Название статьи:
Зимушка-зима конспект занятия для дошкольников по познавательно-речевому развитию детей | Мой кабинет. Работа №354293
Дата публикации:
14.12.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Занятие-путешествие в гости к зимушке зиме – внеклассное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста.
Основной замысел – обобщение знаний дошкольников о зиме, зимних явлениях природы и зимних забавах, формирование умения любоваться красотой зимней природы.
В сценарии представлен деятельностный подход, который способствует успешности каждого ребёнка, удовлетворение потребности в игре.
Л.Толстых
Автор-составитель: Толстых Людмила Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО Детский эколого-биологический центр имени Г.Н.Сагиль
Анжеро-Судженск, 2024 год
Занятие-путешествие в гости к зимушке зиме – внеклассное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста.
Основной замысел – обобщение знаний дошкольников о зиме, зимних явлениях природы и зимних забавах, формирование умения любоваться красотой зимней природы.
В сценарии представлен деятельностный подход, который способствует успешности каждого ребёнка, удовлетворение потребности в игре.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Задача воспитателя состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Исходя из актуальности проблемы, мной предложена методическая разработка мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Зимушка – зима.
"Зимушка-зима".
занятие-путешествие
Цель: обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях.
Задачи: формировать у детей представления о зиме, явлениях природы, зимних забавах;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;
- воспитывать умение замечать красоту зимней природы.
Оборудование:
*репродукции с зимними пейзажами (музей картин);
*экран для слайдов;
*детские рисунки;
*музыкальный диск Вивальди Времена года;
*заготовка кроссворд;
*тонкая белая бумага, ножницы для вырезывания снежинок;
*корзины, снежки бумажные;
*принадлежности для рисунков о зиме.
Ход занятия
Загадка: Назовите-ка, ребятки,
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла… (Зима)
1. Рассмотреть репродукции картин.
Сегодня я предлагаю вам прогуляться по зимним дорожкам и полюбоваться красотой зимнего пейзажа.
Рассматривание картин педагог сопровождает рассказом с музыкальным сопровождением (музыка Вивальди Времена года)
Зимняя природа побуждает людей творить. Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Художники это делают с помощью красок, а поэты рисуют картины зимы словами.
А что же такого необычного и волшебного происходит зимой? Приходит зима, выпадает снег, становится холодно. Мороз разукрашивает своими узорами окна домов, украшает ветки деревьев, речка покрывается хрустальным льдом, снег переливается при свете солнца. Все становится как в сказке, волшебным, таинственным.
И.С. Никитин “Зашумела, разгулялась в поле непогода..”
Зашумела, разгуляласьВ поле непогода;Принакрылась белым снегомГладкая дорога.Белым снегом принакрылась,Не осталось следу.Поднялася пыль и вьюга,Не видать и свету.
Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Снег идет медленно, неторопливо. И все, что попадается ему на пути, снег красит в белый цвет.
Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней. Лес стоит как околдованный.Зима опускается на землю во всей своей красе. Сверкает Снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Ясные березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце нежно-розовой тонкой берестой.Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы. Видимо, сюда редко ступает нога человека.
Снег, снег – царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Мороз сковал стволы деревьев. Волшебница – зима торжествует, она властвует.
Вот сколько чудесного, радостного несет нам с собой зима!
Немного отдохнём и дальше пойдём
2 Разгадай кроссворд и узнай новое о знакомом.
- Я вам буду загадывать загадки о зиме, а вы отгадывать ответы. Слово, которое будет посередине в вертикальном столбце и будет нашим чудесным познанием.
1.
Они летят быстрее ветра,И я лечу с них на три метра.Вот мой полёт закончен.Хлоп!Посадка мягкая в сугроб. (санки)
2.
Лежало одеялоМягкое, белоеСолнце напекло –Одеяло утекло. (снег)
3.
Гуляю в поле, летаю на воле,Кручу, бурчу, знать никого не хочу.Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)
4.
Меня не растили - из снега слепили.Вместо носа ловко вставили морковку.Глаза - угольки, руки - сучки.Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)
5.
Чернокрылый, красногрудыйи зимой найдет приют:Не боится он простуды -С первым снегом тут как тут! (снегирь)
6.
И не снег, и не лед,А серебром деревья уберет. (иней)
7.
У нас под крышейБелый гвоздь висит.Солнце взойдет –Гвоздь упадет. (сосулька)
8.
Что же за девица:Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет,А в иголках круглый год? (елка)
- Молодцы, все загадки отгадали.
- Какое слово получилось? (снежинка)
3. О формах снежинок
Снежинка- это очень интересное явление природы. А чем она интересна давайте узнаем.
Как же рождаются снежинки?
Хрупкие, легчайшие снежинки проходят долгий и прихотливый путь.
Зарождаются они в облаках в виде крохотных капелек.
Далее капельки остывают до температуры ниже О С, но не замерзают.
Лишь витающие в воздухе пылинки способствуют их превращению в снег.
По мере приближения к Земле, они притягивают к себе все новые капли, постепенно увеличиваясь в размерах.
Когда снежинок становится много, они падают на землю.
Форма снежинок зависит от температуры окружающего их воздуха. Это постоянное чередование температуры и превращает кристаллики снега в уникальное творение.
Вырежи снежинку.
Учимся вырезать снежинку, кто красивее.
4 “Не о красоте, а о пользе снежинок...”
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Рыхлый снег содержит большое количество воздуха
Снежинки служат хорошую службу и человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада
.
5. “Интересные факты, удивительные факты”
Удивительный факт о зиме—стихов со словом "зима" в названии больше, чем "лето". ... В некоторых высокогорных районах, например, калифорнийском хребте Сьерра-Невада, летом можно увидеть арбузный снег. Он розового цвета и обладает запахом и вкусом арбуза. Этот феномен обусловлен присутствием в снеге водорослей, содержащих красный пигмент.
Снежинки – это скопление множества кристалликов льда. Большинство снежинок не больше 1 см в ширину.
Зафиксировано также, что . в Москве однажды выпал удивительный снег, форма снежинок размером почти в ладонь напоминала страусиные перья.
В Японии на острове Хоккайдо существует музей снежинок — единственный в мире.
6. “Попади снежком в корзину” – ( поиграем в весёлую игру)
Для этого необходимы 2 корзины и мячи. Дети с расстояния забрасывают мячи в корзину. Побеждает тот, кто больше забросит снежков.
7. “Зимние сказки” – (в каких сказках происходят события зимой)
/Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Мороз Иванович, Зимовье зверей, 12 месяцев, Два мороза, Госпожа Метелица и т.д./
9 Рисунки Красавица зима ( участие в конкурсе рисунков)
Дети рисуют свои впечатления о зиме, зимних забавах.
В конце мероприятия чаепитие на лесной поляне (мягкий белый зимний коврик) с блинчиками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Основной замысел проведенного мною занятия заключался в обобщении у детей знаний о зиме и зимних явлениях, в формировании представлений о зимних забавах. В развитии познавательного интереса, мыслительной активности.
Внеклассное мероприятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.
Скачать работу
Автор-составитель: Толстых Людмила Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО Детский эколого-биологический центр имени Г.Н.Сагиль
Анжеро-Судженск, 2024 год
Занятие-путешествие в гости к зимушке зиме – внеклассное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста.
Основной замысел – обобщение знаний дошкольников о зиме, зимних явлениях природы и зимних забавах, формирование умения любоваться красотой зимней природы.
В сценарии представлен деятельностный подход, который способствует успешности каждого ребёнка, удовлетворение потребности в игре.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Задача воспитателя состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Исходя из актуальности проблемы, мной предложена методическая разработка мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Зимушка – зима.
"Зимушка-зима".
занятие-путешествие
Цель: обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях.
Задачи: формировать у детей представления о зиме, явлениях природы, зимних забавах;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;
- воспитывать умение замечать красоту зимней природы.
Оборудование:
*репродукции с зимними пейзажами (музей картин);
*экран для слайдов;
*детские рисунки;
*музыкальный диск Вивальди Времена года;
*заготовка кроссворд;
*тонкая белая бумага, ножницы для вырезывания снежинок;
*корзины, снежки бумажные;
*принадлежности для рисунков о зиме.
Ход занятия
Загадка: Назовите-ка, ребятки,
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла… (Зима)
1. Рассмотреть репродукции картин.
Сегодня я предлагаю вам прогуляться по зимним дорожкам и полюбоваться красотой зимнего пейзажа.
Рассматривание картин педагог сопровождает рассказом с музыкальным сопровождением (музыка Вивальди Времена года)
Зимняя природа побуждает людей творить. Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Художники это делают с помощью красок, а поэты рисуют картины зимы словами.
А что же такого необычного и волшебного происходит зимой? Приходит зима, выпадает снег, становится холодно. Мороз разукрашивает своими узорами окна домов, украшает ветки деревьев, речка покрывается хрустальным льдом, снег переливается при свете солнца. Все становится как в сказке, волшебным, таинственным.
И.С. Никитин “Зашумела, разгулялась в поле непогода..”
Зашумела, разгуляласьВ поле непогода;Принакрылась белым снегомГладкая дорога.Белым снегом принакрылась,Не осталось следу.Поднялася пыль и вьюга,Не видать и свету.
Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Снег идет медленно, неторопливо. И все, что попадается ему на пути, снег красит в белый цвет.
Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней. Лес стоит как околдованный.Зима опускается на землю во всей своей красе. Сверкает Снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Ясные березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце нежно-розовой тонкой берестой.Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы. Видимо, сюда редко ступает нога человека.
Снег, снег – царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Мороз сковал стволы деревьев. Волшебница – зима торжествует, она властвует.
Вот сколько чудесного, радостного несет нам с собой зима!
Немного отдохнём и дальше пойдём
2 Разгадай кроссворд и узнай новое о знакомом.
- Я вам буду загадывать загадки о зиме, а вы отгадывать ответы. Слово, которое будет посередине в вертикальном столбце и будет нашим чудесным познанием.
1.
Они летят быстрее ветра,И я лечу с них на три метра.Вот мой полёт закончен.Хлоп!Посадка мягкая в сугроб. (санки)
2.
Лежало одеялоМягкое, белоеСолнце напекло –Одеяло утекло. (снег)
3.
Гуляю в поле, летаю на воле,Кручу, бурчу, знать никого не хочу.Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)
4.
Меня не растили - из снега слепили.Вместо носа ловко вставили морковку.Глаза - угольки, руки - сучки.Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)
5.
Чернокрылый, красногрудыйи зимой найдет приют:Не боится он простуды -С первым снегом тут как тут! (снегирь)
6.
И не снег, и не лед,А серебром деревья уберет. (иней)
7.
У нас под крышейБелый гвоздь висит.Солнце взойдет –Гвоздь упадет. (сосулька)
8.
Что же за девица:Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет,А в иголках круглый год? (елка)
- Молодцы, все загадки отгадали.
- Какое слово получилось? (снежинка)
3. О формах снежинок
Снежинка- это очень интересное явление природы. А чем она интересна давайте узнаем.
Как же рождаются снежинки?
Хрупкие, легчайшие снежинки проходят долгий и прихотливый путь.
Зарождаются они в облаках в виде крохотных капелек.
Далее капельки остывают до температуры ниже О С, но не замерзают.
Лишь витающие в воздухе пылинки способствуют их превращению в снег.
По мере приближения к Земле, они притягивают к себе все новые капли, постепенно увеличиваясь в размерах.
Когда снежинок становится много, они падают на землю.
Форма снежинок зависит от температуры окружающего их воздуха. Это постоянное чередование температуры и превращает кристаллики снега в уникальное творение.
Вырежи снежинку.
Учимся вырезать снежинку, кто красивее.
4 “Не о красоте, а о пользе снежинок...”
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Рыхлый снег содержит большое количество воздуха
Снежинки служат хорошую службу и человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада
.
5. “Интересные факты, удивительные факты”
Удивительный факт о зиме—стихов со словом "зима" в названии больше, чем "лето". ... В некоторых высокогорных районах, например, калифорнийском хребте Сьерра-Невада, летом можно увидеть арбузный снег. Он розового цвета и обладает запахом и вкусом арбуза. Этот феномен обусловлен присутствием в снеге водорослей, содержащих красный пигмент.
Снежинки – это скопление множества кристалликов льда. Большинство снежинок не больше 1 см в ширину.
Зафиксировано также, что . в Москве однажды выпал удивительный снег, форма снежинок размером почти в ладонь напоминала страусиные перья.
В Японии на острове Хоккайдо существует музей снежинок — единственный в мире.
6. “Попади снежком в корзину” – ( поиграем в весёлую игру)
Для этого необходимы 2 корзины и мячи. Дети с расстояния забрасывают мячи в корзину. Побеждает тот, кто больше забросит снежков.
7. “Зимние сказки” – (в каких сказках происходят события зимой)
/Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Мороз Иванович, Зимовье зверей, 12 месяцев, Два мороза, Госпожа Метелица и т.д./
9 Рисунки Красавица зима ( участие в конкурсе рисунков)
Дети рисуют свои впечатления о зиме, зимних забавах.
В конце мероприятия чаепитие на лесной поляне (мягкий белый зимний коврик) с блинчиками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Основной замысел проведенного мною занятия заключался в обобщении у детей знаний о зиме и зимних явлениях, в формировании представлений о зимних забавах. В развитии познавательного интереса, мыслительной активности.
Внеклассное мероприятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.