Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Значение дидактической игры при подготовке к школе" | Алла Владимировна Крайнова. Работа №324332

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Нередко встречаются дети, которым так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Замечено, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать. Поэтому очень важно в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений уделять внимание развитию логического мышления посредством дидактических игр и упражнений.

«Значение дидактической игры на развитие логического мышления  при подготовке детей к школе»

Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих, успешнее адаптируются в школе и лучше справляются с жизненными проблемами. Играя в логические игры, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослым, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии. Только благодаря логическим играм они ощущают настоящую внутреннюю свободу от положения своей зависимости в мире взрослых с многочисленными социальными нормами и правилами, которые в реальном мире ребенку далеко не все подвластно, а в мире игровых ролей и отношений становятся доступными.

Чтобы вырасти здоровыми,

детям не требуется уметь

читать – им требуется

уметь играть (Ф. Роджерс).

Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Нередко встречаются дети, которым так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Замечено, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать. Поэтому очень важно в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений уделять внимание развитию логического мышления посредством дидактических игр и упражнений.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

В работе с детьми по развитию логического мышления необходимо решить ряд задач:

- развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

- формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

- выравнивание стартовых возможностей детей по формированию элементарных математических представлений перед школой;

- развитие позитивного отношения к школе и себе;

В практике часто встречается, что родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако родители забывают о том, что нужно научить ребёнка и мыслить. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой»

Для того ,что бы решить эти задачи необходимо создать развивающую среду: доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего развития. В процессе работы с детьми необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Работу по использованию дидактических игр, как образовательного средства, можно разбить на два этапа:

- на первом этапе нужно формировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера);

- на втором этапе стремиться добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.

На первом этапе детям можно начать с логических задач и упражнений математического содержания, с помощью которых уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.

Это такие игры:

«Скажи наоборот»

«Бывает – не бывает»

«Назови числа больше (меньше) заданного числа»

«Кто знает, пусть дальше считает»

«Что далеко, что близко»

«Найди ошибки» и др.

А вот игра «Да или нет?» даёт возможность выполнить много разнообразных заданий. Детям я задаю вопросы, на которые нужно ответить только «да» или «нет». Любые другие слова, в качестве ответа означают, что ребёнок выбывает из игры. В игре я так же использую вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно, в этом случае играющие должны промолчать. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила.

Наряду с этими играми можно предлагать детям логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких оригинальных играх. Например, упражнение «Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.

Для эффективного освоения игр и игровых упражнений нужно использовать приемлемые формы работы: специально организованную деятельность, игры, индивидуальную работу в утренние и вечерние часы, самостоятельную деятельность.

Так же нужно предложить им в игровой форме, привлекать внимание ребенка к тем предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство. В такой игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

Из опыта работы, используя такие игровые упражнения с теми детьми, которым трудно дается логическое мышление. Проводить с ними логические игры во время завтрака, на прогулке в свободное время.

«Посчитаем»

Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше, вилок или ложек? Сколько чашек? Чего больше, чего меньше?

Пришли в группу после прогулки. Можно предложить логические задачки:

1. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 мокрых варежек. Сколько было детей?

2. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостиков. Сколько белок сидело в дупле?

З. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?

«У кого больше...»

.. .лап — у кошки или попугая

. . .хвостов — у собаки или лягушки?

«Какое число я пропустила?»

Взрослый называет ряд чисел в быстром темпе от 1 до 20, от 7 до 16.

Пропускается одно из чисел. Ребенку надо назвать пропущенное число.

«Что выше?»

Дом или забор?

Слон или крокодил?

Стол или стул?

«Кого больше?»

Чего в реке больше — рыбы или окуней?

Чего на клумбе больше — цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше — животных или медведей?

Истинно или ложно.

В математике есть понятия истинное высказывание и ложное высказывание.

Истинно ли мое высказывание?

Все кошки полосаты. Я такая сильная, что могу поднять слона. Заяц съел на обед волка. На яблоне выросли бананы. На елке сливы не растут.

«Посмотри вокруг»

Что бывает прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

Игры в группе:

Между делами я стараюсь вовлечь ребенка в следующие игровые упражнения.

Который по счету?

На полке стоят игрушки. Кто стоит первым? Третьим?

Кто стоит между вторым и четвертым? Кто второй справа? Кто самый высокий?

Кто самый низкий? Если мы их повернем так, чтобы они смотрели в правую сторону, кто теперь будет первым? Пятым?

Игра с палочками.

Также я предлагаю детям поиграть со счетными палочками, спичками или зубочистками, предварительно отломив у спичек головки с серой. Выложи фигуру, как у меня.

Переложила две спички так, чтобы образовалась пять равных квадратов.

Убираю две спички, чтобы получилось четыре одинаковых квадрата.

Игры на состав числа

Одной из наиболее трудных и значимых тем по математике является состав числа из двух меньших чисел. Можно в игровой форме закреплять знания по этой теме.

Упражнение с орешками.

Возьмите шесть орешков. Зажмите в одной руке два, а в другой четыре. Варианты задания: З и 3, 1 и 5. Покажите ребенку, сколько в одной руке орешков, пусть он сам догадается, сколько в другой. Накройте несколько орешков стаканчиком. Сколько видно? Сколько под стаканчиком?

Квадраты Никитина

Для развития логического мышления я очень часто предлагаю детям различные головоломки, например, игры «Танграм», «Монгольская игра». Можно купить «Квадраты Никитина», они бывают разного уровня сложности, можно сделать их самим. Для этого надо вырезать квадрат со стороной не менее 10 см, разрезать его на несколько частей, а затем вместе с ребенком сложить его в целый. Эти игры очень полезны для развития логического мышления.

В математический уголок можно положить логические игры – головоломки (5-7 лет.):

-различные кроссворды;

-лабиринты из журналов «мишка», «Веселые картинки», и т.д.

- ребусы;

- игры для складывания «Танграм», «Коломбово яйцо», «Пифагор» и т.д.;

- счетные палочки и схемы, что можно выложить из них;

- настольно-печатные игры - лото, пазлы;

- настольные игры - домино, шашки, шахматы;

-чистые листы белой бумага, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин.

Дети с большим интересов занимаются в математическом уголке.

Таким образом, развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ребёнок — дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Целенаправленные педагогические приемы и созданная атмосфера доброжелательности в группе позволяют эффективно контролировать ход развития воспитанников, что позволяет успешнее подготовить детей к обучению в школе.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×