Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Значение физической культуры в подготовке специалистов ж/д транспорта | Борзых Александр Алексеевич. Работа №324599

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье рассмотрена роль физической культуры для будущих специалистов железнодорожников, а также приведены некоторые примеры которые подробно объясняют значение физической культуры в профессии железнодорожников.

Занятия физической культурой играют непосредственную роль в профессиональной подготовке специалистов железнодорожного транспорта. Они способствуют физическому здоровью, повышают работоспособность для выполнения профессиональных обязанностей, укрепляют командный дух и способствуют лучшей работе в коллективе.

Значение физической культуры в профессиональной подготовке специалистов железнодорожного транспорта

Борзых Александр Алексеевич

Студент группы Д-222

Научный руководитель: Юдина Наталья Николаевна

Преподаватель 1 квалифицированной категории

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» Колледж железнодорожного транспорта

 

В век высокоразвитых технологий и внедрения автоматизированных систем управления труд железнодорожников в большей степени связан с интеллектуальной деятельностью и контролем за перевозочными и погрузочными процессами, что приводит к большой нагрузке, недостатку физической активности и малоподвижному образу. Снижение величины и объёма двигательной активности влияет на функционирование физиологических и психических процессов, вызывая утомление и стресс, а также приводит к снижению работоспособности и увеличению различных заболеваний.

Современная отрасль железнодорожного производства и эксплуатации характеризуется высокой сложностью и насыщенностью трудовых процессов, требующих профессиональной скорости и значительного уровня концентрации, также она обладает значительной нагрузкой, психической и физиологической интенсивностью и способностью усиливать координацию, последовательность действий и цивилизованных движений, а также значительным уровнем ответственности.

Занятия физической культурой оказывают положительный эффект на развитие физических качеств, функциональные системы организма, это позволяет достичь укрепление и сохранение здоровья, профилактика профессиональных заболеваний, повышение уровня физической подготовленности и работоспособности

Главная задача физической культуры состоит в укреплении и сохранении здоровья человека в процессе выполнения физических упражнений и в улучшении его двигательного режима. Благодаря этому каждый работник, занимающийся спортом, будет отлично себя чувствовать и добиваться от себя максимальной продуктивности во время рабочего процесса. Помимо укрепления здоровья регулярные занятия спортом благоприятно влияют на развитие коммуникабельности человека, а это, в свою очередь, способствует благоприятному построению связей между сотрудниками и возможности делегировать свои обязанности друг другу. Для работников в сфере пассажирских перевозок такое достоинство активного образа жизни позволит более качественно обслуживать клиентов и потребителей, воспользовавшимися услугами железнодорожного транспорта. Спорт также обладает практической пользой: люди, начавшие регулярно выполнять физические упражнения, чувствуют уменьшение тревожности, агрессии и напряжения, что очень важно для работников-железнодорожников. Спорт – это своего рода антидепрессант, который помогает на время забыть о своих проблемах и переключиться, проводя это время с пользой для организма.

На данный момент считается, что профессионально применяемая физическая нагрузка осуществляет собственные преобразующие функции, в основном в форме профессионально-практической физической подготовки, профессионально-практического спорта, профессионально-практического восстановления (отдыха) и профессионально-практической реабилитации.

Многие научные данные свидетельствуют о том, что постоянные физические упражнения и нагрузки, рассматриваются как альтернативный вариант трудовым нагрузкам, так же являются единым надежным и правильным методом возобновления функциональных способностей. В ходе выполнения спортивных упражнений достигается большая степень функционирования всех физиологических систем организма, что гарантирует способность к продуктивному труду, увеличивается резервная емкость организма, снижается стоимость адаптации к процессу продуктивной деятельности.

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности. Средства физической культуры, главным образом, направлены на формирование профессиональных качеств будущих специалистов железнодорожного транспорта, таких как: стабильность психофизические качества, способность распределять внимание на несколько объектов, окружающих, ловкость и точность, координацию движений, способность ориентироваться в пространстве и во времени, способность быстро освоить различные действия, мелкой моторики и физической формы.

Среди различных видов физических упражнений выбираются те, который наиболее подходят будущим работникам железнодорожного транспорта. Например:

"Строительство железных дорог, путей и путевого хозяйства" должен быть в идеальной физической форме, так как его специальность отличается большими физическими нагрузками и выполнением двигательных действий скоростно-силового характера, а так

-

же трудовые действия связанные с приложением мышечных усилий и большими энерготратами.

Для специалистов: "Организация

г

рузовых перевозок и управление на транспорте" для проверки координации и отзывчивости используются тесты, такие как: метание мячей, упор присев – упор лежа за одну минуту. Для оценки: силы разгибателей тазобедренного и коленного суставов – время удержание данной позы; Выносливости – шести минутный бег; Мышц брюшного пресса – поднимание туловища из положения лёжа на спине; Скоростных способностей – челночный бег 3х10 м.

"

М

ашинист локомотива" и "помощник машиниста локомотива". Одной из важнейших причин, приводящих к серьезному дефициту в профессиональной подготовке "локомотивных механиков" и их "помощников локомотивных механиков", является: координация движений, скорость двигательных движений, устойчивость к мышечной работе, устойчивость к статическим нагрузкам, способность выдерживать физическое и умственное утомление, мышечная сила, гибкость, устойчивость к монотонной работе, внимание.

Физическая культура является основным элементом профессиональной подготовки железнодорожника.

В ходе профессиональной физической подготовки также высококлассного применения различных видов спорта у специалиста железнодорожного транспорта формируется общественно-промышленный портрет профессионала. Обусловливается его точка зрения, профессионально значимые физические способности, нравственные качества человека, формирование творческого нрава, способствующие социально-трудовой деятельности.

Содержание профессиональной и физической подготовки устанавливает запросы личности специалиста, прежде всего его физико-психологической подготовки, которая тесно связана с особенностями профессиональной деятельности. Интенсивное выполнение физических упражнений приводит к ряду положительных изменений в организме человека: улучшается взаимодействие процессов в центральной нервной системе, функции питания, компонентов крови, функции сердца, кровообращение головного мозга. Среди инженерно-технических работников железной дороги, занимающиеся спортом, улучшились показатели дыхания, обмена газа в легких, энергоснабжения мышечной деятельности, и, таким образом, повышаются показатели работоспособности. Занятия спортом оказывают колоссальное воздействие  на формирование важных психологических качеств в трудовой деятельности. Данный шанс продемонстрирован с помощью подбора специальных средств психофизической подготовки и физического обучения для расширения стойкости внимания и эмоциональных движений к труду и физической активности.

Для того чтобы спланировать и улучшить развитие физического воспитания в рамках профессиональной физической подготовки, следует знать критерии его производительности.

Первый критерии характеризует описания социально-экономических выгод от профессиональных физических упражнений. Эти критерии определяют влияние на результаты производственной деятельности. Приемлемость зависит от уровня творческой работы, социальной активности, изобретательской и рационализаторской деятельности, качества и эффективности выполнения стандартных решений, характерных для данного специалиста.

Второй критерий характеризует влияние профессиональной спортивной подготовки на индивида в целом, его профессиональные способности, развитие личностного характера и качества, необходимые в его профессиональной деятельности. На основе этих критериев проводится комплексная оценка профессиональной компетентности лиц, занимающихся профессиональными физическими упражнениями, или уровня развития их личностных характеристик и качеств. Показатели эффективности относятся к разнице между оценкой общего уровня профессиональной компетентности или личностных качеств до и после реализации программы обучения.

Третий критерий – это стандартная характеристика методики и организации профессиональной физической нагрузки. В соответствии с этими критериями определяется степень выполнения требований и правил, вытекающих из принципов методической системы занятий спортом, строгого плана выполнения, методических рекомендаций и стандартов профессиональной спортивной подготовки.

Четвертый критерии характеризуется определением экономической осуществимости профессиональных физических упражнений. Показатели эффективности здесь – материальные ресурсы и социально полезное время, потраченное на учебный процесс для улучшения результатов работы или повышения уровня психофизиологической готовности. Количественные показатели производственных видов заболеваемости.

Занятия физической культурой и спортом полезны и необходимы людям любого возраста. Профессиональная деятельность в области железнодорожного транспорта требует от специалиста общей силовой выносливости, статической выносливости мышц рабочей позы, силы основных групп мышц, скорости простых и сложных двигательных реакций, пространственных, силовых и временных характеристик движений рук и ног, умения точно различать вестибулярную устойчивость, темперамент, уравновешенность и самостоятельность.

Из сказанного сделаем вывод, что к работе в сфере железнодорожного транспорта студенту необходимо быть подготовленным не только профессионально, но и физически. Ведь именно в этот период у молодых людей формируются дисциплина, самоорганизация и твердость характера, а именно спорт может поспособствовать этому. Нельзя не упомянуть, что занятия физической культурой придают студенту уверенность в себе и своих силах. Каждому необходимо научиться оценивать себя и свои возможности, ведь любое действие рано или поздно кем-то оценивается. После чего у молодого человека складывается определенная самооценка, и очень важно, чтобы она удовлетворяла его, ведь от нее зависят волевые стремления, постановка целей на будущее, эффективность и качество выполняемой деятельности. Стоит отметить, что физическая культура помогает человеку развить силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость. Данные качества необходимы в большей степени для работников, непосредственно взаимодействующими с подвижным составом - составителей поездов, рабочих бригад технического и коммерческого осмотров, приемосдатчиков и т. д. Их профессиональная деятельность связана с физическими нагрузками и требует точное и своевременное выполнение своих обязанностей. Необходимо также отметить, что в системе железнодорожного транспорта имеется ряд профессий, в которых преобладает сидячий образ жизни, как следствие такой вид деятельности приводит к недостатку физической активности и малоподвижному образу жизни работников. Каждодневное длительное времяпрепровождение перед мониторами компьютера и аппаратуры влияет на функциональную деятельность физических и психических процессов, вызывает утомление и как следствие снижение работоспособности. Известно, что движение – это одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и развитии. При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что негативно сказывается на организме, и начинаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом: болят суставы, увеличивается масса тела, снижается функциональная активность работы жизненно важных органов и систем. Чтобы уменьшить риск возникновения данных заболеваний необходимо соблюдать рекомендаций - это сокращение времени пребывания в сидячем положении, рекомендуем каждые 30 мин делать перерывы во время работы, выполняя несложные упражнения для восстановления тонуса мышц и снятия психофизического напряжения. В свободное время необходимо больше двигаться: ходить пешком, делать ежедневную зарядку, находить возможность посещать тренажерный зал или спортивную секцию по интересам. Занятия физической культурой и спортом полезны и необходимы людям любой профессии. В сфере железнодорожного транспорта этому нужно уделить особое внимание, так как она (сфера железнодорожного транспорта) требует от работников высокую координацию и точность движений, эмоциональную устойчивость и самообладание в стрессовых ситуациях. Подводя итог, студентам как будущим специалистам необходимо всестороннее развивать как интеллектуальные, так и физические способности, что благоприятно повлияет на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Список литературы,

Гигиена и физиология труда на железнодорожном транспорте: Общие закономерности регуляции рабочей деятельности человека / Под ред. А. А. Прохорова. - М.: Транспорт, 1973. - 264с.

Колиненко Е. А. Повешение уровня физического состояния работников железнодорожного транспорта средствами физической культуры: Автореф. Дис. ... Канд. пед. наук / Е. А. Колиненко; ДВГАФК. - Хабаровск 2001 г..

Полиевский С. А. Физкультура и профессия: Монография / С. А. Полиевский И. Д. Страрцева. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 160с.

Виленский М. Л. Физическая культура студента: учебник / М. Л. Виленский, А. И. Зайцев, Ю. Л. Кислицин, В. Л. Коваленко, В. А. Масляков, В. Г. Щербаков. Москва: Гардарики, 2000. 448 с. Текст: непосредственный

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×