Злоупотребление правом со стороны потребителей | Хватикова Светлана Сергеевна. Работа №349928
в настоящей статье исследуется вопрос о понятии злоупотребления правом потребителями в правоотношениях с предпринимателями, рассматривается проблема развития «потребительского экстремизма». На основе материалов судебной практики произведен анализ способов злоупотребления правом потребителями.Появление в российском частном праве такого правового явления, как злоупотребление правом со стороны потребителей, связано с целым рядом 212 факторов. В первую очередь этому поспособствовало развитие рынка потребительских товаров и услуг, что привело к повышению уровня конкуренции среди предпринимателей в данной сфере. Осуществление предпринимательской деятельности в условиях высокой конкуренции привело к тому, что предпринимателям приходится бороться за потребителя и его лояльность. Помимо улучшения качества, ассортимента товаров, развития сервиса услуг предприниматели при ведении бизнеса должны проявлять клиентоориентированность, то есть выявлять потребности потребителей и эффективно удовлетворять их. Однако с распространением данной стратегии ведения бизнеса некоторые потребители, в свою очередь, стали искать возможности злоупотребления своими правами для извлечения максимальной выгоды.
Костромской государственный университет, Юридический институт имени Ю.П. Новицкого, направление подготовки: Юриспруденция
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин КГУ Орловская И.В.
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ В ОТНОШЕНИЯХ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В условиях развития рыночной экономики сфера оказания услуг, продажи и производства товаров является одной из крупнейших. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что анализ статистических сведений о рассмотрении дел по защите прав потребителей в России за 2020- 2022 гг. свидетельствует об увеличении общего количества поданных исков. Так, за 2020 г. подано 150715 исков о защите прав потребителей, за 2021 - 156359, за 2022 -178534.
Упоминание о злоупотреблении правами потребителя все чаще можно встретить в современной судебной практике и в научных исследованиях. Такому правовому явлению даже дано свое уникальное название: потребительский экстремизм или потребительский терроризм. Статья 18 Закона о защите прав потребителей гласит, что права потребителей при обнаружении в товаре недостатков включают как требования замены, уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков, так и право вовсе отказаться от товара. Однако, на практике имеют место случаи, когда потребитель самостоятельно портит товар, чтобы впоследствии предъявить вышеизложенные требования продавцу.
Так, согласно решения Ярославского районного суда от 20 января 2023 года по делу № 2-2763/2021 гражданка А. подала иск к ООО Сеть Связной. Она просила взыскать с ответчика в ее пользу сумму возврата покупной стоимости, неустойку за нарушение срока добровольного исполнения требований потребителя, компенсацию морального вреда и штраф. В обоснование своих требований она указала, что приобрела смартфон Apple iPhone в магазине Сеть Связной, но через два месяца после покупки устройство начало работать неправильно. После обращения в службу поддержки Apple и обнаружения несанкционированных модификаций в устройстве, сотрудники магазина и сервисного центра не смогли решить проблему и предоставить гарантийный ремонт. В результате экспертизы было обнаружено, что смартфон имеет множество дефектов, связанных с внесением изменений в конструкцию устройства. Истец направила претензию о замене неработающего устройства или возврате денежных средств. Суд отказал в удовлетворении исковых требований потребителя к продавцу. Злоупотребление правом потребителя в данном случае заключается в том, что потребитель намеренно испортил товар с целью обмануть продавца и получить возврат денег. На основании вышесказанного предлагаем внести изменения в статью 18 Закона о защите прав потребителей в части прав потребителя при обнаружении в товаре недостатков, дополнив положением следующего содержания: … 8.Если потребитель самостоятельно портил товар с целью впоследствии предъявить указанные требования продавцу, его право на такие требования утрачивается…. Изменение закона предоставляет продавцам дополнительную защиту от потребителей, которые намеренно портят товары для получения компенсации. Это поможет предотвратить случаи злоупотребления потребителями своими права и снизить финансовые убытки продавцов.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. № 88–4905/2021 // КонсультантПлюс : справочная правовая система.
Решение № 2-2763/2021 2-580/2022 2-580/2022(2-2763/2021;)~М-2345/2021 М-2345/2021 от 20 января 2023 года по делу № 2-2763/2021 https://sudact.ru/regular/doc/huwnLgkl8pWw/