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

2. Вначале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день

Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.

Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга таким образом?

3. Здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Откройте глаза. Приступаем к работе.

С применением такого начала урока учащиеся входят в класс с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

Физкультминутки являются интересной и эффективной формой активного отдыха во время проведения занятий.

Отдых во время занятий совершенно необходим детям. Небольшие двигательные паузы помогают снять эмоциональное и физическое напряжение, переключить внимание, чтобы после способствовать лучшей концентрации на изучаемом предмете.

Для первоклассников наиболее тяжелым является формирование навыка письма. На помощь приходит пальчиковая гимнастика. Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует его развитию. В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.

Упражнения

Необходимо помнить – начинать лучше с одного-двух упражнений, позволяя ребенку усвоить особенности каждого движения. Рекомендуется проводить занятия до урока и после.

«Колечко».

Движения пальчиками позволяют расслабиться уставшим мышцам, отдохнуть, способствуют улучшению моторики.

Пошаговое проведение упражнения:

1. Соединять вместе большой пальчик с другими.

2. Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки».

3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.

4. Одновременно соединять пальцы на двух руках.

Во время занятия можно произносить любую считалочку – это способствует развитию ритма у ребенка.

«Кулачок, ладошка, ребро».

Еще один комплекс гимнастических движений, способствующий развитию ученика младшего класса.

Проведение:

1. Сжать кулачки, легонько постучать по поверхности парты.

2. Разжать кулаки, постучать по парте ребром ладошки.

3. Сменить положение руки, осуществить постукивание по поверхности ладонями.

Не рекомендуется делать резкие рывки – пользу принесут расслабляющие плавные движения рук.

«Тренируй мозг!» – это часто употребляемое учителями выражение, действительно имеет научную почву. В формировании («тренировке») нейронных связей поможет нейрогимнастика. Программа нейрогимнастики – “Гимнастики мозга” была разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон. Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений, ее применение полезно в любом возрасте, особенно в период формирования мозга.

Продуктивность этой методики заключается в активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. С помощью специально разработанных упражнений организм налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга и оптимизирует взаимодействие тела и ума.

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению конкретного участка мозга и подключает механизм взаимодействия мысли и движения. Эти упражнения способствуют снятию напряжения с мышц и сухожилий. В результате применения этих упражнений мышцы принимают нормальное состояние и посылают в мозг сигнал о том, что они находятся в спокойном расслабленном состоянии и человек готов к познавательной работе.

Татьяна Джало, учитель со стажем работы 20 лет, специалист по развитию и обучению детей, инструктор по развитию памяти, внимания и быстрого чтения;

автор статей по вопросам обучения и развития детей младшего школьного возраста.

Вот несколько упражнений из серии «Палюпры»,(нейрогимнастики ), разработанной Т. Джало, которые мы выполняем с детьми во время уроков. ∙∙∙ «Ухо-нос» Одновременно левая рука держит нос, правая- ухо, меняем их местами через хлопок в ладоши. (10 раз)

«Заборчик-Класс» одновременно одна ладонь с прижатым большим пальцем, образует «заборчик», другая ладонь сжата в кулак с большим пальцем вверх, меняем местами через хлопок в ладоши.(10 раз)

«Капитанское» одновременно одна рука отдает «честь», другая показывает « класс», меняем местами через хлопок.(10 раз)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×