Здоровьесбережение в условиях ДОУ | Шалатова Ирина Николаевна . Работа №338264
Здоровьесбережение в условиях ДОУ
Что делает человека красивым, стройным, элегантным, жизнерадостным, уверенным в себе? Что не купишь ни за какие деньги? Конечно, - здоровье. А что является причиной низкой работоспособности, плохого самочувствия, отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте и что сокращает полноценную долгую жизнь? Конечно же, - болезни.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Именно поэтому ФГОС дошкольного образования ставит перед нами одну из важнейших задач — охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Именно поэтому особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во всю деятельность ДОУ.
Как же эта задача решается в работе нашего ДОУ?
Н.А. Марфина, воспитатель
МБДОУ Алексеевский детский сад №2 Зайчик
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Что делает человека красивым, стройным, элегантным, жизнерадостным, уверенным в себе? Что не купишь ни за какие деньги? Конечно, - здоровье. А что является причиной низкой работоспособности, плохого самочувствия, отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте и что сокращает полноценную долгую жизнь? Конечно же, - болезни.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Именно поэтому ФГОС дошкольного образования ставит перед нами одну из важнейших задач — охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Именно поэтому особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во всю деятельность ДОУ.
Как же эта задача решается в работе нашего ДОУ?
Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию некоторые формы работы, которые помогают нам реализовать задачи по оздоровлению дошкольников:
1.Утренняя гимнастика, которая повышает настроение и работоспособность; укрепляет здоровье; активизирует все процессы в организме; продлевает жизнь.
2.Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников: начинаем с бодрящей гимнастики после сна, которая помогает ребёнку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус и здоровье детей, создаёт бодрое, радостное настроение.
3. Хождение босиком по ребристой дорожке; по камушкам; по пуговичкам; по крышкам,
укрепляющее своды и связки стопы, увеличивающее интенсивность деятельности почти всех мышц, способствующее профилактике плоскостопия, стимулирующее кровообращение во всём организме, улучшающее умственную деятельность.
4.Растирание тела рукавичками, которое стимулирует активность кровеносных сосудов и циркуляцию крови; усиливает тонус мышц и нервов.
5. Дыхательная гимнастика, например такая, как Поём звуки, День-ночь, Спокойное дыхание, повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и в органах дыхания, укрепляет мышцы и диафрагму.
6.Пальчиковая гимнастика, например, Замок, Помощники, Прогулка, благотворно влияющая на координацию движений, способствующая развитию мелкой моторики рук и их силы.
Широкое применение в работе педагогов нашего учреждения здоровьесберегающих технологий позволяет организовывать и распределять оздоровительные мероприятия на всё время пребывания детей в детском саду. Это и физкультурные занятия, например, Маленький мячик в гостях у ребят, Прогулка в лес, В лес за тишиной, В гости к кукле Кате; и спортивные праздники и развлечения, такие как Весёлые старты, Эстафеты, Спорт - альтернатива пагубным привычкам и физкультминутки и динамические паузы, например, Подсолнух, Вышли мыши как- то раз и элементы точечного массажа, и утренняя гимнастика, и гимнастика после сна, и ежедневные прогулки; и ходьба по корригирующим дорожкам и многое другое.
В группах также созданы Физкультурные центры, которые содержат картотеку подвижных игр, физкультминуток в соответствии с возрастом детей; дидактические игры о спорте, атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, имеется спортивное оборудование и хорошо оборудованная спортивная игровая площадка. В каждой возрастной группе есть информационные стенды для родителей. Активно приобщаем взрослых к участию в различных физкультурно-массовых мероприятиях детского сада.
Чтобы наши дети были здоровыми, для этого надо не так уж много: движение, систематичность, регулярность, удовольствие в выполнении физических упражнений и привычку. Главное - помнить, что здоровье детей в наших руках, что дошкольный возраст – это решающий этап в сохранении здоровья и полноценной долгой жизни, фундамент физического и психического здоровья и подготовки ребёнка к самостоятельной жизни. Значит, надо дать ребёнку все необходимые умения и навыки, воспитать определённые привычки, в том числе и привычку к здоровьесбережению и здоровому образу жизни.
Конечно, ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Поэтому важно не только вести информационно-просветительскую работу по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и по ЗОЖ, но и найти поддержку у родителей, сделать их союзниками, установить доверительный деловой контакт между семьёй и детским садом, добиться более тёплых отношений. Верные помощники в таком взаимодействии — совместные праздники. Проведение таких мероприятий, как Масленица, День защитника отечества, 8 Марта, День матери и День здоровья приносят много радости, удовлетворение детям и взрослым. Общие сопереживания сближают, возникают тёплые взаимоотношения, основанные на общих интересах. Помогают в этом и конкурсы рисунков по здоровому образу жизни и по безопасности, а также изготовление костюмов и поделок из бросового материала, различные мероприятия по экологии.
Всё это позволяет нам стабилизировать здоровье детей, снижать заболеваемость, приобщать к здоровому образу жизни, а также повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребёнка стойкую мотивацию к творчеству и привычку к здоровому образу жизни.
Использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада нетрадиционных форм работы и закаливания даётсвои положительные результаты.
Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволяет отметить тенденцию к её снижению. Уровень заболеваемости детей в группе уменьшается с 20% 2015 года до 15% 2016 и 10% 2017 года, также уменьшается процент часто болеющих детей.
Благодаря системной работе по охране жизни и здоровья дошкольников, в течение 3 лет (с 2015 по 2018 год) в группе не отмечено вспышек инфекционных заболеваний и случаев травматизма среди воспитанников. Этому поспособствовала оздоровительно- профилактическая работа: прогулки, воздушные ванны, самомассаж, дыхательная гимнастика, сон без маек, ходьба босиком по ребристым дорожкам и по массажным коврикам до и после сна, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры в помещении и на воздухе, проветривание помещений группы. Возросла посещаемость детей. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
Анализ диагностических данных при переходе детей в следующую возрастную группу показывает, что уровень их физического развития возрастает. Прослеживается положительная динамика.
Многие выпускники детского сада и вне стен учреждения увлекаются физической культурой и спортом, посещают кружки и секции, значит ЗОЖ входит у них в привычку.
Всё это говорит о плодотворной, систематической работе педагога и медицинского персонала детского сада по охране и укреплению здоровья воспитанников и ещё раз подтверждает то, что реализуемый комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников, благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.
Литература:
1.Блинова Л.Ф. Физическое воспитание дошкольников в системе предшкольной подготовки: Методические рекомендации.-Казань:РИЦ Школа, 2007.- 84с.
2.Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие — М.: Сфера, 2007. – 160с.
4. ГоломидоваС.Е.Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград издательско-торговый дом Корифей, 2005г.5. Никанорова Т.С. Здоровячок: Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 96 с.6. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№ 4.-С.61-65