Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Ибрагимова Эльнара Ризаевна студент Научный руководитель: Якубова Л.П. преподаватель ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова» г.Симферополь, РФ.. Работа №334090

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Экономика и ребенок на первый взгляд кажутся абсолютно не совместимыми между собой понятиями. Но современный ребенок уже с самого начала своей жизни попадает в экономическую среду, в которой встречаются экономические слова и определения. В современной жизни выполняются различные экономические процессы. Множество разных профессий, продажа и покупка товаров в магазинах и в интернете, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном бюджете   – это далеко не всё, с чем приходится сталкиваться детям дошкольного возраста. Нынешняя жизнь очень непредсказуема и очень интересна. Собственно поэтому сложные экономические процессы так притягивают детей, и первоначальные экономические представления они приобретают самопроизвольно, на жизненном пути. Это происходит в беседах с друзьями, в разговорах со взрослыми, при просмотре телевидения,

Дети дошкольного возраста – это будущие школьники, потом студенты, и, конечно же, работники. Вот поэтому, багаж знаний, привычки и навыки, сложившиеся в дошкольном периоде, станут основой для их дальнейшей удачной экономической деятельности. Организация работы с детьми по формированию экономической грамотности является очень важным моментом.

УДК 373.211.24

 

Ибрагимова Эльнара Ризаевна студент

Научный руководитель: Якубова Л.П.

преподаватель

ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова» г.Симферополь, РФ.

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Новый этап развития общества тесно взаимосвязан с развитием морально-нравственных ценностей, гражданственности, трудолюбия, творчества, экономических понятий и норм.

Каждый человек, независимо от избранной им сферы деятельности, должен иметь базовые экономические представления, которые позволят ему уверенно чувствовать себя в процессе своей жизнедеятельности. Причем жизненный успех того или иного человека будет зависеть не только от его трудолюбия и творчества, но и от его экономической грамотности, предприимчивости, инициативности.

В течении последних десяти лет в нашей жизни идет изменение экономических отношений в обществе. Здесь идет преобразование структуры жизненных приоритетов и ценностей и выражает это в быстром прогрессировании значимости для личности финансовых благ, материального разделения. Происходит потеря моральных и философских целей.

В новом периоде формирования финансовых взаимоотношений появляется проблема в процессе развития экономических представлений ребенка . Если он с успехом прошел экономическую социализацию в детстве, то у него в дальнейшем будет сформирован подход к таким экономическим аспектам: товар, покупка, имущество, деньги.

Значимость экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста обуславливается рядом факторов, среди которых можно отметить:

социально – экономический

кризис

общественного формирования,

вмешивающий

в

финансовые

отношения

подрастающее

поколение;

общественное

разделение

населения

с

высоким

и

низким

экономическим

заработком;

существенные перемены в институте образования: положительные

(изменчивость

школ,

новейшие

технологические

процессы

в

подготовке

преподавателей)

и

отрицательные

(увеличение

оплаты

за

отдельно

дополнительные

услуги);

поляризование

детского

общества

(по

вещественному,

образовательному и другим показателям), криминализация детской сферы,

потеря

ценностных

ориентации

и нравственный вакуум;

ответно

-

защитные

реакции

детей

на

процесс

самостоятельного

разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных

и

духовных

потребностей [

3

,

с.128].

В научно - педагогической литературе понятие «экономическое воспитание» рассматривается с разных точек зрения.

В современном обществе развитие экономического мышления неосуществимо без экономического воспитания, что предполагает собою направленное влияние на членов общества для развития их представлений и взглядов, доступ к оценке и принятии решения, которые нужны для управления собственной экономической деятельностью.

По мнению А.А. Бодалева [1], главной из задач экономического воспитания считается помощь человеку в основании познании того, что представляет собой новейшие экономические взаимоотношения, для того чтобы отыскать свое законное место, чтобы сформировать надлежащие навыки экономического поведения.

С учетом всех точек зрения, можно сделать вывод, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей.

Беверли Н.Ф. выдвигает шесть правил экономического воспитания детей:

учить

бережливости;

давать детям карманные деньги;

привлекать

к

работе

по

дому;

не

использовать

деньги

для

подкупа

и

наказания;

не

делать

тайны

из

семейного

финансового

положения;

рассказывать

детям

о

своей

работе.

В качестве предпосылок экономического воспитания акцентируют внимание на доступных детям представлениях в сфере экономики и особенности деятельности, которые со временем будут индивидуальными.

В дошкольном учреждении, работа по экономическому воспитанию осуществляется посредством разнообразных форм его формирования.

Применение различных форм дает шанс педагогу продемонстрировать свою творческую работу, свою неординарность, и в тот же момент, что немаловажно, сделать процесс экономического познания доступным, увлекательным.

Самое важное – рассказывать детям о непростом экономическом мире на понятном ему языке. Следовательно преимущество фиксируется за такими формами, которые очень увлекательны, и дают результат в личностном и познавательном развитии, эффективны и важны для детей, оказывают содействие развитию индивида, проявляют его «Я», - в комплексах тематических занятий, играх, и вечернем досуге.

Важная модель обучения детей дошкольного возраста – игра. С помощью игры дети воспринимают и осваивают окружающий мир. Воспитание, которое осуществляется с помощью игровой деятельности, естественно для ребенка. Особые возможности заключены в играх экономического содержания, которые формируют хорошие условия для экономического воспитания ребенка.

Игра – это очень большое светлое окошко, с помощью него в нравственную жизнь детей входит полезное течение знаний, понятий о общественном мире.

Игра – вся жизнедеятельность детей. В игре, ровно как и в жизни, затруднения, препятствия, ошибки и невезения отнюдь не избежать, однако зачастую в них и содержится важнейшая значимость. Безусловно, при прохождении трудностей идет формирование характера, создается индивид, появляется необходимость в помощи, и появляется желание помочь другим [4].

Игра оказывает влияние на все стороны психического развития, что многократно подчеркивали психологи и педагоги. К примеру, А. С. Макаренко писал: «Игра несет важную роль в жизни детей, выполняет такую же роль, как у взрослого выполняет служба, работа, деятельность. Как ребенок ведет себя в игре, так и будет вести себя в работе, когда станет взрослым. В связи с этим, обучение будущего работника протекает, в первую очередь, в игровой деятельности. Целую историю человека как работника, можно показать в формирование игры и со временем, перетекании ее в работу» [6, с.41].

Очень много родителей относятся к игре как к забаве, считают, что это пустая трата времени, которая ничего не дает детям. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», - рассуждают некоторые взрослые. Они абсолютно равнодушны к тому, как и во что играет их ребенок, главное, чтобы он их не тревожил, не доставлял проблем, не мешал отдыхать. Такой подход к играм ребенка считается неверным. Ведь игра несет в себе существенную значимость для развития детей.

К примеру, детям трех лет, очень нравится прыгать и бегать и делают это они отлично. Применяя такие навыки, возможно создавать разные игры, которые базируются на новой поочередности этих движений. Постепенно их можно усложнять и самое важное – это их новое осмысление и содержание: не просто бежать и скакать, а подпрыгивать в вымышленной ситуации (по кочкам на болоте, а можно убегать от медведя или волка, которые могут их догнать).

Очень вероятно, что такие игры будут очень интересны для ребенка, любого возраста. Как уже было сказано, отбор игры обуславливается не календарным возрастом, а ступенью их эмоционального развития.

В каждом возрастном периоде среди детей имеются существенные индивидуальные отличия, их тоже следует принимать во внимание при проведении игры. Практически во всех группах дошкольного учреждения , есть три типа детей, которые всегда ведут себя по-разному во время любой деятельности, в том числе в игровой, поэтому к ним нужен различный подход [7, с.51].

К первому типу относятся очень подвижные, энергичные дети, предрасположенные к сильной возбужденности. Такой ребенок с удовольствием включается в новую любую игровую деятельность и с огромным восторгом принимает ее. Как правило он моментально улавливает суть игры и пытается брать на себя активную роль. Однако зачастую такие дети не безразличны к другим, и только демонстрируют свои собственные способности. Этим детям трудно даются принять правила, которые ограничивают неожиданную энергичность: отдать главную роль или вещь, которая его привлекла другому ребенку ,ждать свою очередь, стоять на месте до установленного сигнала. Тем не менее, выполнять эти правила очень целесообразно для такого ребенка. Проводя игру, нужно попытаться продемонстрировать таким детям как важно соблюдать правила и продумать, как они могут получить удовлетворенность, выполняя их [3, с.52].

Второй тип-это наиболее осмотрительные, опекаемые, боязливые дети. Такой ребенок, как правило, не может сразу уловить суть игры и новую деятельность принимает без всякого желания и удовольствия. Сперва он находится в напряжении, просто наблюдает за другими детьми. В таких моментах не нужно заставлять ребенка принимать активные роли, нужно дождаться, когда он сам будет к этому готов. Сначала такой ребенок наблюдает за ходом игры и участвует в ней пассивно, затем он потихоньку получает заряд от других детей и педагога,у него начинает появляться интерес к игре и потом он постепенно сам проявляет активность. Разумеется, это будет возможно при одобрении и помощи педагога. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к тому, чему он еще не готов [5, с.53].

Есть дети, которые не могут войти в игру, даже c помощью педагога. Во многих группах есть пассивные, апатичные дети. Они отстают в развитии от своих сверстников и не могут функционировать с ними на равных условиях. Можно повторить эту игру много раз, но такие дети так и не поймут ее суть и будут избегать брать на себя активную роль, а если возьмут, то будут действовать совсем неправильно. Такой ребенок потребует большого внимания от педагога. Групповая и совместная деятельность с ним не действенна. Ему нужен личный контакт с взрослым, его индивидуальное разъяснение, поощрение, интерес. Здесь необходимо индивидуальное обучение ,для нормального личностного и психологического развития [3, с.55].

Каждый ребенок требует к себе особый подход и нуждается в разных действиях воспитателя. К сожалению, в детских образовательных учреждениях часто используют приемы, недопустимые на для какого ребенка.

Нельзя против воли детей (наказаниями, угрозами, запретами) принуждать делать то, что он не желает, и к чему еще совсем не готов. Цель педагога (в этом и состоит мастерство обучения) – вызвать заинтересованность у детей, завлечь их нужным делом, поощрять их даже крохотные успехи . Принуждая, воспитатель только лишь отбивает заинтересованность к игре у ребенка, а это делает весь процесс воспитания бесполезным [7, с.14].

Бесполезно и вредно напрямую заставлять что-нибудь усваивать или запоминать в игре. Дети в дошкольном возрасте не могут обучаться по требованиям педагога. Ребенок может усвоить и запомнить только нужную ему информацию, где он ощущает практическую потребность. Подобная потребность безусловно появляется в увлекательной и занимательной игровой деятельности. Нельзя заменять игры уроками или упражнениями, заставлять автоматически движения или какие-то слова [5, с.15].

Сделать экономику понятной могут помочь сюжетно-ролевые игры.

Дети играют в профессии, постигая смысл работы и труда, отображают рабочую деятельность родителей и подобным образом они изучают экономику.

В сюжетно-ролевой игре происходит моделирование настоящей житейской ситуации: изготовление и реализация готовой продукции, осуществляется купля и продажа и товаров. Если объединить реальную и учебно-игровую деятельность,то это будет очень результативно для освоения детьми дошкольного возраста трудных экономических представлений [4, с.13].

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения детьми дошкольного возраста сложных экономических представлений.[5, с.131].

Представления об экономике усваиваются ребенком в игровой деятельности, при усложнении содержания интеллектуальных заданий. Усложнения несут в себе высококачественный вид и и запрашивают формирования проблемно-фактических, проблемно-познавательных, проблемно-игровых ситуаций, которые позволяют выявить уровень представления детьми разных экономических понятий [4, с.14].

Если постепенно усложнять игровые задания, то это будет поддерживать деятельность детей в «зоне ближайшего развития». Освоение представлений о экономической сфере в увлекательной для малыша игровой роли положительно скажется и на качестве их усвоения.

В ходе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения.

Речевое общение проходит в форме диалога. Воспитатель должен сформулировать конкретные, точные, грамотные экономические вопросы, а дети обучаются понятно излагать свои догадки. Формируется объяснительная речь и речь-доказательство.

Общение детей между собой и с педагогом в коллективной игровой деятельности, будет сопровождаться позитивными ощущениями, что активизирует их познавательную активность и поспособствует формированию мышления.

Познанию многочисленных экономических явлений, формирование заинтересованности к экономической сфере, организация хорошей мотивации к ее обучению в значимой степени, оказывает содействие сказка.

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления детей дошкольного возраста с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка.

В любой сказке с помощью дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Диапазон применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе широк:

на

занятиях

(развитие

речи,

экология,

математика);

в

совместной

деятельности взрослых

и детей (сюжетно-

дидактические

игры, экскурсии

);

в

свободной

деятельности самих

детей (игры-драматизации

по

сюжетам

сказочных

произведений,

изготовление

аксессуаров

для игр).

Сказку можно считать эффективным средством в развитии экономической компетентности у детей старшего дошкольного возраста, а также первостепенных экономических знаний и понятий, формирования предпосылок экономического мышления, обучения индивидуальных качеств, психологического развития детей.

Экономическое содержание можно освоить не только со стороны его технологического процесса. Оно в первую очередь, формирует комплексное мнение о мире, начинает создавать новую социокультурную позицию ребенка .

Проанализировав все вышеизложенное, возможно сделать заключение необходимости планомерного экономического воспитания детей. При этом данное воспитание обязано быть и в семье и в дошкольном учреждении.

 

Литература

Бодалев, А.А. Психология личности [Текст] /А.А. Бодалев. – М. : Академия, 2001.- С.113-118.

Богомолова, М. И. Исходные аспекты экономического воспитания детей [Текст] / М. И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции Часть 1 / Под ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2006. — С. 29–34.

Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Е.Н. Табих. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 45 с.

Дыбина, О. В. Играем вместе с детьми [Текст] / О.В. Дыбина, Е. А.Сидякина, Н. П. Паленова; под ред. О. В. Дыбиной. - Тольятти: ТФСамГПУ, 2001. - 89 с.

Иванова Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г.Иванова // Дошкольное воспитание. - № 2. 2001. – С. 12 – 14.

Курак, Е. А Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / Е. А. Курак – М. : Сфера, 2012. – 80 с.

Шатова, А.Д. Предпосылки экономического воспитания дошкольников [Текст] / А. Д. Шатова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - № 5. - 2013. – С. 4 - 10.

Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: учебно - методическое пособие / А. Д. Шатова.- М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×